решение от 12.12.2011 года по иску прокурора к администрации и совету администрации муниципального района о понуждении к доступности дошкольного образования



Дело № 2- 742

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации 12 декабря 2011 года с. Александровское

Александровский районный суд Ставропольского края

В составе председательствующего судьи Неумывакиной Н.В.

при секретаре Карпенко М.Р.

с участием ст. пом. прокурора <адрес> района Ш.

рассмотрел в открытом судебном заседании в зале <адрес> районного суда гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> муниципального района, Совету <адрес> муниципального района, отделу образования администрации <адрес> муниципального района о понуждении к доступности дошкольного образования,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор <адрес> района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации <адрес> муниципального района, Совету <адрес> муниципального района, отделу образования администрации <адрес> муниципального района о понуждении к доступности дошкольного образования.

В обоснование заявленных требований ст. пом. прокурора <адрес> района Ш. сослался на то обстоятельство, что в <адрес> районе функционирует 21 муниципальное дошкольное образовательное учреждение (далее – МДОУ). Функции и полномочия учредителя МДОУ осуществляет администрация <адрес> муниципального района.

Максимальная наполняемость детьми МДОУ района составила: на ДД.ММ.ГГГГ – 1374 ребенка, на ДД.ММ.ГГГГ – 1400 детей, на ДД.ММ.ГГГГ - 1403 ребенка.

Общее количество детей, в возрасте от 0 до 6 лет, состоящих на регистрационном учете составило: на ДД.ММ.ГГГГ – 580 детей, на ДД.ММ.ГГГГ – 718 детей.

Согласно информации, полученной из отдела образования администрации <адрес> муниципального района, на настоящий момент неустроенными в МДОУ остаются 743 ребенка, при общем количестве устроенных в МДОУ детей 1352 ребенка.

Таким образом, количество мест в МДОУ не соответствует потребностям населения <адрес> района.

Изложенное, свидетельствует о растущей потребности в строительстве новых МДОУ на территории района, либо открытии дополнительных групп для детей в уже имеющихся МДОУ.

В <адрес> районе необходимо открыть минимум 743 дополнительных места в МДОУ.

Из представленной отделом образования информации следует, что в 2012 году планируется запуск в эксплуатацию МДОУ «Матрешка», а также открытие дополнительных групп в МДОУ №, , .

Статьей 43 Конституции РФ закреплено право на образование и доступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях.

Государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования (ст. 2 Закона РФ «Об образовании»).

Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов (части 2 и 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании»). Программы дошкольного образований отнесены к основным общеобразовательным программам (ч. 3 ст. 9 Закона РФ «Об образовании»).

В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании» сеть дошкольных образовательных учреждений действует для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье.

В соответствии с п. 11 ст. 7 Устава <адрес> муниципального района на <адрес> муниципальный район возлагаются обязанности по организации дошкольного образования.

Оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, финансирование мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда и учебе относится к компетенции образовательного учреждения на основании ст. ст. 32, 51 Закона РФ «Об образовании». При этом деятельность МДОУ финансируется учредителем из бюджета района в соответствии с договором между учредителем и МДОУ.

Учредителем всех МДОУ является муниципальное образование <адрес> муниципальный район в лице отдела образования администрации <адрес> муниципального района.

Для открытия дополнительных мест в МДОУ <адрес> муниципального района необходимо внести соответствующие изменения в бюджет района на 2012 год, обеспечивающие финансирование вышеуказанных мероприятий.

Пункт 2 ч. 10. Ст. 35 Федерального закона «Об общих, принципах организации местного самоуправления» .1-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ утверждение бюджета также относит к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Представительным органом в <адрес> муниципальном районе является Совет <адрес> муниципального района.

Дефицит дошкольных образовательных учреждений в <адрес> районе существенно ущемляет законные права и интересы детей, гарантированные Конституцией РФ. Данное обстоятельство влечет невыполнение основных направлений государственной политики по охране материнства и детства в части обеспечения полноценного воспитания, подготовки их к полноценной жизни в обществе, в связи с чем просил суд обязать администрацию <адрес> муниципального района, Совет <адрес> муниципального района, отдел образования администрации <адрес> муниципального района принять меры к открытию минимум 743 дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом потребностей населения, установив ответчикам следующие сроки для совершения вышеуказанных действий: до ДД.ММ.ГГГГ – открыть 180 мест; до ДД.ММ.ГГГГ – открыть 75 мест; до ДД.ММ.ГГГГ – открыть 488 мест.

Представитель администрации <адрес> муниципального района Л., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ заявление прокурора <адрес> района не признал, суду пояснил, что комплектование дошкольных образовательных учреждений осуществляется с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении», СаН ПиН ДД.ММ.ГГГГ.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 91 (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ N 164), Устава образовательного учреждения. Данными нормативными документами утверждены предельные нормативы наполняемости групп общеразвивающей направленности. Превышение данных нормативов не допускается.

В соответствии с требованиями СаН ПиН ДД.ММ.ГГГГ.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» администрацией <адрес> муниципального района <адрес> выделены денежные средства в сумме 564,53 тыс. руб. для организации работы 3-х возрастных дополнительных групп пребывания детей в МДОУ , МДОУ и МДОУ всего на 66 мест и доукомплектования групп в МДОУ , МДОУ и МДОУ в количестве 34 места с ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, с января ДД.ММ.ГГГГ года на базе МДОУ и МДОУ функционируют группы краткосрочного пребывания детей дошкольного возраста.

Для предоставления мест в дошкольных образовательных учреждениях всем нуждающимся, необходимо строительство новых МДОУ. Среднестатистический показатель по созданию 1 места в строящемся дошкольном учреждении составляет 700 тыс. рублей. Таким образом, для строительства новых дошкольных образовательных учреждений на территории <адрес> муниципального района необходимо около 520100 тыс. рублей, при этом расходная часть проекта бюджета <адрес> муниципального района на 2012 год составляет 746544,29 тыс. рублей. При этом бюджет <адрес> муниципального района <адрес> на 80% является дотационным.

На данный момент открытие новых дошкольных образовательных учреждений планируется за счет реконструкции имеющихся, в том числе:- за счет реконструкции части здания МОУ СОШ с. <адрес> в 2012 году планируется открыть МДОУ на 80 мест, расходы на реконструкцию и строительство составили 223 94,32 тыс. рублей за счет средств бюджета <адрес>, 2488,26 тыс. рублей за счет средств бюджета <адрес> муниципального района; подготавливается конкурсная документация на реконструкцию здания МОУ ООШ под детский сад на 75 мест. На данные мероприятия предусмотрено выделение 900 тыс. руб. из средств бюджета <адрес> муниципального района <адрес>.

Полагает, что администрацией <адрес> муниципального района <адрес> принимаются все реальные меры для открытия дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях <адрес> муниципального района, в связи с чем просил суд прокурору района в иске отказать.

Представитель Совета <адрес> муниципального района глава <адрес> муниципального района И. заявление прокурора <адрес> <адрес> не признал, суду сообщил, что действительно в настоящее время в районе недостаточно мест в МДОУ, однако бюджет района на 80% является дотационным. Для исполнения требований прокурора они предпринимают все необходимые меры, однако для открытия дополнительных 743 мест денег в бюджете нет. Просил суд в иске прокурору района отказать.

Представитель отдела образования администрации <адрес> муниципального района начальник отдела образования Г. требования прокурора не признала и суду сообщила, что 743 ребенка это общая цифра, однако остронуждающихся на сегодняшний день примерно 280 человек. Все возможные дополнительные места в детских сада открыты, однако возможностей открыть еще 743 места в настоящее время не имеется, в связи с отсутствием денежных средств. Просила суд в иске прокурору района отказать

Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит заявление прокурора <адрес> района подлежащим удовлетворению.

Судом установлено, что в <адрес> районе функционирует 21 муниципальное дошкольное образовательное учреждение. Функции и полномочия учредителя МДОУ осуществляет администрация <адрес> муниципального района.

Согласно информации администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ максимальная наполняемость детьми МДОУ района составила: на ДД.ММ.ГГГГ – 1374 ребенка, на ДД.ММ.ГГГГ – 1400 детей, на ДД.ММ.ГГГГ - 1403 ребенка. Общее количество детей, в возрасте от 0 до 6 лет, состоящих на регистрационном учете составило: на ДД.ММ.ГГГГ – 580 детей, на ДД.ММ.ГГГГ – 718 детей. (л.д. 7)

Согласно информации, полученной из отдела образования администрации <адрес> муниципального района, на настоящий момент неустроенными в МДОУ остаются 743 ребенка, при общем количестве устроенных в МДОУ детей 1352 ребенка.

