Дело № 2-30 /2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 марта 2011 года <адрес>
<данные изъяты> районный суд <адрес>
в составе:
председательствующего судьи Самойловой Т.М.
при секретаре Ереминой В.П.
с участием :
помощника прокурора <адрес> Кошелева С.Ю.
председателя Думы <данные изъяты> сельсовета К.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале <данные изъяты> районного суда гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неограниченного круга лиц к Думе <данные изъяты> сельсовета <адрес> о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону,
у с т а н о в и л :
Прокурор <данные изъяты> района в интересах неограниченного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным и необоснованным решение Думы <данные изъяты> сельсовета <адрес> № от, ДД.ММ.ГГГГ, «О закрытии старого кладбища села <данные изъяты> по <адрес>», которое вступило в законную силу со дня его опубликования, ДД.ММ.ГГГГ, в районной газете «<данные изъяты> жизнь».
ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> в письменном ходатайстве уточнил свои требования и просил суд признать противоречащим закону и недействующим со дня принятия указанное выше решение Думы <данные изъяты> сельсовета <адрес> ( л.д.18).
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Кошелев С.Ю. поддержал в полном объеме заявленные и уточненные требования и суду сообщил, что основанием к обращению прокурора в суд с указанным заявлением явились обращения граждан С. и Ш. в прокуратуру <адрес> с жалобами на то, что администрация <данные изъяты> сельсовета не выдала им разрешение на захоронение их близких родственников на старом кладбище, расположенном по <адрес>.
В результате проверки, проведенной прокуратурой района, было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Думой <данные изъяты> сельсовета принято решение №, которым запрещено погребение умерших на старом кладбище села <данные изъяты> по <адрес>.
По мнению прокурора, указанное решение Думы <данные изъяты> сельсовета противоречит Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». В соответствии со статьей 7 данного закона на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха. Исполнение волеизъявления умершего, о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими, гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга.
Поскольку решение Думы нарушает права умерших на погребение с учетом их волеизъявления прокуратурой района был принесен протест об отмене решения № от ДД.ММ.ГГГГ, который Думой был отклонен.
Поэтому прокурор обратился в суд и просит признать противоречащим закону и недействующим со дня принятия решение Думы <данные изъяты> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О закрытии старого кладбища села <данные изъяты> по <адрес>» опубликованное в районной газете «<данные изъяты> жизнь».
Представитель ответчика – председатель Думы <данные изъяты> сельсовета К., требования прокурора <адрес> не признал.
Суду пояснил, что порядок деятельности общественных кладбищ в соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № –ФЗ «О погребении и похоронном деле» определяется органами местного самоуправления. При этом деятельность в местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления. До решения, принятого Думой, ДД.ММ.ГГГГ, « О закрытии старого кладбища по <адрес>», ДД.ММ.ГГГГ Главой <данные изъяты> сельской администрации было издано постановление № о запрещении погребения умерших на старом кладбище с ДД.ММ.ГГГГ. Данное постановление было принято в связи с тем, что земельные ресурсы под этим кладбищем исчерпаны, санитарные условия погребения умерших не выполняются. В 1997 году, при открытии нового кладбища села <данные изъяты>, органом санитарно –эпидемиологической службы района было выдано заключение, что старое кладбище исчерпало свой биологический ресурс и свободных участков для захоронения на его территории не имеется.
Кроме того, пояснил, что кладбище расположено непосредственно в селитебной (жилой) зоне. Федеральным законом и санитарными правилами «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий, сооружений похоронного назначения», утвержденными Приказом Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что кладбища (места погребения) должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.
В связи с тем, что решение Думы <данные изъяты> сельского совета «О закрытии старого кладбища села <данные изъяты> по <адрес>» было принято 8 лет назад, вступило в законную силу со дня его опубликования в газете « <данные изъяты> жизнь», ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени никем не оспаривалось, просил суд прокурору в иске отказать.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает требования прокурора <адрес> не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьей 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а так же прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта, противоречащим закону, полностью или в части.
Как установлено в судебном заседании, прокурором <адрес> оспаривается решение № «О закрытии старого кладбища по <адрес>», принятое Думой <данные изъяты> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ( л.д.7).
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 48 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ №) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" предусмотрено, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно Уставу <данные изъяты> сельсовета <адрес>, принятого решением Думы <данные изъяты> сельсовета <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, № с последующими изменения и дополнениями, представительным органом поселения является Дума <данные изъяты> сельсовета, которая в своей деятельности руководствуется Уставом и Положением о представительном органе <данные изъяты> сельсовета ( л.д.68-69).
Статьей 39 Устава <данные изъяты> сельсовета предусмотрено, что в систему муниципальных правовых актов поселения входят: Устав поселения; решения, принимаемые на местном референдуме; решения представительного органа поселения; постановления и распоряжения главы поселения; постановления и распоряжения представительного органа поселения по вопросам организации деятельности представительного органа поселения. Правовые акты органов местного самоуправления поселения обязательны для исполнения на территории поселения.
Частью 3 статьи 39 Устава <данные изъяты> сельсовета предусмотрено, что Дума <данные изъяты> сельсовета по вопросам, отнесенным к её компетенции федеральными законами, законами <адрес>, настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории <данные изъяты> сельсовета, а так же решения по вопросам деятельности представительного органа поселения.
Таким образом, решение Думы <данные изъяты> сельсовета, от ДД.ММ.ГГГГ, является нормативным правовым актом, поскольку содержит существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт.
Заседание представительного органа поселения считает правомочным, если на нем присутствуют не менее 50% от числа избранных депутатов. Согласно Уставу протоколу заседания Думы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.97-102), на заседании Думы присутствовало 8, из 12 депутатов Думы, которые единогласно проголосовали за закрытие старого кладбища по <адрес> обстоятельство свидетельствует о том, что процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта Думой <данные изъяты> сельсовета была соблюдена.
В соответствии с частью 7 статьи 39 <данные изъяты> муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального опубликования и обнародования. Опубликование нормативных правовых и иных актов органа местного самоуправления- размещение информации в периодических изданиях. Периодическим изданием в <адрес> является районная газета « <данные изъяты> жизнь».
Оспариваемое решение Думы <данные изъяты> сельсовета опубликовано в районной газете «<данные изъяты> жизнь» за ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.66).
Изложенное свидетельствует, что Думой <данные изъяты> сельсовета были соблюдены порядок и процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, а так же правила введения его в действие и вступления в силу.
По мнению прокурора <адрес>, изложенному в исковом заявлении, и в судебном заседании -помощником прокурора <адрес> оспариваемое решение Думы противоречит Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ « О погребении и похоронном деле».
С мнением прокурора суд согласиться не может.
В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 7 Устава <данные изъяты> сельсовета к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В силу пункта 2 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ « О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления, то есть указанные органы полномочны осуществлять самостоятельное правовое регулирование в области организации погребения и похоронного дела и принимать соответствующие нормативные правовые акты.
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ « О погребении и похоронном деле» исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела ( останков) или праха на указанном им месте погребения рядом с ранее умершим гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. Кроме того, Федеральный закон предусматривает ряд исключения из общего правила исполнения волеизъявления умершего о погребении на том или ином месте, а именно наличие обстоятельств, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно и наличие иных, установленных законодательством Российской Федерации, правил.
Порядок деятельности общественных кладбищ, в соответствии с пунктом 4 статьи 18 вышеназванного федерального закона, определяется органами местного самоуправления, то есть законодатель предоставил органам местного самоуправления право самостоятельно, с учетом санитарных и экологических требований, правил землепользования и застройки, градостроительных норм и правил решать вопросы эксплуатации существующих и создания новых мест погребения, приостанавливать или прекращать деятельность на месте погребения при нарушении санитарных и экологических требований, вплоть до создания нового места погребения.
Согласно Уставу выкопировке из генерального плана села <данные изъяты> закрытое кладбище расположено непосредственно в селитебной ( жилой ) зоне. Санитарными правилами и нормами СанПин ДД.ММ.ГГГГ-03 « Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что кладбища( места погребения) должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории. Кроме того, п.5.4 указанных Правил запрещает производить захоронения на закрытых кладбищах, за исключением урн с прахом после кремации в родственные могилы.
При таких обстоятельствах суд считает, что оспариваемым нормативным актом государственная гарантия на погребение умерших с учетом их волеизъявления, ограничивается правомерно.
Помощник прокурора <адрес> подвергает сомнению законность оспариваемого нормативного акта, ссылаясь на отсутствие заключения, явившегося основанием к принятию оспариваемого нормативного акта, выданного органом санэпиднадзора, о том, что старое кладбище исчерпало свой биологический ресурс и свободных участков для захоронения, нет.
Из этого суд приходит к выводу, что заявителем фактически поставлен вопрос о целесообразности принятия нормативного правового акта.
Однако, суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта (подп. «а» п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части").
Поскольку законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской федерации, а так же законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, то органы местного самоуправления полномочны осуществлять самостоятельное правовое регулирование в области организации погребения и похоронного дела, то полномочный представительный орган- Дума <данные изъяты> сельсовета <адрес> вправе принимать соответствующие нормативные правовые акты, устанавливающие особенности исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела ( останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими.
Следовательно, оспариваемый нормативный акт принят правомочным органом и в пределах своей компетенции, в соответствии с федеральным законодательством, и оснований для признания его противоречащим закону и недействующим, у суда не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 251, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Прокурору <данные изъяты> района в удовлетворении заявления в интересах неограниченного круга лиц о признании противоречащим закону и недействующим со дня принятия решение Думы <данные изъяты> сельсовета № от ДД.ММ.ГГГГ « О закрытии старого кладбища села <данные изъяты> по <адрес>», отказать
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам (административный состав) <данные изъяты> в течение 10 дней с подачей жалобы через <данные изъяты> районный суд.
Мотивированное решение суда будет изготовлено 09 марта 2011 года.
Председательствующий : Судья Т.М. Самойлова