№2-177/2011 по исковому заявлению Хусаиновой Н.Р. к ГУ УПФ в Александрвоском арйоне о признании решения начальника ГУ УПФ незаконным, и включении в специальный стаж периодов работы, дающий право на получнеие досрочной трудовой пенсии



Отметка об исполнении решения № 2-177/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Александровка «25» мая 2011 г.

Александровский районный суд Оренбургской области

в составе председательствующего судьи Даньшина В.В.,

с участием истца: Хусаиновой Н.Р.,

представителей ответчика - Пенсионного фонда РФ в Александровском районе по доверенности: Жохеевой И.Н., Баджурак О.Н.;

при секретаре, помощнике судьи Герасименко Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хусаиновой Н.Р. к ГУ Управление Пенсионного Фонда в РФ в Александровском районе о признании решения начальника ГУ УПФ РФ в Александровском районе от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости — незаконным;

просит суд включить в трудовой стаж, дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости:

-        периоды с 27 ноября 1989 года по 31 марта 1994 года, продолжительностью 4 г. 4 м-ца и 3 дн.;

-        с 09 марта 1999 года по 30 апреля 1999 года, с 13 января 2004 года по 12 марта 2004 года, с 08 января 2009 года по 05 марта 2009 года (пять месяцев 20 дней) периоды нахождения на курсах повышения квалификации;

-        периоды с 23 января 1995 года по 14 мая 1996 года и с 15 мая 1996 года по 31 мая 1996 года (один год четыре месяца и 08 дн.) нахождения в отпуске по уходу за ребенком;

обязать ответчика назначить и выплачивать ей досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за пенсией, с 14 марта 2011 года.

УСТАНОВИЛ:

Хусаинова Н.Р. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Александровском районе Оренбургской области (далее по тексту УПФ РФ) о признании решения начальника ГУ УПФ РФ в Александровском районе от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости — незаконным;

-просит суд включить в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с особыми условиями труда периоды:

-        с 27 ноября 1989 года по 31 марта 1994 года, продолжительностью 4 г. 4 м-ца и 3 дн.;

-        с 09 марта 1999 года по 30 апреля 1999 года, с 13 января 2004 года по 12 марта 2004 года, с 08 января 2009 года по 05 марта 2009 года (пять месяцев 20 дней) периоды нахождения на курсах повышения квалификации;

-        с 23 января 1995 года по 14 мая 1996 года и с 15 мая 1996 года по 31 мая 1996 года (один год четыре месяца и 08 дн.) нахождения в отпуске по уходу за ребенком

-просит обязать ответчика назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости со дня обращения за пенсией, с 14 марта 2011 года.

В обосновании заявленного иска Хусаиновой Н.Р. в исковом заявлении указано, что 14 марта 2011 года она обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ в Александровском районе Оренбургской области о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», т.к. ее медицинский стаж лечебной деятельности в сельской местности на дату обращения составлял 25 лет с учетом льготного исчисления трудового стажа.

ДД.ММ.ГГГГ начальником Пенсионного фонда в Александровском районе было принято решение не засчитывать ей в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию периоды:

с 27 ноября 1989 года по 31 марта 1994 года, продолжительностью 4 г. 4 м-ца и 3 дн., т.к. данные периоды не подтверждены документально, что я работала именно в должности медсестры.

с 09 марта 1999 года по 30 апреля 1999 года, с 13 января 2004 года по 12 марта 2004 года, с 08 января 2009 года по 05 марта 2009 года (пять месяцев 20 дней) периоды нахождения на курсах повышения квалификации, т.к. данные периоды не включаются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение согласно Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516.

с 23 января 1995 года по 14 мая 1996 года и с 15 мая 1996 года по 31 мая 1996 года (один год четыре месяца и 08 дн.) нахождения в отпуске по уходу за ребенком, т.к. после 06 октября 1992 года отпуск по уходу за ребенком включается только в общий трудовой стаж, за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Считает действия Пенсионного фонда в Александровском районе неправомерными, т.к. статья 187 ТК РФ предусматривает, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от производства, за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата с которой работодатель обязан производить отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд, и поэтому просит ее требования в части включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

Согласно записи в трудовой книжке, архивной справки и показаний свидетелей с ноября 1989 года по 31 марта 1994 года она работала в должности медсестры детского сада, а затем и физиотерапевтического кабинета колхоза «<данные изъяты>», и данный стаж подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

Кроме того, просит включить в трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости отпуск по уходу за ребенком в период с 23 января 1995 года по 31 мая 1996 года, т.к. отпуск был частично оплачиваемый, поэтому в Пенсионный фонд производились отчисления и указанный период должен подлежать зачету в специальный трудовой стаж.

Представители ответчика по доверенности Баджурак О.Н.и Жохеева И.Н. исковые требования не признали, считают, что пунктом 5. Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, исчисления периодов работы, подлежащих зачету в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному страхованию в период временной нетрудоспособности, а так же периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков. Период нахождения на курсах повышения квалификации Правилами не предусмотрен. Кроме того, в указанные периоды Хусаиновой Н.Р. не осуществлялась работа, дающая право на досрочное пенсионное обеспечение, и поэтому в части включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж просят отказать.

Кроме того, после 06 октября 1992 года отпуск по уходу за ребенком не подлежит включению в специальный трудовой стаж, в данной части просят в иске Хусаиновой Н.Р. отказать.

Выслушав пояснения истца, мнения ответчиков, допросив свидетелей: ФИО6 и ФИО7, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

ДД.ММ.ГГГГ Хусаинова Н.Р. обратился с заявлением в ГУ УПФ РФ в Александровском районе Оренбургской области о назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью в сельской местности, т.к. ее специальный стаж составил более 25 лет в льготном исчислении.

Согласно решения начальника ГУ УПФ в Александровском районе Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ в выплате досрочной трудовой пенсии Хусаиновой Н.Р. было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях.

Данным решением не зачтено в специальный трудовой стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации (пять месяцев и 20 дня).

Время работы в должности медсестры детского сада и физиотерапевтического кабинета колхоза «<данные изъяты>» (4 года, 4 месяца и 05 дней), в льготном исчислении 5 л. 2 м. и 07 дн..

Кроме того, не засчитано в специальный стаж время нахождения в отпуске по уходу за ребенком (1 год 4 месяца и 08 дней).

Не согласившись с данным решением Хусаинова Н.Р. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.

Согласно сведений трудовой книжки, АТ-У имеется запись от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Хусаинова Н.Р. принята в члены колхоза «<данные изъяты>» и медсестрой в детский сад на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно записи под № 5 от ДД.ММ.ГГГГ, Хусаинова Н.Р. переведена на должность медсестры физиотерапевтического кабинета колхоза «<данные изъяты>».

С ДД.ММ.ГГГГ принята медсестрой физиотерапевтического кабинета Султакаевского ФАП Александровской ЦРБ.

ДД.ММ.ГГГГ Хусаинова Н.Р. переведена на должность заведующей Султакаевского ФАП, где по настоящее время и работает.

В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона.

Согласно решения начальника Государственного учреждения УПФР РФ в Александровском районе от ДД.ММ.ГГГГ в стаж Хусаиновой Н.Р., дающий ей право на досрочное назначение пенсии не включены периоды нахождения Хусаиновой Н.Р. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, в общей сложности пять месяцев и 20 дней.

Данные требования Пенсионный Фонд обосновывает тем, что Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ не предусматривают включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, т.к. в данный период Хусаинова Н.Р. не исполняла работы, дающие право на досрочное \пенсионное обеспечение.

Однако в силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой полностью в течении полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативно-правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ.

Согласно ст. 187 ТК РФ, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. В соответствии с пенсионным законодательством место работы (должность) определяют возможность назначение досрочной трудовой пенсии по старости. При этом нахождение на курсах повышения квалификации работодатель уплачивает страховые взносы в Пенсионный Фонд.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования Хусаиновой Н.Р. в части включения в специальный стаж ее время нахождения на курсах повышения квалификации подлежат удовлетворению, т.к. иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ущемление конституционных прав истицы.

Вышеуказанным решением начальника УПФР в Александровском районе в стаж Хусаиновой Н.Р., дающей ей право на досрочное назначение пенсии по старости не включены периоды ее работы в качестве медсестры детского сада и физиотерапевтического кабинета колхоза «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.к. истицей не представлено доказательств, что она работала в данных учреждениях медсестрой. В трудовой книжке данные записи заверены печать ТОО «<данные изъяты>», а не колхоза «<данные изъяты>». Согласно акта проверки работы истицы в данных учреждениях выявлено, что истица работала в колхозе «<данные изъяты>», но в лицевых счетах бригады <адрес> за период с января 1990 года по апрель 1994 года имеется количество отработанных выходо-дней и заработная плата, но не указана ее должность, структурное подразделение и место работы.

Согласно показаний свидетеля ФИО6 следует, что в 1989 году она работала санитаркой в Султакаевском ФАП. Хусаинова Н.Р. была принята на работу медсестрой в детский сад колхоза <данные изъяты>». В 1990 году Хусаинова Н.Р. была переведена медсестрой физиотерапевтического кабинета колхоза «<данные изъяты>», где и проработала до 1994 года. Она в настоящее время находится на пенсии, но предоставить трудовую книжку не может.

Из показаний свидетеля ФИО7 следует, что она до 1990 года работала с небольшими перерывами медсестрой физиотерапевтического кабинета колхоза «<данные изъяты>». В 1990 году она с данной должности уволилась, и на ее место на должность медсестры физиотерапевтического кабинета колхоза «<данные изъяты>» была принята Хусаинова Н.Р.. В 1999 году Хусаинова Н.Р. назначена заведующей Султакаевским ФАП, а она принята на должность медсестры физиотерапевтического кабинета Султакаевского ФАП.

Исходя из обстоятельств, установленных показаниями свидетелей и записи в трудовой книжке истицы, суд приходит к выводу, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица Хусаинова Н.Р. работала в должности медсестры детского сада колхоза «<данные изъяты>» в <адрес>. Данные обстоятельства подтверждаются сохранившимися архивными данными и актом проверки факта работы истицы за исследуемый период сотрудниками Пенсионного фонда.

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВС РФ» О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» от 20 декабря 2005 года, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Согласно Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 предусматривалось включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости периоды работы в должности медицинской сестры в детских садах до 01 октября 1993 года, т.е. вышеуказанный стаж подлежит зачету в специальный стаж для назначения Хусаиновой Н.Р. досрочной трудовой пенсии по старости.

Согласно решения исполкома Александровского районного Совета народных депутатов № 38 от 19 февраля 1986 года видно, что в Александровском районе проведена определенная работа по выполнению комплексной программы «Здоровье». Исполком обязал главного врача района и руководителей хозяйств там, где это возможно организовать физиотерапевтические кабинеты, укомплектовать их кадрами и обеспечить оборудованием и инструментом.

Согласно записи в трудовой книжке и показаний свидетелей суд приходит к выводу, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица Хусаинова Н.Р. работала медицинской сестрой физиотерапевтического кабинета колхоза «Дружба». Данные обстоятельства кроме того подтверждаются сведениями, сохранившимися в архивном фонде, а так же актом проверки факта работы истицы в исследуемый период работниками Пенсионного фонда.

Данный период также подлежит зачету в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии Хусаиновой Н.Р., т.к. в указанный период действовал «Перечень организаций, учреждений и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет», утвержденный вышеуказанным Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, который в графе «Наименование учреждений и организаций» содержал наименования «Больничные учреждения всех типов и наименований»; в графе «Наименование должностей» содержал наименование «Медицинские сестры — все независимо от наименования должности»

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком данными Правилами не предусмотрен. Не предусмотрен такой возможности (после 06 октября 1992 года) и Трудовым Кодексом РФ, данный период может быть зачтен в общий и непрерывны трудовой стаж, а так же в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости)

В связи с вышеизложенным, период нахождения Хусаиновой Н.Р. в отпуске по уходу за ребенком не подлежит зачету в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и поэтому в данной части требования Хусаиновой Н.Р. удовлетворенными быть не могут.

Решение об отказе в выплате досрочной трудовой пенсии по старости может быть обжаловано в вышестоящий пенсионный орган или в суд.

Как указывалось выше, Хусаинова Н.Р. обратилась в пенсионный орган для назначения досрочной трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ.

Специальный стаж Хусаиновой Н.Р. на момент обращения в ГУ УПФР РФ в Александровском районе, на ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении (1-1,3) составил: 19 года 03 месяц и 13 дней. Период, зачтенный судом в специальный стаж в льготном исчислении работы в должности медицинской сестры детского сада и физиотерапевтического кабинета колхоза «Дружба»+ 5 лет 02 месяца и 07 дней + 5 месяцев 20 дня (время нахождения истца на курсах повышения квалификации) = 24 лет 11 месяцев и 16 дней, что является не достаточным для назначения досрочной трудовой пенсии по старости на день обращения в пенсионный фонд.

Согласно ст. 19 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Хусаиновой Н.Р. удовлетворить частично.

В иске Хусаиновой Н.Р. о признании незаконным решение начальника Государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда РФ в Александровском районе Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Зачесть в трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с особыми условиями труда:

период работы в должности медицинской сестры детского сада, а так же медицинской сестры физиотерапевтического кабинета колхоза «<данные изъяты>» с 27 ноября 1989 года по 31 марта 1994 года в льготном исчислении (1,3) — 5 лет 02 месяца и 07 дней.

периоды нахождения Хусаиновой Н.Р, на курсах повышения квалификации с 09 марта 1999 года по 30 апреля 1999 года, с 13 января 2004 года по 12 марта 2004 года, с 08 января 2009 года по 05 марта 2009 года (05 месяцев 20 дней);

В остальной части иска отказать в виду его необоснованности.

Разъяснить Хусаиновой Н.Р., что в настоящее время она имеет право на обращение в Управление Пенсионного фонда РФ в Александровском районе Оренбургской области с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости по вступлению решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд Александровского района в течение десяти суток с момента его изготовления в окончательной форме.

Судья: В.В. Даньшин.