Дело № 2- 742 Р Е Ш Е Н И Е Александровский районный суд Ставропольского края В составе председательствующего судьи Неумывакиной Н.В. при секретаре Карпенко М.Р. с участием ст. пом. прокурора <адрес> района Ш. рассмотрел в открытом судебном заседании в зале <адрес> районного суда гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> муниципального района, Совету <адрес> муниципального района, отделу образования администрации <адрес> муниципального района о понуждении к доступности дошкольного образования, У С Т А Н О В И Л : Прокурор <адрес> района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации <адрес> муниципального района, Совету <адрес> муниципального района, отделу образования администрации <адрес> муниципального района о понуждении к доступности дошкольного образования. В обоснование заявленных требований ст. пом. прокурора <адрес> района Ш. сослался на то обстоятельство, что в <адрес> районе функционирует 21 муниципальное дошкольное образовательное учреждение (далее – МДОУ). Функции и полномочия учредителя МДОУ осуществляет администрация <адрес> муниципального района. Максимальная наполняемость детьми МДОУ района составила: на ДД.ММ.ГГГГ – 1374 ребенка, на ДД.ММ.ГГГГ – 1400 детей, на ДД.ММ.ГГГГ - 1403 ребенка. Общее количество детей, в возрасте от 0 до 6 лет, состоящих на регистрационном учете составило: на ДД.ММ.ГГГГ – 580 детей, на ДД.ММ.ГГГГ – 718 детей. Согласно информации, полученной из отдела образования администрации <адрес> муниципального района, на настоящий момент неустроенными в МДОУ остаются 743 ребенка, при общем количестве устроенных в МДОУ детей 1352 ребенка. Таким образом, количество мест в МДОУ не соответствует потребностям населения <адрес> района. Изложенное, свидетельствует о растущей потребности в строительстве новых МДОУ на территории района, либо открытии дополнительных групп для детей в уже имеющихся МДОУ. В <адрес> районе необходимо открыть минимум 743 дополнительных места в МДОУ. Из представленной отделом образования информации следует, что в 2012 году планируется запуск в эксплуатацию МДОУ № «Матрешка», а также открытие дополнительных групп в МДОУ №№, №, №. Статьей 43 Конституции РФ закреплено право на образование и доступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях. Государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования (ст. 2 Закона РФ «Об образовании»). Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов (части 2 и 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании»). Программы дошкольного образований отнесены к основным общеобразовательным программам (ч. 3 ст. 9 Закона РФ «Об образовании»). В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании» сеть дошкольных образовательных учреждений действует для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье. В соответствии с п. 11 ст. 7 Устава <адрес> муниципального района на <адрес> муниципальный район возлагаются обязанности по организации дошкольного образования. Оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, финансирование мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда и учебе относится к компетенции образовательного учреждения на основании ст. ст. 32, 51 Закона РФ «Об образовании». При этом деятельность МДОУ финансируется учредителем из бюджета района в соответствии с договором между учредителем и МДОУ. Учредителем всех МДОУ является муниципальное образование <адрес> муниципальный район в лице отдела образования администрации <адрес> муниципального района. Для открытия дополнительных мест в МДОУ <адрес> муниципального района необходимо внести соответствующие изменения в бюджет района на 2012 год, обеспечивающие финансирование вышеуказанных мероприятий. Пункт 2 ч. 10. Ст. 35 Федерального закона «Об общих, принципах организации местного самоуправления» №.1-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ утверждение бюджета также относит к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Представительным органом в <адрес> муниципальном районе является Совет <адрес> муниципального района. Дефицит дошкольных образовательных учреждений в <адрес> районе существенно ущемляет законные права и интересы детей, гарантированные Конституцией РФ. Данное обстоятельство влечет невыполнение основных направлений государственной политики по охране материнства и детства в части обеспечения полноценного воспитания, подготовки их к полноценной жизни в обществе, в связи с чем просил суд обязать администрацию <адрес> муниципального района, Совет <адрес> муниципального района, отдел образования администрации <адрес> муниципального района принять меры к открытию минимум 743 дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом потребностей населения, установив ответчикам следующие сроки для совершения вышеуказанных действий: до ДД.ММ.ГГГГ – открыть 180 мест; до ДД.ММ.ГГГГ – открыть 75 мест; до ДД.ММ.