2-404/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Александровка 27 августа 2010 года
Александровский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Евстафьева В.Г., при секретаре Спиридоновой Л.А., с участием исполняющего обязанности прокурора Александровского района Оренбургской области Филиппова Р.Н., представителя администрации МО Романовский сельсовет Богданова В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное гражданское дело по заявлениям прокурора Александровского района о признании незаконным бездействия администрации МО Романовский сельсовет Александровского района Оренбургской области в непринятии мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с содержанием и оборудованием гидротехнических сооружений – плотин, расположенных на ручье ... в центральной зоне ... и на ручье ... в юго-восточной окраине ..., об обязании устранить допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц путем обращения в органы регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет вышеуказанных гидротехнических сооружений, а в дальнейшем в суд с требованием о признании права муниципальной собственности,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Александровского района Оренбургской области Филиппов Р.Н. обратился в суд с вышеназванными заявлениями. В них указал, что на территории Романовского сельсовета имеется гидротехническое сооружение – плотина на ручье ... в центральной части ... и гидротехническое сооружение – плотина на ручье ... в юго-восточной окраине ....
Данные гидротехнические сооружения не имеют собственника и являются безхозяйными.
Требование прокурора мотивируется тем, что отсутствие собственника указанных гидротехнических сооружений (ГТС) влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. Согласно ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это делать. Отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.
В судебном заседании прокурор требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель администрации МО Романовский сельсовет Александровского района - глава администрации Богданов В.Н. с заявленными требованиями не согласен. Названные запруды обустроены на ручьях, а не на реках. Они не относятся к гидротехническим сооружениям и по объему запасов воды не представляют никакой опасности. Отсыпка плотин сделана в целях накопления воды для поддержания уровня грунтовых вод, для водопоя скота и в целях пожарной безопасности. В случае невозможности регистрации права собственности на указанные плотины по объективным причинам, воду придется спускать. Учитывая, что ... находится на горе, в условиях жаркого лета населенный пункт может остаться без воды, в том числе для целей пожаротушения.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от Дата обезличена г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, что отражено и в п.п. 9 п.1 ст. 5 Устава МО Романовский сельсовет ... ....
Федеральным законодательством (от Дата обезличена г. N 117-ФЗ) установлены определенные требования по эксплуатации ГТС.
Пункт 3 ст. 225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Бесхозяйный объект расположен в административных границах муниципального образования Романовский сельсовет и необращение администрации в регистрационную службу с заявлением о принятии гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении им обязанности, вытекающей из положений действующего законодательства, поскольку отсутствие собственника гидротехнического сооружения влечет неисполнение обязанностей органа местного самоуправления по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и, следовательно, обязанности по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций.
При вышеизложенных обстоятельствах требование прокурора в части признания незаконным бездействия администрации МО Романовский сельсовет Александровского района Оренбургской области в непринятии мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с содержанием и оборудованием гидротехнических сооружений – плотин, расположенных на ручье ... в центральной зоне ... и на ручье ... в юго-восточной окраине ... и об обязании устранить допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц путем обращения в органы регистрации прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет вышеуказанных гидротехнических сооружений, подлежит удовлетворению.
Часть вторая ст. 206 ГПК РФ предписывает суду устанавливать в решении срок, в течении которого оно должно быть исполнено, в случае, если указанные действия могут быть совершены только тем лицом (физическим или юридическим), в отношении которого вынесен судебный акт,
Все действия по исполнению настоящего судебного решения могут быть совершены только администрацией МО Романовский сельсовет.
Прокурором при обращении в суд не заявлен и не обоснован срок, в течении которого администрация МО Романовский сельсовет должна устранить допущенные нарушения.
При вышеизложенных обстоятельствах суд считает необходимым установить срок исполнения судебного решения в вышеуказанной части по своему усмотрению - 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
Рассматривая требование прокурора в части обязания администрации МО Романовский сельсовет в дальнейшем обратиться в суд с заявлением о признании права собственности на вышеуказанные гидротехнические сооружения, суд исходит из следующего.
Так, к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Пункт 3 ст. 225 ГК РФ устанавливает определенный порядок обращения в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на безхозяйную вещь – один год со дня постановки вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
На день рассмотрения дела в суде объекты недвижимого имущества не поставлены на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество и у органа местного самоуправления не возникло ни право ни обязанность обращения в суд с заявлением о признания права собственности на указанные объекты.
В соответствии с ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд не вправе выносить решение, основанное на предположениях прокурора, что в будущем администрация МО Романовский сельсовет нарушит какие-либо нормы закона, регулирующие порядок возникновения права собственности или иных вещных прав на объекты недвижимого имущества.
Как следствие, требование прокурора об обязании администрации МО Романовский сельсовет в дальнейшем обратиться в суд с заявлением о признании права собственности на ГТС, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление исполняющего обязанности прокурора Александровского района Филиппова Р.Н. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Романовский сельсовет по постановке на учет бесхозяйного имущества, гидротехнических сооружений – плотин, находящихся на территории этого муниципального образования на ручье ... в центральной зоне ... и на ручье ... в юго-восточной окраине ...
Возложить на администрацию муниципального образования Романовский сельсовет Александровского района обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области с заявлением о принятии на учет как безхозяйного недвижимого имущества – гидротехнических сооружений, расположенных на ручье ... в центральной зоне ... и на ручье ... в юго-восточной окраине ....
Установить срок исполнения решения – 30 дней со дня вступления решения в законную силу.
В остальной части требований отказать в виду необоснованности.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья В.Г. Евстафьев
Решение в окончательной форме подготовлено 31.08.2010 года.
Судья: