Дело № 2-91
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
25 февраля 2011 года с. Александровское
Судья Александровского районного суда Ставропольского края Кривцанова Г.П.
при секретаре Карпенко М.Р.
с участием: помощника прокурора Александровского района Шатерникова А.А.
представителя администрации Александровского муниципального района Дернова М.А., действующего на основании доверенности № № г.
руководителя МУП Александровского района СК «ЖКХ» Дащенко В.А.
представителя МУП Александровского района СК «ЖКХ» Веретенниковой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Александровского района в интересах Российской Федерации и неограниченного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию Александровского муниципального района Ставропольского края «Жилищно-коммунальное хозяйство», администрации Александровского муниципального района, о понуждении к устранению нарушений требований пожарной безопасности в здании общежития по адресу <адрес>, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Александровского района обратился в суд с иском к МУП Александровского муниципального района Ставропольского края «ЖКХ», администрации Александровского муниципального района, о понуждении к устранению нарушений требований пожарной безопасности в здании общежития по адресу с. Александровское ул. Калинина, д. 314.
В судебном заседании помощник прокурора Александровского района Шатерников А.А. поддержал требования, изложенные в заявлении и суду пояснил, что 25.01.2011 года прокуратурой района совместно с начальником отделения ГПН проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в деятельности МУП АМР СК «ЖКХ». Проводимой проверкой было установлено, что при осуществлении эксплуатации здания общежития по адресу с<адрес> допущены нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации ( ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313 и Федерального закона 22.08.2009 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Проведенной проверкой установлено, что по состоянию на 12-00 часов 25.01.2011 года МУП АМП СК «Жилищно-коммунальное хозяйство», при эксплуатации здания общежития по адресу: <адрес>, допущены нарушения требования Правил пожарной безопасности ППБ 01.03., а именно, здание общежития не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. ( ППБ 01-03 п. 3, НПБ 110-03), кроме того, выявлен ряд других существенных нарушений, перечисленных в предписании.
Нарушение требований пожарной безопасности при эксплуатации здания общежития по адресу: <адрес>, состоящего на балансе МУП АМР СК «Жилищно-коммунальное хозяйство», нарушает гарантированное Российской Федерации право на существование безопасных для жизни и здоровья условиях проживающих в общежитии.
Таким образом, здание общежития по указанному адресу, являющееся объектом массового пребывания граждан, не отвечает основополагающим требованиям противопожарной безопасности, что напрямую влияет как на безопасность граждан, проживающих в нем в настоящее время, а также лиц, посещающих указанное здание в дальнейшем, определить круг которых не представляется возможным.
Помощник прокурора Шатерников А.А. уточнил в судебном заседании исковые требования, просил суд обязать муниципальное унитарное предприятие Александровского муниципального района Ставропольского края «Жилищно-коммунальное хозяйство» (далее МУП АМР «ЖКХ») и администрацию Александровского муниципального района в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу решения по данному делу устранить указанные нарушения пожарной безопасности в здании общежития, расположенного по адресу: <адрес>, обязав администрацию Александровского муниципального района софинансировать мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности в пределах, установленных по согласованию с ответчиками.
Ответчик – представитель администрации Александровского муниципального района Дернов М.А., действующий на основании доверенности № 01-30 от 13.01.2011 года, требования прокурора Александровского района не признал, суду пояснил, что в данном случае, администрация Александровского района не является собственником здания общежития, передано в хозяйственное ведение Муниципальному унитарному предприятию «ЖКХ» Александровского района. Имущество передано предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя, зачисляется на баланс предприятия и служит базой его самостоятельной имущественной ответственности. Также пояснил, что к участию в деле должны быть привлечены собственники приватизированных комнат в качестве соответчиков, которые должны также нести расходы по устранению нарушений пожарной безопасности общежития. В связи, с чем просил отказать в удовлетворении требований прокурора Александровского района.
Ответчик – директор МУП ЖКХ Александровского муниципального района Ставропольского края Дащенко В.А. и представитель юрист МУП ЖКХ Александровского района Веретенникова Л.А. иск прокурора Алдександровского района признали частично, суду пояснили, что собственником данного жилого помещения является Администрайия Александровского муниципального района, а у них оно находится в хозяйственном ведении. Именно собственник несет бремя содержания данного помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество, а если это помещение является квартирой, то – и общего имущества собственников в многоквартирном доме. Общежитие по <адрес> Постановлением Администрации Александровского муниципального района СК № 770 от 14 декабря 2009 года исключено из перечня специализированных жилых помещений и отнесено к категории муниципального жилищного фонда социального использования. В нем разрешена приватизация квартир. По состоянию на 01.01.2011 года 15 квартир находится в собственности граждан и 10 квартир в собственности Александровского муниципального района. Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется за счет средств собственника жилищного фонда. Данный многоквартирный дом (общежитие) находится в хозяйственном ведении. МУП ЖКХ Александровского района не может нести ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в связи с тем, что денежные средства, полученные от жильцов по оплате за содержание жилья составляют около №, а согласно представленному расчету стоимости затрат на выполнение мер по пожарной безопасности, необходимо примерно №.
Кроме того, суду пояснили что ЖКХ неоднократно обращалось к Администрации Александровского муниципального района и к главе Александровского сельского совета с просьбами о выделении денежных средств на проведение капитального ремонта жилищного фонда. Однако средства до настоящего времени не выделены. Поэтому просили обязать Администрацию Александровского муниципального района, как собственника муниципального жилищного фонда, произвести финансирование установления пожарной сигнализации, а остальные противопожарные мероприятия, указанные в иске прокурора Александровского района, они выполнят самостоятельно, за счет полученных от найма квартир денежных средств.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора Александровского района подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно п.п. 3, 7, 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения района относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В соответствии с пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ N 313, данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, гражданами Российской Федерации в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
На основании ч. 1 и 3 статьи 38 Федерального закона N 69-ФЗ от 21.12.1994 года "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Следовательно, иск прокурора обоснованно заявлен к Администрации Александровского муниципального района как к собственнику указанного общежития и к МУП ЖКХ Александровского муниципального района как к предприятию, у которого оно находится в хозяйственном ведении.
На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как установлено в судебном заседании: согласно информации о противопожарном состоянии объекта с массовым пребыванием людей были выявлены нарушения Правил Пожарной безопасности ППБ 01-03; НПБ 110-03; ПУЭ, перечисленные в исковом заявлении прокурора Александровского ( л.д.14-16)
26.01.2011 г. заместителем прокурора Александровского района Шпитько С.В. возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора МУП АМР СК «ЖКХ» Дащенко В.А., в связи с установлением в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КРФоАП. ( л.д. 10-12).
Согласно ст. 11 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, доходов унитарного предприятия от его деятельности и иных не противоречащих законодательству источников. В соответствии со ст. 7 данного закона муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий только при недостаточности их имущества.
С доводами представителя ответчика администрации Александровского муниципального района Дернова М.А. о том, что законом не регламентировано привлечение администрации района в качестве ответчика возможно лишь при доказанности недостаточности имущества унитарного предприятия МУП «ЖКХ» Александровского района, суд согласиться не может по изложенным выше основаниям.
Кроме того, именно администрация муниципального района является надлежащим ответчиком по данному делу. Согласно норме ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители местного самоуправления; лица уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что бездействие администрации Александровского муниципального района по установке в здании общежития тревожной сигнализации влечет за собой нарушение требований законодательства о противодействии экстремисткой деятельности, об организации местного самоуправления и об образовании, которые напрямую влияют как на безопасность проживающих в общежитии, а также лиц, посещающих указанное здание в дальнейшем, в связи с чем, требования прокурора района являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить требования прокурора Александровского района.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие Александровского муниципального района Ставропольского края «Жилищно-коммунальное хозяйство», в шестимесячный срок со дня вступления в законную решения суда, устранить указанные нарушения пожарной безопасности в здании общежития, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Александровского муниципального района Ставропольского края, софинансировать мероприятия по устранению нарушений пожарной безопасности в пределах, установленных по согласованию с Муниципальным унитарным предприятием Александровского муниципального района Ставропольского края «Жилищно-коммунальное хозяйство».
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в 10 дней с подачей жалобы через Александровский районный суд.
Судья Г.П. Кривцанова