Дело № 2-41/ 2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2011 года <адрес>
<данные изъяты> суд <адрес>
В составе:
председательствующего судьи Самойловой Т.М.
при секретаре Ереминой В.П.
с участием :
помощника прокурора <адрес> Шатерникова А.А.
ответчика Светлицкого О.Н.
специалиста- врача- нарколога МУЗ « <данные изъяты>» Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неограниченного круга лиц к Светлицкому О.Н. о прекращении действия права управления транспортными средствами,
у с т а н о в и л :
Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Светлицкому О.Н. о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
В обоснование заявленных требований, помощник прокурора <адрес> Шатерников А.А. указал, что прокуратурой <адрес> в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения проведена проверка законности и обоснованности обладания гражданами, проживающими в <адрес> и состоящими на учете в МУЗ «<данные изъяты>», права на управление транспортными средствами различных категорий. В ходе проверки установлено, что Светлицкий О.Н. имеет водительское удостоверение, дающее право управления транспортными средствами. Вместе с тем Светлицкий О.Н. состоит на диспансерном учете у врача нарколога МУЗ « <данные изъяты>» с 2006 года с диагнозом «синдром зависимости от опиоидов средней стадии. Токсическая энцефалопатия», что свидетельствует о наличии у Светлицкого О.Н. медицинского психиатрического противопоказания для управления транспортными средствами по состоянию здоровья. В связи с этим прокурор <адрес> просит суд прекратить действия права Светлицкого О.Н. на управление транспортными средствами и изъять у него водительское удостоверение серии <адрес>, выданное ему, ДД.ММ.ГГГГ, МРЭО ГИБДД УВД <адрес> на право управления автотранспортными средствами категории «В».
Ответчик Светлицкий О.Н. исковые требования прокурора не признал. Суду заявил, что он в течение года не употребляет наркотические средства, а поэтому требования прокурора о прекращении действия права на управление транспортными средствами категории « В», по его мнению, является незаконным.
Представитель МРЭО ГИБДД ГУВД <адрес> В. в судебное заседание не явилась. В своем объяснении на исковое заявление просила суд дело рассмотреть в её отсутствие.
Врач нарколог МУЗ « Александровская ЦРБ» Д., допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста, суду сообщил, что Светлицкий О.Н. состоит на диспансерном учете с 2006 года с диагнозом «синдром зависимости от опиоидов средней стадии. Токсическая энцефалопатия». От лечения категорически отказывается. Кабинет врача нарколога не посещает. В настоящее время внешний вид Светлицкого
О.Н. свидетельствует о том, что он действительно не принимает наркотические средства, но, поскольку он не является в наркологический кабинет, однозначно сказать о том, что он полностью излечился от наркотической зависимости не представляется возможным. Он
должен не менее пяти раз в год являться к врачу наркологу, проходить определенное обследование и только по истечении пяти лет, при наличии положительной динамики, он может быть снят с учета. В настоящее время, он как врач- специалист, считает, что по своему состоянию здоровья при управлении транспортными средствами Светлицкий О.Н. может создавать угрозу жизни и здоровью окружающих.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, ответчик Светлицкий О.Н. с 2006 года состоит на диспансерном учете в наркологическом кабинете МУЗ « <данные изъяты>» в диагнозом « синдром зависимости от опиоидов средней стадии. Токсическая энцефалопатия». Данное заболевание, в соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", является противопоказанием для допуска к водительской деятельности.
Критерии допуска граждан к получению права управления транспортными средствами установлены статьей 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". К числу таковых отнесено требование об отсутствии у лица ограничения к водительской деятельности, в том числе и ограничения по медицинским показаниям. Применение указанного ограничения обеспечивается нормами статьи 23 указанного Закона, устанавливающими обязательный характер прохождения медицинского освидетельствования кандидата в водители. При этом целью данного освидетельствования является определение у водителей или кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В соответствии с пунктом 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации водитель транспортного средства обязан в установленных случаях проходить проверку
знаний и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.
Наличие у ответчика в настоящее время указанного выше диагноза означает, что он имеет ограничение к осуществлению водительской деятельности по медицинским показаниям.
Таким образом, Светлицкий О.Н. не отвечает в настоящее время установленным нормами вышеуказанного Федерального закона условиям допуска к получению права управления транспортными средствами.
Статьей 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено ограничение прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами Закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Статья 3 Закона в качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статье 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ, и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Таким образом, из системного толкования вышеприведенных норм закона и международного законодательства следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета управления гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с нормами международного права, а потому такая деятельность подлежит прекращению посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
При таких обстоятельствах у суда имеется достаточно оснований прекратить действие права Светлицкого О.Н. на управление транспортными средствами.
Учитывая изложенное, руководствуясь Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ « О безопасности дорожного движения», ст. 1065 ГК РФ, ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Прекратить действия права Светлицкого О.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу : <адрес> на управление транспортными средствами категории «В», на основании водительского удостоверения серии <адрес>, выданного, ДД.ММ.ГГГГ, МРЭО ГИБДД УВД <адрес>.
Изъять у Светлицкого О.Н. водительское удостоверение серии <адрес>, выданное, ДД.ММ.ГГГГ, МРЭО ГИБДД УВД <адрес>, на управление автотранспортными средствами категории «В».
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <данные изъяты> суда в течение 10 дней с подачей жалобы через <данные изъяты> суд.
Председательствующий: судья Т.М. Самойлова