Дело № 2- 551 / 2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 октября 2011 года <адрес> <данные изъяты> районный суд <адрес> в составе: председательствующего Самойловой Т.М. при секретаре Ереминой В.П. с участием: старшего помощника прокурора <адрес> Шатерникова А.А. представителя органа опеки и попечительства в лице администрации <данные изъяты> муниципального района Шеховцовой В.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ представителя ответчика- администрации <данные изъяты> муниципального района ФИО7, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении <данные изъяты> районного суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Сапрыкиной В.А. к администрации <данные изъяты> муниципального района и Министерству строительства и архитектуры <адрес> о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения за счет средств краевого бюджета, у с т а н о в и л : Прокурор <данные изъяты> района в интересах Сапрыкиной В.А. обратился в суд с исковым заявлением к администрации <данные изъяты> муниципального района и Министерству строительства и архитектуры <адрес> о предоставлении вне очереди благоустроенного жилого помещения за счет средств краевого бюджета. В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Шатерников А.А. в обосновании заявленных исковых требований указал, что Сапрыкина В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в интересах которой заявлен иск, относится к категории детей-сирот. Постановлением главы администрации <данные изъяты> сельсовета, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р по вступлении в законную силу решения <данные изъяты> районного суда о лишении родительских прав родителей Сапрыкина А.Н. и Сапрыкину Л.Н., Сапрыкина В.А. была определена в <данные изъяты> детский дом и этим же постановлением поставлена в очередь в качестве нуждающейся в предоставлении жилой площади согласно действующему законодательству. В списках очередников она значится под номером 16. До настоящего времени не обеспечена благоустроенным жилым помещением. Прокуратура <данные изъяты> района считает, что администрация <данные изъяты> муниципального района и Министерство строительство и архитектуры <адрес>, на которых возложены обязанности по предоставлению детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений, не исполняет должным образом свои обязанности. Как следует из буквального толкования ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане данной категории являются исключением из правила о предоставлении жилья в порядке очередности и обеспечиваются жильем вне очереди. Таким образом, законом право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. По этим основаниям старший помощник прокурора <адрес> Шатерников А.А. просит суд вынести решение, которым обязать Министерство строительство и архитектуры <адрес> выделить из средств краевого бюджета денежные средства для приобретения ребенку- сироте Сапрыкиной В.А. благоустроенного жилого помещения, а администрацию <данные изъяты> муниципального района обязать на выделенные денежные средства приобрети благоустроенное жилое помещение Сапрыкиной В.А.. Представитель администрации <данные изъяты> муниципального района Луговской Д.А. исковые требования прокурора <адрес> не признал по основаниям, изложенным возражения на исковое заявление, изложенных в письменном виде и приобщенных к делу. Он считает, что администрация <адрес> в пределах предоставленных полномочий не нарушила права Сапрыкиной В.А. на получение благоустроенного жилого помещения. В соответствии с Бюджетным законодательством администрация <данные изъяты> муниципального района не наделена полномочиями по формированию расходных статей бюджета и соответственно не может самостоятельно обеспечить за счет средств краевого бюджета получение субвенций на указанные цели. Денежные средства на реализацию указанных полномочий предоставляется муниципальному району из средств краевого бюджета. Поскольку размер выделяемых денежных средств на предоставление субсидий для приобретения или строительства жилья всем нуждающимся из числа лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей недостаточен, то это привело к образованию очереди. Удовлетворение исковых требований прокурора существенно ущемит права лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые включены в списки очередников ранее Сапрыкиной В.А., так как данный список состоит только из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и которые относятся к той же категории льготников, что и Сапрыкиной В.А.. В связи с изложенным, просит суд отказать прокурору в удовлетворении предъявленных исковых требований. Представитель органа опеки и попечительства Шеховцова В.В. полностью поддержала доводы Луговского Д.А.. Представитель Министерства строительства и архитектуры <адрес> Горелик И.В. действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в судебное заседание не явился. В возражениях на исковое заявление, приобщенных к материалам гражданского дела, просил суд дело рассмотреть в его отсутствие и в удовлетворении иска прокурора отказать основаниям, изложенным в возражениях. Он считает, что Министерство строительства и архитектуры <адрес>, как уполномоченный орган исполнительной власти по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполнил возложенные на него функции, перечислив в администрацию <данные изъяты> муниципального района в 2011 году денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей для приобретения благоустроенных жилых помещений указанной выше категории граждан. Просит суд в иске прокурору <адрес> отказать. Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд находит требования прокурора законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению. Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты (ст. 7 ч. 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст.38 ч.1). Согласно части 1 статьи 8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ Как следует из преамбулы указанного Закона, а так же из статьи 1, его положения распространяются на детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которым гарантируется социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью. Законом <данные изъяты> края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети- сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством <данные изъяты> края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по <адрес>, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным Правительством СК. В судебном заседании установлено, что Сапрыкина В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей- сирот. Её родители Сапрыкин А.Н. и Сапрыкина Л.Н. решением <данные изъяты> районного суда лишены родительских прав и на основании постановления главы администрации <данные изъяты> сельсовета №-р от ДД.ММ.ГГГГ Сапрыкина В.А. определена в <данные изъяты> детский дом и поставлена на очередь в качестве нуждающейся в предоставлении жилой площади ( л.д.17). Согласно представленным в деле документам, Сапрыкина В.А. собственником объектов недвижимости не значится ( л.д. 18, 19). В списке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших совершеннолетия и нуждающихся в приобретении жилой площади на территории <адрес> состоит под номером 16. Из буквального толкования ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане данной категории являются исключением из правила о предоставлении жилья в порядке очередности и обеспечиваются жильем вне очереди. Таким образом, законом право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке Поскольку до настоящего времени Сапрыкина В.А. благоустроенным жилым помещением не обеспечен, то обращение прокурора <адрес> в суд с исковым заявлением в интересах Сапрыкинй В.А. является законным и обоснованным. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета <адрес>, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году. Данным постановлением уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определено министерство строительства и архитектуры <адрес>. С доводами представителя ответчика- Министерства строительства и архитектуры <адрес> об исполнении своих полномочий по перечислению <адрес> денежных средств в достаточном размере для приобретения благоустроенных жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, суд согласиться не может, так как выделенные денежные средства уже израсходованы на приобретения жилья данной категории граждан в 2011 году. Каких- либо доказательств, свидетельствующих о том, что Министерством строительства и архитектуры <адрес> выделялись <данные изъяты> муниципальному району денежные средства на приобретение жилого помещения Сапрыкиной В.А., суду не представлено. Учитывая изложенные обстоятельства, принимая во внимание требования закона, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>, заявленных в интересах Сапрыкиной В.А.. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора <адрес> к администрации <данные изъяты> муниципального района и Министерству строительства и архитектуры <адрес> удовлетворить. Обязать Министерство строительства и архитектуры <адрес> за счет средств краевого бюджета выделить <данные изъяты> муниципальному району денежные средства для приобретения вне очереди благоустроенного жилого помещения ребенку – сироте Сапрыкиной В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Обязать Администрацию <данные изъяты> муниципального района на выделенные денежные средств приобрести Сапрыкиной В.А. благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм. Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение 10 дней с подачей жалобы через <данные изъяты> районный суд. Председательствующий: судья Т.М. Самойлова
№159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства ( место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания ( учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна( попечителя), приемная семья).