Дело № 2-510/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 ноября 2011 года <адрес> <данные изъяты> районный суд <адрес> В составе: председательствующего Самойловой Т.М. при секретаре Ереминой В.П. с участием : заместителя прокурора <адрес> Ивановой Н.Н. истца Смирнова К.И. представителя истца Смирнова А.К. представителя ответчика Нещадимова А.И., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Смирнова К.И. к администрации <данные изъяты> сельсовета о признании незаконным постановления администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> в части снятия Смирнова К.И. с учета нуждающихся в жилом помещении, у с т а н о в и л : Постановлением администрации <данные изъяты> муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ Смирнова К.И.- инвалид Великой Отечественной войны был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. В декабре 2010 года учетное дело нуждающегося в улучшении жилищных условий Смирнова К.И. было передано в администрацию <данные изъяты> сельсовета, на которую п.6 ч.1 ст. 14 Федерального закона №- ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции ДД.ММ.ГГГГ) возложена обязанность по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Смирнов К.И. снят с очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с п. 6 ст. 56 Жилищного кодекса РФ. ДД.ММ.ГГГГ Администрация Александровского сельсовета уведомила Смирнова К.И. о снятии его с очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ Смирнов К.И. обратился с заявлением в прокуратуру <адрес>, в котором просил провести проверку по факту снятия его с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В ходе проведенной проверки было установлено, что основанием снятия Смирнова К.И. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий явилось то обстоятельство, что Смирнов К.И. является собственником жилого помещения с обеспеченной нормой жилой площади на 1 человека более учетной нормы жилого помещения, установленной в селе <данные изъяты> Полагая, что администрация <данные изъяты> сельсовета необоснованно снял Смирнова с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, прокурор <адрес> в интересах Смирнова К.И. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета поставить Смирнова К.И. в очередь как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Впоследствии старший помощник прокурора <адрес> дополнил исковые требования и просил суд признать незаконным постановление администрации <данные изъяты> сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ в части снятия Смирнова К.И. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Иванова Н.Н. поддержала требования, изложенные в исковом заявлении, и суду пояснила, что администрация <данные изъяты> сельсовета, решая вопрос о снятии Смирнова К.И. с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не указала обстоятельства снятия Смирнова К.И. с учета, сославшись лишь на п.6 ст. 56 Жилищного Кодекса РФ и рекомендации, полученные от Министерства труда и социальной защиты населения <адрес> « О правомерности постановки на очередь ветеранов Великой Отечественной войны». Не указаны обстоятельства снятия Смирнова К.И. с учета и в протоколе заседания общественной комиссии. Кроме того, решение о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, должны быть принято органом, на основании решения которого такие граждане приняты на данный учет не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, явившихся основанием принятия такого решения. Смирнов К.И. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании Постановления администрации <данные изъяты> муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией <данные изъяты> сельсовета снят, на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ, №, при этом жилищные условия, существовавшие на момент принятия Смирнова К.И. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, остались неизменными по настоящее время. Смирнов К.И. и его представитель Смирнов А.К. поддержали доводы заместителя прокурора <адрес> Ивановой Н.Н. Представитель ответчика- администрации <данные изъяты> сельсовета Нещадимов А.И. исковые требования прокурора <адрес> в интересах Смирнова К.И. не признал. По существу заявленного иска пояснил, что общественная комиссии по жилищным вопросам при администрации <данные изъяты> сельсовета, рассмотрев материалы, имеющие в учетном деле ветерана Великой Отечественной войны, установила, что у него в собственности имеется 1/3 доля в жилом доме, находящемся в селе <данные изъяты>, по <адрес>, общая площадь жилого дома составляет 55,80 квадратных метров. В том числе жилая 24,60 квадратных метров. Исходя из общей площади жилого дома, количества лиц, зарегистрированных по указанному адресу- 4 человека, на долю Смирнова К.И. приходится 13,9 квадратных метров, что превышает учетную норму жилой площади, установленную на территории села <данные изъяты> Данное обстоятельство и явилось основанием для снятия Смирнова К.И. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Просит суд учесть изложенное им, и в иске прокурору в интересах Смирнова К.И. отказать. Выслушав стороны, свидетеля З.- специалиста администрации <данные изъяты> сельсовета, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Как установлено в судебном заседании, постановлением администрации <данные изъяты> муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ « Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Смирнов К.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ветеран Великой Отечественной войны признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. На основании пункта 5 Постановлением администрации <данные изъяты> сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ « об Утверждении протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Александровского сельсовета <адрес>», Смирнов К.И. снят с очереди принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с п.6 ст. 56 Жилищного Кодекса Российской Федерации и с рекомендациями от министерства труда и социальной защиты населения <адрес> « О правомерности постановки на очередь ветеранов Великой Отечественной войны». Статья 55 ЖК РФ гарантирует сохранение за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 данного Кодекса оснований снятия их с учета. Частью 1 статьи 56 ЖК РФ предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Данный перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях является исчерпывающим. Согласно части 2 статьи 56 ЖК РФ, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. В судебном заседании установлено, что вопреки изложенным выше положениям Жилищного Кодекса РФ, ни в протоколе заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации <данные изъяты> сельсовета, ни в постановлении администрации Александровского сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ, не указаны обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения о снятии Смирнова К.И. с учета. Кроме того, решение о снятии Смирнова К.И. с учета, нуждающегося в улучшении жилищных условий, принято с нарушением установленного тридцатидневного срока: Смирнов К.И. принят на учет ДД.ММ.ГГГГ, а снят с учета ДД.ММ.ГГГГ. Уведомление о снятии Смирнова с учета, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, направлено Смирнову К.И. так же с нарушением срока- ДД.ММ.ГГГГ, то есть через 11 дней с момента принятия решения, а не через три дня, как предусмотрено ч.2 ст. 56 ЖК РФ. Администрацией <данные изъяты> сельсовета не представлено суду доказательств, подтверждающих, что при постановке на учет Смирнов К.И. в нарушение пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ представил документы, содержащие не соответствующие действительности сведения. Из материалов дела видно, что жилищные условия, существовавшие на момент принятия Смирнова К.И. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, остались неизменными по настоящее время. Изложенные обстоятельства дают суду основание признать незаконным п.5 Постановления администрации <данные изъяты> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № в части снятия Смирнова К.И. с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета восстановить Смирнова К.И. в очереди с момента принятия его на учет. Руководствуясь ст. 254, ст. 255, 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Удовлетворить требования прокурора <адрес>. Признать незаконным п.5 постановления администрации <данные изъяты> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ № « Об утверждении протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации <данные изъяты> сельсовета <адрес> в части снятия с очереди принятого на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Смирнова К.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалида Ыеликой Отечественной войны второй группы. Обязать администрацию <данные изъяты> сельсовета <адрес> восстановить Смирнова К.И. в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента принятия на учет. Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение 10 дней с подачей жалобы через Александровский районный суд. Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий: судья Т.М. Самойлова