Решение по иску прокурора о признании бездействия незаконным



2-255/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Александровка 24 мая 2010 года

Судья Александровского районного суда Оренбургской области Евстафьев В.Г., с участием заявителя - заместителя прокурора Александровского района Захарова В.В., с участием Кузнецовой Татьяны Михайловны и Кузнецова Александра Николаевича, в интересах которых подано заявление, с участием главы администрации Попова С.М. - представителя администрации МО Марксовский сельсовет, при секретаре Асяковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Александровского района Оренбургской области о признании бездействия администрации МО Марксовский сельсовет в части не принятия мер по отселению Кузнецовой Т.М. и членов ее семьи из квартиры № 1 дома № 5 по ул. Советская пос. Марксовский незаконным, о предоставлении жилья и об обязании до сноса дома принять неотложные меры по обеспечению безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Александровского района Оренбургской области Латышев В.Н. обратился в суд в интересах Кузнецовой Т.М., Кузнецова А.Н., Кузнецова В.А. и Кузнецовой М.А., а так же в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным заявлением указав, что многоквартирный жилой дом № 5 по ул. Советской в пос. Марксовский Александровского района Оренбургской области признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу. Указанное обстоятельство подтверждается документами.

В нарушение требований Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Жилищного кодекса РФ и Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 в редакции от 02.08.2007 года, администрацией МО Марксовский сельсовет не совершены все необходимые действия по отселению семьи Кузнецовых из квартиры № 1 аварийного дома № 5 по ул. Советской и не предоставлено другое жилое помещение. Кроме того, администрацией не предпринято никаких мер по ограничению доступа к аварийному дому посторонних лиц.

В связи с изложенным, просил признать бездействие администрации МО Марксовский сельсовет по отселению семьи Кузнецовых из квартиры № 1 аварийного дома № 5 по ул. Советской незаконным, обязать предоставить Кузнецовым благоустроенное жилое помещение и принять меры по ограничению доступа к дому посторонних лиц.

В судебном заседании требование в части ограничения доступа к аварийному дому уточнил указав, что доступ в здание должен быть ограничен устройством защитных щитов, установленных на окна и двери дома.

С учетом уточнений заявление поддержал, просил удовлетворить. Дополнений не имеет.

Кузнецова Т.М. и Кузнецов А.Н., в чьих интересах подано заявление, доводы и требования прокурора поддержали. Дополнений не имеют.

Кузнецов Владимир Александрович и Кузнецова Марина Александровна, в чьих интересах подано заявление прокурора, в судебном заседании не участвовали, оформив письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствии.

С учетом мнения участников процесса, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определено рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Представитель администрации, - Глава администрации МО Марксовский сельсовет Попов С.М., требование прокурора в части необходимости предоставления жилья семье Кузнецовых и в части необходимости принятия неотложных мер по ограничению доступа людей к аварийному зданию признал.

Признание заявления прокурора в этой части занесено в протокол судебного заседания.

Заявление в части бездействия по принятию мер по отселению семьи Кузнецовых не признал и пояснил, что жилого фонда, принадлежащего администрации на территории Марксовского сельсовета нет. Денежных средств на покупку жилья соответствующего требованиям Кузнецовых нет. Администрацией совершены действия по отселению семьи Кузнецовых и семьи Избогамбетовых из аварийного жилого дома. Была создана межведомственная комиссия, составлен акт обследования помещения и получено заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания. Семье Избогамбетовой А.С. предоставлено другое жилое помещение на основании договора аренды. Семье Кузнецовых было предложено два варианта отселения: в квартиру № 2 дома № 8 по ул. Советская и в дом № 19 по ул. Школьная. Они отказались. В настоящее время в собственность администрацией муниципального образования для создания маневренного фонда приобретается квартира в доме № 9 по ул. Нагорной в пос. Марксовский, которая будет использоваться для временного отселения жителей из ветхого и аварийного жилья до разрешения вопроса о предоставлении жилого помещения соответствующего нормам по площади и уровню благоустройства.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесены вопросы обеспечения граждан жильем.

Ст. 14 ЖК РФ так же относит вопросы жилищного обеспечения граждан к компетенции органов местного самоуправления.

Заявление прокурора о признании бездействия администрации МО Марксовский сельсовет в части не принятия мер по отселению Кузнецовой Т.М. и членов ее семьи из квартиры № 1 дома № 5 по ул. Советская пос. Марксовский незаконным, суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.

К такому выводу суд пришел оценив совокупность доказательств, представленных сторонами.

Так, главой администрации не предоставлено достаточных доказательств исполнения законов и подзаконных актов, устанавливающих порядок совершения действий органами власти и местного самоуправления при решении вопросов переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.

В соответствии с п. 7 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением N 47 Правительства РФ от 28 января 2006 года
(с изменениями от 2 августа 2007 г.), признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и домов установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В суде установлено и сторонами не оспаривается, что жилой дом № 5 по ул. Советской пос. Марксовский, в квартире № 2 которого проживает Кузнецова Т.М. и члены ее семьи, признан аварийным, не пригодным для проживания и подлежащим сносу.

Аварийное состояние дома подтверждается актом № 1 обследования помещения от 03 ноября 2009 года; заключением № 1 от 03.11.2009 года о признании межведомственной комиссией многоквартирного дома № 5 по ул. Советской в пос. Марксовский аварийным и подлежащим сносу; актом ООО «ДИОС-1» визуального обследования несущих конструкций 8-ми квартирного 2-х этажного жилого дома, расположенного в пос. Марксовский по ул. Советская, 5.

В соответствии с п. 49 вышеуказанного Положения: «На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ».

Такое распоряжение администрацией Марксовского сельсовета издано не было, сроки отселения не установлены.

Отселение фактически до настоящего времени не совершено и люди проживают в аварийном доме, небезопасным для их жизни и здоровья.

Суд не может признать действия администрации о предоставлении двух вариантов жилого помещения семье Кузнецовых на отселение, как соответствующих требованиям жилищного законодательства, поскольку в суд не представлено доказательств оформления таких предложений, содержащих адрес жилья, сведения о правообладателях или собственниках жилья, сроках и условиях найма жилого помещения, соответствия площади и уровня благоустройства и др. (гл. 7-9 ЖК РФ).

Из объяснений Кузнецовой Т.М. следует, что их не предупреждали о том, что это временное отселение, предлагаемое жилье не соответствовало по площади исходя из норм предоставления на одного человека, а так же не соответствовало уровню благоустройства. Поэтому они отказались от предлагаемых вариантов отселения.

На территории муниципального образования отсутствует специализированный жилищный фонд, который мог бы использоваться для временного отселения из аварийного жилья.

Ссылаясь на отсутствие денег для решения вопроса отселения граждан из аварийного жилого дома, муниципальное образование вместе с тем, не принимает участие в областной программе «Переселения граждан Оренбургской области из ветхого и аварийного жилищного фонда» на 2003-2010 годы, одобренной Постановлением администрации Оренбургской области от 07 августа 2003 г. № 148-п. В соответствии с программой исполнителями программы являются органы местного самоуправления с 50% финансированием программы из средств федерального бюджета и 50% финансированием из средств областного и местного бюджетов.

При вышеизложенных обстоятельствах суд не может признать ссылки главы администрации Попова С.М. на отсутствие денег для решения вопросов местного значения поселения по отселению граждан из аварийного жилья, как обоснованные.

Заявление прокурора об обязании предоставления жилья Кузнецовой Т.М. и членам ее семьи вытекает из необходимости соблюдения требований закона об отселении из аварийного жилья. Требование в этой части признано главой администрации обоснованным.

Заявление прокурора о необходимости в интересах неопределенного круга лиц ограничить доступ к аварийному зданию до решения вопроса о его сносе, так же признано главой администрации обоснованным.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Учитывая, что к вопросам местного значения согласно ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относятся вопросы отселения, вопросы предоставления жилья гражданам, вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций в границах поселения, заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 257,258 ГПК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Александровского района Оренбургской области об оспаривании бездействия администрации МО Марксовский сельсовет Александровского района Оренбургской области, - удовлетворить.

Признать бездействие администрации МО Марксовский сельсовет Александровского района Оренбургской области в части не принятия мер по отселению Кузнецовой Татьяны Михайловны и членов ее семьи из квартиры № 1 дома № 5 по ул. Советская пос. Марксовский Александровского района Оренбургской области - незаконным.

Обязать администрацию МО Марксовский сельсовет Александровского района Оренбургской области предоставить Кузнецовой Татьяне Михайловне и членам ее семьи жилое помещение в порядке и в сроки, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации.

Обязать администрацию МО Марксовский сельсовет Александровского района Оренбургской области до сноса дома № 5 по ул. Советской принять меры по ограничению доступа к нему путем установки на двери и окна защитных щитов.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме подготовлено 28 мая 2010 года.

Судья: