2-156/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Александровка 11 мая 2010 года
Судья Александровского районного суда Оренбургской области Евстафьев В.Г., с участием истцов Араслановой Танзили Рафиковны, Нимолочновой Галины Федоровны, Мандрыкиной Елены Сергеевны, Дибаевой Элизы Фаткулловны и представителя ответчика Косилова Александра Владимировича, при секретаре Асяковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное гражданское дело по искам Араслановой Т.Р., Нимолочновой Г.Ф., Мандрыкиной Е.С., Дибаевой Э.Ф., Приваловой Н.А., Разяповой М.А. и Ситновой Т.П. к МУЗ «Александровская ЦРБ» о признании дополнительных соглашений от 29.12.2009 года к трудовым договорам от 29.12.2008 года в части уменьшения размера компенсационных выплат за работу в ночное время со 100% до 20%, незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Арасланова Т.Р., Нимолочнова Г.Ф., Мандрыкина Е.С., Дибаева Э.Ф., Привалова Н.А., Разяпова М.А. и Ситнова Т.П. обратились в суд с иском к МУЗ «Александровская ЦРБ» о признании незаконными дополнительных соглашений об изменении системы оплаты труда от 29.12.2009 года.
В заявлениях указали, что при заключении оспариваемых дополнительных соглашений работодателем нарушен порядок уведомления работников, предусмотренный Трудовым кодексом, дополнительные соглашения противоречат положению об оплате труда работников ЦРБ, дополнительные соглашения подписаны под угрозой увольнения л.д.3,6,9,12,15,18,21).
В судебном заседании 26 апреля 2010 года истцы уточнили исковые требования, о чем подали письменное заявление. Просили суд признать дополнительные соглашения от 29.12.2009 года незаконными в части доплаты за работу в ночное время л.д.158).
В судебном заседании истцы Арасланова Т.Р., Нимолочнова Г.Ф., Мандрыкина Е.С. и Дибаева Э.Ф. иск с учетом уточнений поддержали, просили удовлетворить.
Истец Арасланова Т.Р. пояснила следующее: уточнение иска связано с тем, что ранее ими уже подписаны дополнительные соглашения об изменении системы оплаты труда, которые содержали те же условия, которые находятся в дополнительных соглашениях от 29.12.2009 года. Однако новым дополнительным соглашением им уменьшается размер заработной платы за счет уменьшения размера доплаты за работу в ночное время со 100% до 20%. Считает, что доплата за работу в ночное время относится к категории компенсационных выплат, уменьшение которых не предусмотрено действующим законодательством. В следствии заключения оспариваемого соглашения заработная плата работников скорой помощи реально уменьшилась по сравнению с оплатой по ЕТС, что противоречит новой системе оплаты труда, введенной в МУЗ «Александровская ЦРБ» с 01 апреля 2009 года. Кроме того, нарушен порядок уведомления. Уведомления от 15 сентября 2009 года, содержащие условие уменьшения доплаты за работу в ночное время, были признаны прокуратурой Александровского района не соответствующими действующему законодательству. Других уведомлений не было. 29.12.2009 года им принесли приказ № 248 и текст дополнительного соглашения, который содержал условие уменьшения доплаты за работу в ночное время. Дополнительные соглашения были подписаны под страхом увольнения, поскольку другую работу по медицинской специальности в с. Александровка найти невозможно. Кроме изложенного, работодателем, в соответствии с требования ст. 74 ТК РФ, не предоставлено обоснований уменьшения размера компенсационной выплаты.
Истцы Нимолочнова Г.Ф., Мандрыкина Е.С. и Дибаева Э.Ф. поддержали доводы истца Араслановой Т.Р. Пояснили, что реальная заработная плата после подписания дополнительных соглашений уменьшилась на сумму от 1000 до 2000 рублей по сравнению с той, которую они получали по ЕТС и которую получали уже после перехода на новую систему оплаты труда. Иных дополнений не имеют.