ГГГГ – открыть 488 мест. Представитель администрации <адрес> муниципального района Л., действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ заявление прокурора <адрес> района не признал, суду пояснил, что комплектование дошкольных образовательных учреждений осуществляется с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 666 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении», СаН ПиН ДД.ММ.ГГГГ.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» утвержденных постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 91 (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ N 164), Устава образовательного учреждения. Данными нормативными документами утверждены предельные нормативы наполняемости групп общеразвивающей направленности. Превышение данных нормативов не допускается. В соответствии с требованиями СаН ПиН ДД.ММ.ГГГГ.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» администрацией <адрес> муниципального района <адрес> выделены денежные средства в сумме 564,53 тыс. руб. для организации работы 3-х возрастных дополнительных групп пребывания детей в МДОУ №, МДОУ № и МДОУ № всего на 66 мест и доукомплектования групп в МДОУ №, МДОУ № и МДОУ № в количестве 34 места с ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, с января ДД.ММ.ГГГГ года на базе МДОУ № и МДОУ № функционируют группы краткосрочного пребывания детей дошкольного возраста. Для предоставления мест в дошкольных образовательных учреждениях всем нуждающимся, необходимо строительство новых МДОУ. Среднестатистический показатель по созданию 1 места в строящемся дошкольном учреждении составляет 700 тыс. рублей. Таким образом, для строительства новых дошкольных образовательных учреждений на территории <адрес> муниципального района необходимо около 520100 тыс. рублей, при этом расходная часть проекта бюджета <адрес> муниципального района на 2012 год составляет 746544,29 тыс. рублей. При этом бюджет <адрес> муниципального района <адрес> на 80% является дотационным. На данный момент открытие новых дошкольных образовательных учреждений планируется за счет реконструкции имеющихся, в том числе:- за счет реконструкции части здания МОУ СОШ № с. <адрес> в 2012 году планируется открыть МДОУ на 80 мест, расходы на реконструкцию и строительство составили 223 94,32 тыс. рублей за счет средств бюджета <адрес>, 2488,26 тыс. рублей за счет средств бюджета <адрес> муниципального района; подготавливается конкурсная документация на реконструкцию здания МОУ ООШ № под детский сад на 75 мест. На данные мероприятия предусмотрено выделение 900 тыс. руб. из средств бюджета <адрес> муниципального района <адрес>. Полагает, что администрацией <адрес> муниципального района <адрес> принимаются все реальные меры для открытия дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях <адрес> муниципального района, в связи с чем просил суд прокурору района в иске отказать. Представитель Совета <адрес> муниципального района глава <адрес> муниципального района И. заявление прокурора <адрес> <адрес> не признал, суду сообщил, что действительно в настоящее время в районе недостаточно мест в МДОУ, однако бюджет района на 80% является дотационным. Для исполнения требований прокурора они предпринимают все необходимые меры, однако для открытия дополнительных 743 мест денег в бюджете нет. Просил суд в иске прокурору района отказать. Представитель отдела образования администрации <адрес> муниципального района начальник отдела образования Г. требования прокурора не признала и суду сообщила, что 743 ребенка это общая цифра, однако остронуждающихся на сегодняшний день примерно 280 человек. Все возможные дополнительные места в детских сада открыты, однако возможностей открыть еще 743 места в настоящее время не имеется, в связи с отсутствием денежных средств. Просила суд в иске прокурору района отказать Выслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит заявление прокурора <адрес> района подлежащим удовлетворению. Судом установлено, что в <адрес> районе функционирует 21 муниципальное дошкольное образовательное учреждение. Функции и полномочия учредителя МДОУ осуществляет администрация <адрес> муниципального района. Согласно информации администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ максимальная наполняемость детьми МДОУ района составила: на ДД.ММ.ГГГГ – 1374 ребенка, на ДД.ММ.ГГГГ – 1400 детей, на ДД.ММ.ГГГГ - 1403 ребенка. Общее количество детей, в возрасте от 0 до 6 лет, состоящих на регистрационном учете составило: на ДД.ММ.ГГГГ – 580 детей, на ДД.ММ.ГГГГ – 718 детей. (л.д. 7) Согласно информации, полученной из отдела образования администрации <адрес> муниципального района, на настоящий момент неустроенными в МДОУ остаются 743 ребенка, при общем количестве устроенных в МДОУ детей 1352 ребенка. Таким образом, количество мест в МДОУ не соответствует потребностям населения <адрес> района, что свидетельствует о растущей потребности в строительстве новых МДОУ на территории района либо открытии дополнительных групп для детей в уже имеющихся МДОУ. В <адрес> районе необходимо открыть минимум 743 дополнительных места в МДОУ. Из представленной отделом образования информации следует, что в 2012 году планируется запуск в эксплуатацию МДОУ № «<адрес>», а также открытие дополнительных групп в МДОУ №№, №, №. Статьей 43 Конституции РФ закреплено право на образование и доступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях. В соответствии с преамбулой Закона РФ «Об образовании» № от ДД.ММ.ГГГГ право на образование является одним из основных конституционных прав граждан РФ. Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе. Государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования (ст. 2 Закона РФ «Об образовании»). Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов (части 2 и 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании»). Программы дошкольного образований отнесены к основным общеобразовательным программам (ч. 3 ст. 9 Закона РФ «Об образовании»). В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона РФ «Об образовании» сеть дошкольных образовательных учреждений действует для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье. Пункт 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района относит к полномочиям органа местного самоуправления муниципального района. В соответствии с п. 11 ст. 7 Устава <адрес> муниципального района на <адрес> муниципальный район возлагаются обязанности по организации дошкольного образования. Оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, финансирование мероприятий по созданию здоровых и безопасных условий труда и учебе относится к компетенции образовательного учреждения на основании ст. ст. 32, 51 Закона РФ «Об образовании». При этом деятельность МДОУ финансируется учредителем из бюджета района в соответствии с договором между учредителем и МДОУ. Учредителем всех МДОУ является муниципальное образование <адрес> муниципальный район в лице отдела образования администрации <адрес> муниципального района, в связи с чем суд считает, что обязанность по организации дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях должна быть возложена как на администрацию муниципального района так и на отдел образования администрации <адрес> муниципального района. Для открытия дополнительных мест в МДОУ <адрес> муниципального района необходимо внести соответствующие изменения в бюджет района на 2012 год, обеспечивающие финансирование вышеуказанных мероприятий. Пункт 2 ч. 10. Ст. 35 Федерального закона «Об общих, принципах организации местного самоуправления» №.1-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ утверждение бюджета также относит к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Представительным органом в <адрес> муниципальном районе является Совет <адрес> муниципального района на который также должна быть возложена обязанность по принятию мер, связанных с обеспечением детей местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Дефицит дошкольных образовательных учреждений в <адрес> районе существенно ущемляет законные права и интересы детей, гарантированные Конституцией РФ. Данное обстоятельство влечет невыполнение основных направлений государственной политики по охране материнства и детства в части обеспечения полноценного воспитания, подготовки их к полноценной жизни в обществе. Доводы ответчиков о том, что ими предпринимаются все возможные меры по организации дополнительных мест не являются основанием для отказа в иске, поскольку указанные меры являются недостаточными, так как не обеспечивают потребность всех детей, состоящих на учете, и необходимость открытия дополнительных мест представителями ответчиков в судебном заседании не оспаривалась. Не являются основанием к отказу в иске и доводы ответчиков об отсутствии денежных средств на открытие дополнительных мест в детских садах. Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковое заявление прокурора <адрес> района в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес> муниципального района, Совету <адрес> муниципального района, отделу образования администрации <адрес> муниципального района о понуждении к доступности дошкольного образования удовлетворить. Обязать администрацию <адрес> муниципального района, Совет <адрес> муниципального района, отдел образования администрации <адрес> муниципального района принять меры к открытию минимум 743 дополнительных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях <адрес> муниципального района с учетом потребностей населения. Установить ответчикам следующие сроки для совершения вышеуказанных действий: до ДД.ММ.ГГГГ – открыть 180 мест; до ДД.ММ.ГГГГ – открыть 75 мест; до ДД.ММ.ГГГГ – открыть 488 мест. Решение суда может быть обжаловано в течение 10 дней в Ставропольский краевой суд с подачей жалобы через Александровский районный суд. Судья - Н.В. Неумывакина