Таким образом, количество мест в МДОУ не соответствует потребностям населения <адрес> района, что свидетельствует о растущей потребности в строительстве новых МДОУ на территории района либо открытии дополнительных групп для детей в уже имеющихся МДОУ.

В <адрес> районе необходимо открыть минимум 743 дополнительных места в МДОУ.

Из представленной отделом образования информации следует, что в 2012 году планируется запуск в эксплуатацию МДОУ «<адрес>», а также открытие дополнительных групп в МДОУ №, , .

Статьей 43 Конституции РФ закреплено право на образование и доступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях.

В соответствии с преамбулой Закона РФ «Об образовании» от ДД.ММ.ГГГГ право на образование является одним из основных конституционных прав граждан РФ.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

Государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования (ст. 2 Закона РФ «Об образовании»).

Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов (части 2 и 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании»).

Программы дошкольного образований отнесены к основным общеобразовательным программам (ч. 3 ст. 9 Закона РФ «Об образовании»).

В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании» сеть дошкольных образовательных учреждений действует для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье.

Пункт 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района относит к полномочиям органа местного самоуправления муниципального района.

В соответствии с п. 11 ст. 7 Устава <адрес> муниципального района на <адрес> муниципальный район возлагаются обязанности по организации дошкольного образования.

Оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, финансирование мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда и учебе относится к компетенции образовательного учреждения на основании ст. ст. 32, 51 Закона РФ «Об образовании». При этом деятельность МДОУ финансируется учредителем из бюджета района в соответствии с договором между учредителем и МДОУ.

Учредителем всех МДОУ является муниципальное образование <адрес> муниципальный район в лице отдела образования администрации <адрес> муниципального района, в связи с чем суд считает, что обязанность по организации дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях должна быть возложена как на администрацию муниципального района так и на отдел образования администрации <адрес> муниципального района.

Для открытия дополнительных мест в МДОУ <адрес> муниципального района необходимо внести соответствующие изменения в бюджет района на 2012 год, обеспечивающие финансирование вышеуказанных мероприятий.

Пункт 2 ч. 10. Ст. 35 Федерального закона «Об общих, принципах организации местного самоуправления» .1-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ утверждение бюджета также относит к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Представительным органом в <адрес> муниципальном районе является Совет <адрес> муниципального района на который также должна быть возложена обязанность по принятию мер, связанных с обеспечением детей местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.

Дефицит дошкольных образовательных учреждений в <адрес> районе существенно ущемляет законные права и интересы детей, гарантированные Конституцией РФ. Данное обстоятельство влечет невыполнение основных направлений государственной политики по охране материнства и детства в части обеспечения полноценного воспитания, подготовки их к полноценной жизни в обществе.

Доводы ответчиков о том, что ими предпринимаются все возможные меры по организации дополнительных мест не являются основанием для отказа в иске, поскольку указанные меры являются недостаточными, так как не обеспечивают потребность всех детей, состоящих на учете, и необходимость открытия дополнительных мест представителями ответчиков в судебном заседании не оспаривалась.

Не являются основанием к отказу в иске и доводы ответчиков об отсутствии денежных средств на открытие дополнительных мест в детских садах.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора <адрес> района в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> муниципального района, Совету <адрес> муниципального района, отделу образования администрации <адрес> муниципального района о понуждении к доступности дошкольного образования удовлетворить.

Обязать администрацию <адрес> муниципального района, Совет <адрес> муниципального района, отдел образования администрации <адрес> муниципального района принять меры к открытию минимум 743 дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях <адрес> муниципального района с учетом потребностей населения.

Установить ответчикам следующие сроки для совершения вышеуказанных действий: до ДД.ММ.ГГГГ – открыть 180 мест; до ДД.ММ.ГГГГ – открыть 75 мест; до ДД.ММ.ГГГГ – открыть 488 мест.

Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней в Ставропольский краевой суд с подачей жалобы через Александровский районный суд.

Судья - Н.В. Неумывакина