Представитель ответчика, исполняющий обязанности главного врача МУЗ «Александровская ЦРБ» Косилов А.В., с иском не согласен, считает не подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании привел следующие возражения по иску: перевод всех работников МУЗ «Александровская ЦРБ» на новую систему оплаты труда проведен в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05 августа 2008 года № 583. В соответствии с названным Постановлением разработано Положение об оплате труда работников МУЗ «Александровская ЦРБ», которое утверждено главным врачом по согласованию с профсоюзным комитетом и главой администрации Александровского района. Согласно Положения компенсационные выплаты за работу в ночное время составляют 20%. Во исполнение п.1,7 Положения работникам установлен повышающий коэффициент в размере 0,02845, который намного превышает размер уменьшения доплаты за работу в ночное время. Прилагаемые расчеты подтверждают, что заработная плата истцов без учета премий и иных стимулирующих выплат не уменьшилась. При переходе на новую систему оплаты труда неправомерно требовать получения повышенных окладов по новой системе оплаты труда, а компенсационных выплат по старой, на основании ЕТС.
В судебном заседании не участвовали истцы Привалова Н.А., Разяпова М.А. и Ситнова Т.П., которые подали заявление о рассмотрении дела в их отсутствии.
С учетом мнения участников процесса и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определено рассмотреть дело в отсутствии неявившихся истцов.
Выслушав стороны, специалиста-бухгалтера ФИО3, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 года N 583 с 1 декабря 2008 г. введены новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществлялась на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений.
Пунктом 3 вышеуказанного Постановления предписано, «...., что заработная плата работников и гражданского персонала (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников (гражданского персонала) и выполнения ими работ той же квалификации».
Постановлением Правительства Оренбургской области от 11 ноября 2008 г. N 420-п"О введении систем оплаты труда работников органов исполнительной власти Оренбургской области и областных государственных учреждений Оренбургской области", в соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации, с 1 марта 2009 года введена новая система оплаты труда для работников органов исполнительной власти Оренбургской области и областных государственных учреждений Оренбургской области, оплата труда которых ранее осуществлялась на основе Единой тарифной сетки.
Пунктом 2.2 вышеуказанного Постановления предписано, что: «Заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с системами оплаты труда, определенными настоящим постановлением, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников областных государственных учреждений Оренбургской области, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации».
В соответствии с п. 12 Постановления Правительства Оренбургской области от 11 ноября 2008 г. N 420-п, органам местного самоуправления области рекомендовано принять аналогичные решения, касающиеся перехода на новые системы оплаты труда работников муниципальных учреждений.
Решением Совета депутатов муниципального образования Александровский район Оренбургской области от 27 марта 2009 г. № 238, с 01 апреля 2009 года введена новая система оплаты труда для работников органов исполнительной власти Александровского района и муниципальных учреждений Александровского района, оплата труда которых осуществлялась на основе ЕТС.
Пунктом 2.2 вышеуказанного решения предписано, что: «Заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с системами оплаты труда, определенными настоящим Решением, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений Александровского района, при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации».
Пунктом 1.7 «Положения об оплате труда работников Муниципального учреждения здравоохранения «Александровская ЦРБ», утвержденного главным врачом больницы ФИО7 по согласованию с председателем профкома учреждения ФИО6 и Главой администрации ... ФИО5, предписано, что: «Заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новой системой оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников МУЗ «Александровская ЦРБ», при условии сохранения объема должностных обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации».
В нарушение ст. 144 ТК РФ главным врачом больницы новая система оплаты труда была введена с 01.01.2009 года, что подтверждается объяснениями представителя ответчика, письменным сообщением МУЗ «Александровская ЦРБ» от 26.04.2010 года, уведомлением об изменении условий трудового договора работников скорой медицинской помощи от 29.10.2008 года, трудовыми договорами за № 266, 262, 258, 265, 275, 264 и 269 от 29 декабря 2008 года, заключенными работодателем с истцами л.д. 116,125-145, 149).
Согласно вышеуказанных трудовых договоров оклады истцов - работников скорой помощи были установлены в размере 4100 рублей.
Уведомлением № 1 главного врача от 12 мая 2009 года со ссылкой на Решение Коллегии Министерства здравоохранения Оренбургской области от 28.02.2009 года работники скорой помощи ЦРБ были предупреждены о снижении окладов на 400 рублей с 12 июля 2009 года л.д.115).
Работники скорой помощи обратились в Александровский районный суд с иском к МУЗ Александровская ЦРБ», где указали, что не согласны с уменьшением окладов, изменением поправочных коэффициентов за выслугу лет и уменьшением доплаты за работу в ночное время со 100% до 20%.
Решением Александровского районного суда от 25 декабря 2009 года в иске ряду работников скорой помощи было отказано в виду необоснованности и пропуска срока исковой давности.
Из решения суда следует, что всем работникам скорой помощи, за исключением Мандрыкиной Елены Сергеевны и Приваловой Натальи Анатольевны, доплата за работу в ночное время производилась в размере 100%, как и до перевода на новую систему оплаты труда.
Суд обязал оплатить Мандрыкиной Е.С. и Приваловой Н.А. работу в ночное время с июля месяца 2009 года в размере 100%.
Судебным решением не поставлена под сомнение законность доплаты за работу в ночное время работникам скорой помощи в размере 100% за каждый час работы, хотя вынесено спустя 8 месяцев после введения новой системы оплаты труда, в п. 7.4.2 Положения которого указано на установление доплаты за работу в ночное время в размере 20%.
Решение Александровского районного суда вступило в законную силу 31.03.2010 года.
Обоснованность иска работников скорой помощи МУЗ «Александровская ЦРБ» Араслановой Т.Р., Нимолочновой Г.Ф., Мандрыкиной Е.С., Дибаевой Э.Ф., Приваловой Н.А., Разяповой М.А. и Ситновой Т.П. подтверждена и иными материалами дела. Так, в нарушение п. 1,7 «Положения об оплате труда работников Муниципального учреждения здравоохранения «Александровская ЦРБ» заработная плата истцов без учета премий и иных стимулирующих выплат уменьшилась.
Указанное обстоятельство подтверждено совокупностью доказательств: объяснениями истцов об уменьшении заработной платы в 2009 году до подписания дополнительного соглашения 29.12.2009 года и о значительном уменьшении заработной платы с января 2010 года (в среднем от 1000 до 2000 рублей) после подписания соглашения от 29.12.2009 года; письмом Министерства здравоохранения и социального развития Оренбургской области от 14.07.2009 года, указавшим на факт уменьшения заработной платы (без стимулирующих выплат) по новой системе оплаты труда работников, занимающих должности среднего медицинского персонала отделения скорой помощи от 286 до 798 рублей; расчетом заработной платы, представленным ответчиком, из которого видно, что заработная плата работников скорой помощи уменьшилась на 105 рублей; актом от 12 октября 2009 года за подписью главного специалиста финансового отдела администрации ... ФИО9, в котором так же зафиксировано уменьшение заработной платы работников скорой помощи на 105 рублей по новой системе оплаты труда по сравнению с заработной платой по ЕТС.
По выводу суда, даже минимальное уменьшение заработной платы истцам в размере 105 рублей является незаконным, поскольку такое уменьшение является недопустимым в соответствии с п. 2.2. Решения Совета депутатов МО Александровский район Оренбургской области от 27 марта 2009 г. № 238.
Более того, уменьшение размера заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат) на 105 рублей имело место до подписания работниками скорой помощи дополнительного соглашения 29.12.2009 года.
Изменение дополнительным соглашением от 29.12.2009 года компенсационной выплаты работникам скорой помощи за работу в ночное время со 100% до 20% не могло не привести к еще большей разнице в оплате труда в сторону уменьшения по сравнению с оплатой труда по ЕТС.
Возражения представителя ответчика в части того, что уменьшение доплаты за ночное время со 100% до 20% работникам скорой помощи компенсировано за счет установления надбавки к окладу на основании п.1,7 Положения об оплате труда работников МУЗ «Александровская ЦРБ» в размере 0,02845, суд не может принять как обоснование уменьшения компенсационных выплат, поскольку п. 1.7 не содержит указания на возможность замены компенсационных выплат какими -либо надбавками, а п.1,2 в своем перечне не содержит такого рода выплаты.
В дополнение к указанному, из объяснений истцов следует, что никакие надбавки за период с января 2010 года по настоящее время они не получали. Для обозрения представили расчетные листы. Представитель ответчика не смог указать в представленных на обозрение расчетных листках надбавку к окладу в 0,02845.
Специалист -бухгалтер МУЗ «Александровская ЦРБ» ФИО3, пояснила суду, что доплата за работу в ночное время не производится с момента подписания дополнительного соглашения 29.12.2009 года, а надбавка к окладу в размере 0,02845 до настоящего времени не начисляется и не выплачивается в виду отсутствия приказа главного врача.
Так же суд не может принять доводы представителя МУЗ «Александровская ЦРБ» о том, что основанием для снижения размера компенсационных выплат является признание утратившим силу Постановление Минтруда № 17 от 08 июня 1992 года, которым была установлена доплата работникам скорой помощи в размере 100% за работу в ночное время и принятие Постановления Правительства РФ № 554 от22 июля 2008 года «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время».
Так, определение понятия заработной платы содержится в ст. 129 ТК РФ, согласно которой: «Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)».
Как видно из определения, компенсационные выплаты за работу в ночное время входят в систему оплаты труда как выплаты связанные с условиями работы, отклоняющимися от нормальных. Для уменьшения компенсационных выплат должны быть обоснования, связанные с приведением условий отклоняющихся от нормальных к условиям нормальным.
Согласно ст. 74 ТК РФ о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а так же о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца.
Причины уменьшения компенсационных выплат за работу в ночное время работникам скорой помощи не указаны. Ссылка на Положение об оплате труда МУЗ «Александровская ЦРБ» не может считаться обоснованной в силу того, что само по себе Положение не изменяет условия отклоняющиеся от нормальных и не приводит их к условиям нормальным.
По выводу суда пункт 7.4.2 Положения об оплате труда МУЗ «Александровская ЦРБ» об уменьшении работникам скорой помощи размера доплаты за работу в ночное время до 20% противоречит пункту 1,7 и п. 7,4 названного Положения, а так же ст. 135 ТК РФ и не должен применяться.
В силу ст. 135 ТК РФ «Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права».
В соответствии со ст. 74 ТК РФ «Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями».
В соответствии со статьей 154 Трудового кодекса Российской Федерации каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В порядке реализации указанной нормы принято постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 554, в соответствии с которым минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада [должностного оклада], рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (часть 3 статьи 154 Кодекса).
Согласно п. 7.4 Положения об оплате труда МУЗ «Александровская ЦРБ» «Выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (совмещение профессий, должностей), сверхурочная работа, работа в ночное время, расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работа в выходные и нерабочие дни) устанавливаются в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области № 420-п от 11.11.2008 года и коллективным договором МУЗ «Александровская ЦРБ», законодательством и с учетом финансово-экономического положения учреждения».
Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 года N 583 с 1 декабря 2008 г., Постановлением Правительства Оренбургской области от 11 ноября 2008 г. N 420-п, "Решением Совета депутатов муниципального образования Александровский район Оренбургской области от 27 марта 2009 г. № 238, которыми введены новые системы оплаты труда взамен оплаты труда по ЕТС, не предусмотрено уменьшение компенсационных выплат и их замена стимулирующими выплатами или надбавками к окладу.
В суд не представлено доказательств соблюдения ст. 372 ТК РФ о порядке учета мнения выборного профсоюзного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов.
Из чего следует вывод, что в нарушение ст. 36 ТК РФ коллективные переговоры в МУЗ «Александровская ЦРБ» по изменению коллективного договора в связи с введением новой системы оплаты труда, не велись. Изменения и дополнения в коллективный договор в части установления 20% доплаты работникам скорой помощи за работу в ночное время, в нарушение ст. 44 ТК РФ и п. 7.4 Положения об оплате труда, не вносились.
Указанное обстоятельство подтверждено объяснениями истцов и текстом коллективного договора на листах дела 80-96.
Подпись председателя профкома МУЗ «Александровская ЦРБ» ФИО6 о согласовании Положения об оплате труда, по выводу суда совершена с превышением полномочий в виду вышеуказанных нарушений действующего законодательства и не может подтверждать законность действий администрации по уменьшению работникам скорой помощи компенсационных выплат за работу в ночное время.
Суд считает доказанным отсутствие добровольности в подписании дополнительно соглашения от 29.12.2009 года со стороны работников скорой помощи, поскольку спор о праве администрации больницы уменьшить компенсационную выплату за работу в ночное время длиться со дня введения новой системы оплаты труда до настоящего времени, что подтверждается судебным решением Александровского районного суда от 25.12.2009 года и настоящим разбирательством по делу.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об обоснованности иска Араслановой Т.Р., Нимолочновой Г.Ф., Мандрыкиной Е.С., Дибаевой Э.Ф., Приваловой Н.А., Разяповой М.А. и Ситновой Т.П. и необходимости его удовлетворения.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Араслановой Т.Р., Нимолочновой Г.Ф., Мандрыкиной Е.С., Дибаевой Э.Ф., Приваловой Н.А., Разяповой М.А. и Ситновой Т.П. к МУЗ «Александровская ЦРБ», удовлетворить.
Признать незаконным дополнительное соглашение от 29.12.2009 года к трудовому договору № 258 от 29.12.2008 года, заключенному между МУЗ «Александровская ЦРБ» и Араслановой Танзилей Рафиковной в части установления доплаты за работу в ночное время - 20% за каждый час.
Признать незаконным дополнительное соглашение от 29.12.2009 года к трудовому договору № 265 от 29.12.2008 года, заключенному между МУЗ «Александровская ЦРБ» и Нимолочновой Галиной Федоровной в части установления доплаты за работу в ночное время - 20% за каждый час.
Признать незаконным дополнительное соглашение от 29.12.2009 года к трудовому договору № 264 от 29.12.2008 года, заключенному между МУЗ «Александровская ЦРБ» и Мандрыкиной Еленой Сергеевной в части установления доплаты за работу в ночное время - 20% за каждый час.
Признать незаконным дополнительное соглашение от 29.12.2009 года к трудовому договору № 262 от 29.12.2008 года, заключенному между МУЗ «Александровская ЦРБ» и Дибаевой Элизой Фаткулловной в части установления доплаты за работу в ночное время - 20% за каждый час.
Признать незаконным дополнительное соглашение от 29.12.2009 года к трудовому договору № 266 от 29.12.2008 года, заключенному между МУЗ «Александровская ЦРБ» и Приваловой Натальей Анатольевной в части установления доплаты за работу в ночное время - 20% за каждый час.
Признать незаконным дополнительное соглашение от 29.12.2009 года к трудовому договору № 269 от 29.12.2008 года, заключенному между МУЗ «Александровская ЦРБ» и Разяповой Миннурай Асхатовной в части установления доплаты за работу в ночное время - 20% за каждый час.
Признать незаконным дополнительное соглашение от 29.12.2009 года к трудовому договору № 275 от 29.12.2008 года, заключенному между МУЗ «Александровская ЦРБ» и Ситновой Татьяной Петровной в части установления доплаты за работу в ночное время - 20% за каждый час.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья В.Г.Евстафьев
Решение в окончательной форме подготовлено 17.05.2010 года.
Судья: