2-429/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Александровка 17 сентября 2010 года
Александровский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Евстафьева В.Г., при секретаре Спиридоновой Л.А., с участием истца Филипповой А.Е., представителя третьего лица МУЗ «... ЦРБ» Викуловой А.П., представителя ответчика Баджурак О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филипповой А.Е. к Государственному Учреждению- Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Александровском районе Оренбургской области о включении в специальный трудовой стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3-х лет и периодов нахождения на курсах повышения квалификации, о признании незаконным решения Номер обезличен начальника ГУ-УПФ РФ от Дата обезличена года и о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с Дата обезличена года,
УСТАНОВИЛ:
Филиппова А.Е. обратилась в суд с вышеназванным иском к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Александровском районе указав, что с Дата обезличена года у нее возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с достижением требуемого 25-летнего стажа лечебной деятельности в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности.
С указанной даты она подала заявление ответчику о назначении пенсии (Государственное учреждение -Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Александровском районе Оренбургской области - далее ГУ-УПФ РФ, УПФР в Александровском районе или УПФР).
Решением начальника УПФР в Александровском районе от Дата обезличена года ей было отказано в назначении пенсии в связи с не включением в специальный стаж периода нахождения в дополнительном отпуске по уходу за ребенком от 1.5 до 3-х лет с Дата обезличена года по Дата обезличена года (0 лет 9 месяцев 25 дней) и периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года.
Считает решение от Дата обезличена года незаконным. Просит его отменить, обязать ответчика зачесть в стаж вышеуказанные спорные периоды и обязать назначить досрочную трудовую пенсию по старости с Дата обезличена года.
В судебном заседании Филиппова А.Е. иск поддержала, просила удовлетворить. Дополнений не имеет.
В письменном отзыве на исковое заявление ответчик, – УПФР в Александровском районе, с иском не согласился, указав, что решение начальника законно и обоснованно, поскольку вынесено в рамках действующего пенсионного законодательства и подзаконных актов.
Период нахождения в дополнительном отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком от 1,5 до 3-х лет не включается в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение согласно Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года. Пунктом 5 Правил определен исчерпывающий круг периодов, подлежащих зачету в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Включение периода нахождения в дополнительном отпуске по уходу за ребенком от 1.5 до 3-х лет в специальный стаж Правилами не предусмотрено.
На основании вышеуказанных Правил так же не подлежат включению в специальный стаж курсы повышения.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Баджурак О.Н. поддержала доводы возражений, изложенных в письменном отзыве. Считает иск Филипповой А.Е. не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Викулова А.П. – представитель третьего лица МУЗ «...» по доверенности, иск считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Выслушав истца, представителя ответчика и представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности, независимо от возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы, деятельности и назначения указанной пенсии, при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Разрешая возникший спор о пенсионных правах, суд руководствуется ст. 18 Конституцией РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Трудовая деятельность гражданина РФ занимает продолжительный период, в течении которого меняется законодательство, регулирующие трудовые и пенсионные правоотношения.
Следовательно, рассматривая спор, необходимо учитывать действие нормативных правовых актов во времени, а так же во взаимосвязи с действующим в спорные периоды пенсионным и трудовым законодательством, с порядком формирования пенсионных накоплений и выплат пенсий.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Лишь с принятием Закона Российской Федерации N 3543-I от 25 сентября 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим законом.
Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Ссылки ответчика в письменных возражениях по иску на положения пункта 7 Разъяснений "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 375/24-11 не указывающего, что время дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, не могут быть приняты во внимание, поскольку данный пункт не содержит и каких-либо ограничений по возможности учета времени дополнительного неоплачиваемого отпуска в стаже, дающем право на пенсию на льготных условиях. Единственным ограничением по учету времени дополнительных отпусков, в настоящем пункте, поименован стаж, дающий право на ежегодные оплачиваемые отпуска.
Кроме того, положения Разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 375/24-11, не могут рассматриваться в отрыве от нормативного регулирования данных правоотношений, установленного в КЗоТ РСФСР и допускавшего до 6 октября 1992 возможность включения времени дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж работы по специальности, в т.ч. и для случаев назначения пенсии на льготных условиях.
Таким образом иск Филипповой А.Е. о включения в специальный стаж периода отпуска по уходу за ребенком от 1,5 до 3-х лет подлежит удовлетворению.
Суд так же считает незаконным решение начальника УПФ РФ в Александровском районе 63 от Дата обезличена года в части не включения в специальный стаж работы Филипповой А.Е. время ее нахождения на курсах повышения квалификации. Ссылаясь в решении как обоснование отказа на «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года, № 516, пенсионный орган не учитывает, что указанные Правила являются подзаконным актом и должны рассматриваться не только во взаимосвязи со специальным пенсионным законодательством, но и во взаимосвязи с Трудовым Кодексом РФ. В силу п. 4 Правил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой полностью в течении полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативно-правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФ РФ. Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. В соответствии с пенсионным законодательством место работы (должность) определяют возможность назначения досрочной трудовой пенсии по старости. При этом в период нахождения на курсах повышения квалификации работодатель уплачивает страховые взносы в пенсионный фонд.
Стаж лечебной деятельности Филипповой А.Е. в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности на момент обращения с заявлением о назначении пенсии в ГУ -УПФ РФ в Александровском районе, - Дата обезличена года составляет: ... дней (согласно решения от Дата обезличена года) + 0 лет ... дней (период нахождения в отпуске по уходу за ребенком) + ... дней (периоды нахождения на курсах повышения квалификации) = 25 лет 05 месяцев 12 дней, что является достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Таким образом, исковые требования Филипповой А.Е. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Филипповой А.Е. к ГУ-УПФ РФ в Александровском районе Оренбургской области удовлетворить.
Признать незаконным решение Номер обезличен начальника ГУ-УПФ РФ в Александровском районе Оренбургской области от Дата обезличена года о незачете в стаж Филипповой А.Е. периодов работы, дающих право на досрочную пенсию по старости с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года и об отказе Филипповой А.Е. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа лечебной деятельности в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Обязать ГУ-УПФ РФ в Александровском районе назначить Филипповой А.Е. досрочную трудовую пенсию по старости с Дата обезличена года, включив в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости следующие периоды:
- с Дата обезличена года по Дата обезличена года (нахождения в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3- лет);
- с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года, с Дата обезличена года по Дата обезличена года (нахождение на курсах повышения квалификации).
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья В.Г.Евстафьев
Решение в окончательной форме подготовлено 20.09.2010 года.
Судья: