Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 мая 2011 года <адрес>
Александровский районный суд Ставропольского края
В составе: председательствующего судьи Кривцановой Г.П.
при секретаре Голубничей Т.Н.
с участием представителя заявителя истца ФИО3, действующей на основании доверенности 16.02. 2011 года
представитель ответчика администрации Александровского муниципального района Дернов М.А.
представителя администрации Александровского сельсовета Нещадимова А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании, в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Проскурину В.В. к Администрации Александровского муниципального района, о признании незаконными действий в отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязанности Администрации Александровского сельского совета поставить на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель Проскурина В.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Александровского муниципального района, о признании незаконными действий в отказе предоставлении жилого помещения и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В судебном заседании уточнила требования, так как ей стало известно, что вопросами постановки на учет для получения льготного жилья занимается Администрации Александровского сельского совета, то просила их обязать поставить ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как вдовы ветерана и инвалида ВОВ.
Проскурина В.В. является вдовой участника и инвалида Великой Отечественной войны ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ. При жизни с мужем до его смерти она находилась на его иждивении. ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учет, как нуждающейся в жилье, согласно Указа Президента № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ею был получен отказ администрации Александровского муниципального района в постановке на учет в очередь. В своем отказе Администрация муниципального <адрес> мотивировала свой указывает, что в соответствии со статьей 54 п.2 ЖК РФ я обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более нормы, 25,86 кв.м.- 1 человека. Однако, истица полагает, что согласно информаций предоставленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и Государственного Унитарного предприятия <адрес> «Краевая техническая инвентаризация» Александровского филиала от ДД.ММ.ГГГГ № о наличии недвижимого имущества на территории <адрес> не располагает. Истец считает, что Администрацией Александровского муниципального района необоснованно сделан вывод о том, что она обеспечена собственной жилой площадью.
В настоящее время она не имеет жилья в собственности. Таким образом, на момент принятия оспариваемого решения администрации Александровского муниципального района, не отпали те основания, по которым бы она, как вдова ветерана инвалида ВОВ, не имеющая собственного благоустроенного жилья, была бы включена в льготный список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, жилой дом в котором проживает Проскурина В.В. в <адрес>, является собственностью ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ, согласно свидетельства о государственной регистрации права. Истица Проскурина В.В. полагает, что действия администрации Александровского муниципального района, выразившееся в отказе ей в постановке на учет, как гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконными, нарушающими мои права и законные интересы, на обеспечение жильем, гарнированное Законом «О ветеранах». В связи с чем просила признать действия администрации Александровского муниципального района незаконными, обязать поставить её в общую льготную очередь льготного списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях инвалидов ВОВ и их членов семей погибших военнослужащих и лиц, приравненных к ним в установленном порядке.
Истица Проскурина В.В. в судебное заседание не явилась, свои интересы доверила представлять ФИО3, просила рассмотреть данное гражданское дело в её отсутствие.
В судебном заседании представитель истицы ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала исковые требования своего доверителя Проскуриной В.В. в полном объеме. Суду пояснила, что жилой дом, в котором проживает Проскурина В.В. по <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права, является собственностью гражданки ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ. Она фактически не имеет своего жилья. Вместе с тем, 14.02. 2011 года получен отказ в постановке ее на учет, нуждающихся в получении жилья. Полагает, что отказ незаконный, так как на данный момент, не отпали основания, по которым она, как вдова ветерана, инвалида ВОВ, не имеющая собственного, благоустроенного жилья, имеет право на включение в льготный список граждан в улучшении жилищных условий. В связи с чем, просит признать действия администрации Александровского муниципального района в отказе в постановке ее на учет граждан, нуждающихся в получении жилья, незаконным. Так как полномочия по учету нуждающихся в получении жилья переданы сельским Администрациям, то просит суд обязать администрацию Александровского сельского совета, постановить Проскурину В.В. на учет в общую очередь льготного списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях, а именно, инвалидов ВОВ и их членов, семей погибших военнослужащих и лиц, приравненных к ним.
Представитель администрации Александровского муниципального района Дернов М.А., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Проскуриной В.В. не признал. Суду пояснил, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Александровского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ Проскуриной В.В. было законно отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как обеспеченной жилым помещением, общей площадью более учетной нормы на одного члена семьи. Согласно проведенного обследования Проскурина В.В., подарив домовладение по адресу № <адрес>, своей дочери ФИО6 по настоящее время продолжает проживать в нем одна. Следовательно, в соответствии со ст. 51 п.1 п.п.1 ЖК РФ, Проскурина В.В. как член семьи собственника данного жилого помещения, имеет право пользоваться данным жилым помещением наравне с его собственником. В связи с чем, считает, что данное решение общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Александровского муниципального района является законным, а исковые требования Проскуриной В.В. не подлежащими удовлетворению.
Представитель администрации Александровского сельского совета Нещадимов А.И. требования, изложенные в заявлении Проскуриной В.В., не признал. Поддержал мнение представителя районной администрации <адрес> о том, что Проскуриной В.В. было законно отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как обеспеченной жилым помещением общей площадью более учетной нормы на одного члена семьи. Просил в исковых требованиях Проскуриной В.В. отказать.
Свидетель ФИО8 главный инженер отдела по организационным и социальным вопросам в администрации Александровского сельсовета, суду пояснил, что ему достоверно известно, что Проскурина В.В пять лет назад подарила своей дочери ФИО9 дом, расположенный по адресу № <адрес> края. Проскурина В.В. обратилась в администрацию с вопросом о постановке её в общую очередь льготного списка. Ей было отказано и в ответе разъяснено, что она обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, т.е. более учетной нормы 25,86 кв.м.. – 1 человека. Учетная норма составляет на одного члена семьи12 кв. м.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования Проскуриной В.В. подлежат удовлетворению, по следующим основаниям:
В соответствии с ч.3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии с п. 4 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п.2 ч.1 ст. 51 Жилищного Кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В судебном заседании установлено, что согласно копии домовой книги истица Проскурина В.В. проживает в домовладении по адресу <адрес> с 2001 года (л.д.24-25). Данное домовладение с ДД.ММ.ГГГГ, согласно свидетельства о государственной регистрации права и на основании договора-дарения, принадлежит ФИО9 (л.д.11-12). Не имея своего жилья, ДД.ММ.ГГГГ Проскурина В.В. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учет, как нуждающейся в жилье.
ДД.ММ.ГГГГ Проскуриной В.В. был дан ответ, что на основании ст. 54 ЖК РФ комиссией было принято решение об отказе в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий по <адрес>. Разъяснено, что она обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы 25,86 м.кв. – 1 человека <данные изъяты>
Как следует из акта обследования жилищно-бытовых условий, Проскурина В.В. проживает в домовладении из двух комнат, площадью 25,86 кв. метров по адресу <адрес>, принадлежащем ФИО9 №
Согласно справки крайтехинвентаризации, по данным на ДД.ММ.ГГГГ сведениями ПТИ о наличии недвижимого имущества у Проскуриной В.В. не располагает №
В соответствии с Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 -1945 годов» жильем должны быть обеспечены все ветераны Великой Отечественной Войны, а также члены семей погибших и умерших инвалидов ветеранов Великой Отечественной Войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий независимо от того, было ли раннее жилье или нет.
Ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» к мерам социальной поддержки участников Великой Отечественной Войны относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной Войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 ФЗ «О ветеранах». При этом участники Великой Отечественной Войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилья один раз.
Доводы представителей ответчика о том, что Проскурина В.В., подарив домовладение по адресу № <адрес>, своей дочери ФИО6 по настоящее время продолжает проживать в нем одна и не нуждается в улучшении жилищных условий, не обоснованы.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО9 суду пояснила, что является дочерью Проскуриной В.В. Домовладение по адресу № <адрес> принадлежит на праве собственности ей. Однако с 2002 года в нем проживает её мать Проскурина В.В. Указанное домовладение признано аварийным согласно постановления администрации. Данное постановление не сохранилось. Мать подарила ей этот дом, так как оно разрушалось и она не могла его содержать по состоянию здоровья. В связи с чем, мать обратилась в администрацию для постановки её в общую льготную очередь инвалидов ВОВ. В 2005 году мать подарила ей дом.
Спустя три года, после того как Проскурина В.В. подарила дочери ФИО9 дом по адресу № <адрес>, был издан Указ Президента РФ № «Об обеспечением жильем ветеранов ВОВ 1991-1995 г.г.» - ДД.ММ.ГГГГ, предвидеть издание которого Проскурина В.В. не могла.
В соответствие с требованиями ст. 53 ЖК РФ, граждане, намеренно ухудшившие свои жилищные условия (дарение, продажа), принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не раннее, чем через пять лет со дня указанных действий.
В судебном заседании установлено, что продала истица свое домовладение ДД.ММ.ГГГГ, обратилась с ходатайством о постановке на учет нуждающихся в получении жилья ДД.ММ.ГГГГ, т.е. более 5-то лет после продажи жилья.
Согласно представленным медицинским справкам, Проскурина В.В.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения вдова участника инвалида ВОВ №, является человеком преклонного возраста, инвалидом второй группы № и имеет право на социальную поддержку. Согласно решения суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт нахождения Проскуриной В.В. на иждивении у супруга ФИО5 №
Суд полагает, что возраст и состояние здоровья Проскуриной В.В. не позволяют ей еще в течение нескольких лет ждать, когда администрация села <адрес> сможет поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, а затем ожидать предоставления её жилого помещения, в то время как право на получение жилья у неё имеется в силу действующих в настоящее время законодательных актов, защищающих жилищные права участников Великой Отечественной Войны.
С учетом изложенного, суд полагает, что требования Проскуриной В.В. о признании действий администрации <адрес>, выразившихся в отказе постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, являются незаконными. В связи с тем, что согласно акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ документы на ветеранов Великой Отечественной войны, переданы в ведение администрации Александровского сельского совета, то вопросы постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях: инвалидов ВОВ и их членов семей погибших военнослужащих и лиц, приравненных к ним, должны разрешаться именно администрации Александровского сельского совета. В связи с чем, суд считает необходимым обязать администрацию Александровского сельского совета, поставить Проскурину В.В. в общую очередь льготной степени граждан, нуждающихся в жилых помещениях, инвалидов ВОВ и их членов, семей погибших военнослужащих и лиц, приравненных к ним.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить требования Проскуриной В.В. .
Признать действия администрации Александровского муниципального района и администрации Александровского сельского совета, выразившиеся в отказе в постановке Проскуриной В.В. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях незаконными.
Обязать администрацию Александровского сельского совета поставить Проскурину В.В. в общую очередь льготного списка граждан, нуждающихся в жилых помещениях инвалидов ВОВ и их членов, семей погибших военнослужащих и лиц, приравненных к ним в установленном порядке.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в течение 10 дней в Ставропольский краевой суд, с подачей жалобы через Александровский райсуд.
Судья Г.П. Кривцанова