Дело № 2-144
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
22 марта 2011 года с. Александровское
Александровский районный суд в составе:
председательствующего судьи Неумывакиной Н.В.
при секретаре Суюнчевой Ф.И.
с участием старшего помощника прокурора <адрес> И.,
представителя ответчика администрации Александровского муниципального района Д. действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
заведующей МДОУ Детский сад <данные изъяты> Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неограниченного круга лиц к администрации <адрес> муниципального района, муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад <данные изъяты> о понуждении к выполнению действий по лицензированию медицинской деятельности, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> района в защиту прав, свобод и законных интересов неограниченного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации <адрес> муниципального района, муниципальному дошкольному образовательному учреждению Детский сад <данные изъяты> о понуждении к выполнению действий по лицензированию медицинской деятельности.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение здорового образа жизни детей в муниципальных дошкольных учреждениях, в результате которой установлено, что медицинская деятельность в МДОУ <данные изъяты> не лицензирована. Согласно Уставу МДОУ, последнее обеспечивает воспитание, обучение развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.
Согласно штатному расписанию от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному заведующей МДОУ № <данные изъяты> в штате учреждения имеется должность старшей медицинской сестры. Согласно трудовых договоров от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на должности старших медицинских сестер приняты Л. и Н., которые осуществлют доврачебную медицинскую помощь – сестринское дело.
В связи с тем, что действующим законодательством РФ предусмотрено лицензирование медицинской деятельности, в том числе и в иных организациях находящихся в муниципальной собственности, но не являющимися медицинскими, фармацевтическими и аптечными организациями (например муниципальными образовательными учреждениями), то есть не относящиеся к муниципальной системе здравоохранения, а финансирование деятельности детского сада осуществляется из бюджета, полагают, что их требования к администрации о выделении денежных средств, и администрации детского садика являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании помощник прокурора И. требования изложенные в исковом заявлении поддержала в полном объеме, уточнила в части обязанности администрацию Александровского муниципального района, выделения денежных средств на проведение лицензирования медицинской деятельности в МДОУ № <данные изъяты> в 2012 году. Требования в части: обязать администрацию МДОУ Детский сад <данные изъяты> после получения денежных средств из администрации, провести лицензирование медицинской деятельности поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Александровского муниципального района Д., исковые требования прокурора не признал и пояснил, что в соответствии с п. 1.3 Устава МДОУ Детский сад <данные изъяты> является юридическим лицом, находящимся в ведении отдела образования администрации <адрес> муниципального района <адрес> и действует в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об образовании».
Между МУЗ «<адрес> ЦРБ» и «Детский сад № заключен договор на оказание медицинских услуг, то есть медицинская деятельность фактически осуществляется МУЗ «<адрес> ЦРБ» на основании вышеуказанного договора. Медсестрой пройдены курсы переподготовки, имеется сертификат.
Полагает, что исковые требования о понуждении администрации <адрес> муниципального района к выделению денежных средств в 2012 году на проведение лицензирования медицинской деятельности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад <данные изъяты> удовлетворению не подлежат, так как администрация района надлежащим ответчиком не является.
Представитель МДОУ № «<адрес> Б. в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований прокурора, согласна, чтобы в детском саду было проведено лицензирование медицинской деятельности, однако денежные средства, которые необходимы для этого, администрацией <адрес> не выделены, а свих средств МДОУ не имеет. В связи с чем, в настоящее время лицензирование не проведено. Когда администрация выделит денежные средства, лицензирование будет проведено в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации государством гарантируется право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Как установлено в судебном заседании учредителем образовательного учреждения является администрация <данные изъяты> муниципального района. В ДД.ММ.ГГГГ году между администрацией <адрес> муниципального района, отделом образования администрации <адрес> муниципального района и МДОУ Детский сад <данные изъяты> заключен договор о разграничении компетенции и ответственности администрации, являющегося учредителем МДОУ №, отделом образования и МДОУ №, в том числе и части финансирования содержания материально-технической базы (л.д. 15-21).
Пунктами 41, 46 Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено, что порядок комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения регламентируется уставом учреждения самостоятельно. Также дошкольное образовательное учреждение устанавливает штатное расписание и должностные обязанности работников.
Согласно п. 1.10 Устава МДОУ медицинское обслуживание учреждения осуществляется штатной медицинской сестрой, которая, в соответствии с п. 1.12 Устава наряду с заведующим несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания.
Из материалов дела следует, что МДОУ <данные изъяты> имеет медицинский кабинет, а также в штате учреждения предусмотрена должность старшей медицинской сестры ( л.д. 22-45).
Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на должности старших медицинских сестер приняты Л. и Н., которые осуществляют доврачебную медицинскую помощь – сестринское дело ( л.д.9,10).
Медицинская деятельность в данном учреждении не лицензирована, что установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами.
Между тем, статьей 49 Гражданского кодекса РФ установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии); право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии.
В соответствии с п. 96 ч.1 ст.17 Федерального закона №128-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно п.4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологической, скорой и санитарно-курортной медицинской помощи.
Медицинский персонал ДОУ проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия, наряду с администрацией ДОУ контролирует режим и качество питания, соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил и норм, организует и контролирует профилактическую и текущую дезинфекцию.
В соответствии с подпунктом 21 статьи 5 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан ДД.ММ.ГГГГ № (долее - Основы) к полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относится лицензирование отдельных видов деятельности в сфере здравоохранения, за исключением лицензирования видов деятельности, переданного в соответствии с частью первой статьи 5.1 настоящих Основ для осуществления органам государственной власти субъектов РФ.
При этом статьей 5.1 Основ лицензирование медицинской деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения (за исключением деятельности по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи) отнесено к полномочиям РФ в области охраны здоровья граждан, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов РФ.
В соответствии со ст.13 Основ к муниципальной системе здравоохранения относятся органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами. Следовательно, установлен исчерпывающий перечень видов организаций, входящих в муниципальную систему здравоохранения.
В связи с этим органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия по лицензированию только тех организаций муниципальной системы здравоохранения, которые имеют статус медицинских, фармацевтических и аптечных организаций и являются юридическими лицами.
Осуществление медицинской деятельности иными организациями, находящимися в муниципальной собственности, но не являющимися медицинскими, фармацевтическими и аптечными организациями (например, муниципальными образовательными учреждениями), то есть не относящимися к муниципальной системе здравоохранения, учитывая положение статей 5, 5.1, 13 Основ, должно лицензироваться Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и ее территориальными органами.
Таким образом, отсутствие лицензии на право осуществления медицинской деятельности в МДОУ №, являющееся объектом социальной инфраструктуры – образовательным учреждением, осуществляемое реализацию образовательных программ и обеспечение содержания и воспитания обучающихся его воспитанников, предусмотренная ст. 18 Закона Российской Федерации «Об образовании», не отвечает основополагающим требованиям законодательства о медицинской деятельности, может явиться причиной некачественного оказания медицинских услуг, ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, пребывающих в нем в настоящее время, так и детей, которые будут посещать, обучаться и осуществлять образовательный и воспитательный процесс в МДОУ в дальнейшем, определить круг которых не представляется возможным.
В связи с чем, суд приходит к выводу, что требования прокурора законны и обоснованы, поэтому подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить в полном объеме.
Обязать администрацию <адрес> муниципального района в 2012 году выделить денежные средства на проведение лицензирования медицинской деятельности в муниципальном дошкольном образовательном учреждении Детский сад <данные изъяты>
Обязать администрацию муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад <данные изъяты> после выделения администрацией <адрес> муниципального района денежных средств провести лицензирование медицинской деятельности.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в 10 дней с подачей жалобы через Александровский районный суд.
Судья - Неумывакина Н.В. .