№ 2-255/2011 по заявлению Беляевой А.В. о признании незаконным распоряжения администрации Макрсовского сельсовета Александровского района



№ 2-255/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Александровка «17» июня 2011 года

Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Даньшина В.В.,

с участием заявителя: Беляевой А.В.,

представителя администрации Александровского района по доверенности Филимонова Е.В.,

представителя органа опеки и попечительства по доверенности ФИО8,

Главы администрации Марксовского сельсовета ФИО6,

заинтересованного лица со стороны заявителя ФИО2,

при секретаре Жихаревой О.В.

рассмотрев гражданское дело по заявлению Беляевой А.В. о признании незаконным распоряжения администрации <адрес> сельсовета Александровского района Оренбургской области за от ДД.ММ.ГГГГ и его отмене

УСТАНОВИЛ:

Беляева А.В. обратилась в суд с вышеназванными требованиями указав, что до 1999 года проживала в <адрес> совместно с отцом и сестрой по <адрес>.. После смерти отца -ФИО1 над ней была установлена опека, опекуном была назначена ФИО2 — ее тетя. Однако, проживать она осталась со своей бабушкой — ФИО3. <адрес> был построен в 1963 году и принадлежал совхозу им «<данные изъяты>», т.е. государственному учреждению. При реорганизации совхоза в 90-х годах, государственный жилой фонд не был передан в администрацию <адрес> сельсовета или администрацию <адрес> района, фактически остался бесхозным. Несмотря на данные обстоятельства, ДД.ММ.ГГГГ главой <адрес> сельсовета издано распоряжение о закреплении за ней, как сиротой жилой площади в указанном выше доме, к которому администрация <адрес> сельсовета, и тем более вновь образованное хозяйство СХА (колхоз) им <данные изъяты> никакого отношения не имели. Наличие распоряжения главы <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ не позволяют ей встать на учет в администрацию Александровского района как сироте для получения социальной выплаты на приобретения жилья.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> сельсовета <адрес> ликвидирована, поэтому во внесудебном порядке решить вопрос об отмене данного распоряжения невозможно.

Тем самым были нарушены ее права и интересы, гарантированные ст. 25 Конституции в следствии недобросовестного исполнения органа местного самоуправления возложенных на них полномочий.

На основании изложенного просит суд признать распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации <адрес> сельсовета <адрес> района о закреплении за ней жилплощади незаконным и отменить его.

Представитель муниципального образования <адрес> сельсовет — глава сельсовета ФИО6 с требованиями Беляевой А.В. согласен, т.к. жилой <адрес> до настоящего времени не имеет собственника.

Представитель администрации Александровского района по доверенности Филимонов Е.В. требования Беляевой А.В. признал и просит суд вынести решение в соответствии со ст. 173 ГПК РФ.

Представитель органа опеки и попечительства по доверенности ФИО8 считает, что требования Беляевой А.В. обоснованы и подлежат удовлетворению.

Заинтересованное лицо — ФИО2 просит суд требования Беляевой А.В. удовлетворить.

По существу требований Беляевой А.В. пояснила, что после смерти отца Беляевой А.В., опекунство стала оформлять ее бабушка — ФИО3, однако, в виду ее престарелого возраста в опеке над Беляевой А.В. ей было отказано. Опеку оформили на нее, но фактически воспитанием Беляевой А.В. занималась ее бабушка. Распоряжение глава администрации ФИО9 издал по требованию органа опеки, однако в 1999 году <адрес> к администрации <адрес> сельсовета никакого отношения не имел

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 18 Федерального Закона № 48-ФЗ от 24 апреля 2008 года «Об опеке и попечительстве»

Опекун или попечитель, за исключением попечителей граждан, ограниченных судом в дееспособности, обязан принять имущество подопечного по описи от лиц, осуществлявших его хранение, в трехдневный срок с момента возникновения своих прав и обязанностей,

При назначении ФИО2 опекуном, а затем и попечителем, с ее стороны мер к принятию имущества Беляевой А.В. (<адрес> жилом <адрес>) не принималось.

Как следует из распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, за Беляевой А.В. закреплена жилплощадь по <адрес>. В указанное время <адрес> значился бесхозным, так как совхоз им «<данные изъяты>» был реорганизован, а жилой фонд в администрацию <адрес> сельсовета или администрацию района передан не был, т.е. фактически с указанного времени у Беляевой А.В. не имелось жилого помещения для проживания.

Порядок предоставления жилого помещения детям, оставшимся без попечения родителей, перечисленными в ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определяется специальными нормами жилищного законодательства.

В силу ч. 2 названного закона, регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

В соответствии со ст. 57 п. 2 Жилищного Кодекса РФ детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.

Для получения жилого помещения детям, оставшимся без попечения родителей (как и иным лицам) необходимо встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

На основании п. 3 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Подача заявлений не по месту своего жительства допускается только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.

Как установлено в судебном следствии, ДД.ММ.ГГГГ, своим распоряжением глава администрации <адрес> сельсовета закрепил жилплощадь за несовершеннолетней Беляевой А.В., оставшейся без попечения родителей по <адрес>.

Однако, в указанное время собственник жилого <адрес> по ул, <адрес>, <адрес> был реорганизован в СХК (колхоз) им <данные изъяты> а государственный жилой фонд в хозяйственное ведение или оперативное управление администрации <адрес> сельсовета или администрации района передан не был и поэтому указанный дом фактически остался бесхозным.

Статья 40 Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище, вместе с тем не устанавливает порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ни закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни Жилищный Кодекс РФ не предусматривают для данной категории граждан возможность подавать заявления не по месту своего жительства.

Беляева А.В. проживает на территории Александровского района и имеет право на подачу заявления в администрацию Александровского района для ее регистрации как ребенка-сироту.

Вне очереди, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонта или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

В соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их опеки (попечительства) предусмотрено предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди на основании решения органа местного самоуправления.

В силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детей, оставшихся без попечения родителей и не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания их опеки (попечительства) органы исполнительной власти по месту жительства обязаны обеспечить вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из представленных доказательств, Беляева А.В. проживает в <адрес> по договору найма, работает в администрации <адрес>, и имеет право на льготы в соответствии Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", т.к. на момент обращения в суд не достигла возраста 23-х лет и относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

У Беляевой А.В. другого места жительства, кроме квартиры по договору коммерческого найма по <адрес> не имеется, поэтому она вправе была обратиться в администрацию Александровского района с заявлением как нуждающаяся в жилом помещении.

Из пояснений представителя органа опеки и попечительства пол доверенности ФИО8 следует, что Беляева А.В. с таким заявлением обратилась в администрацию Александровского района, однако для удовлетворения ее требований имеется препятствие в виде закрепленного жилья в <адрес> на основании распоряжения главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ответа начальника отдела образования администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с Постановлением администрации Оренбургской области от 14 июня 2005 года № 156-п «Об утверждении положения о порядке и размере предоставления социальной выплаты на приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимися без попечения родителей» Беляевой А.В. отказано в постановке ее на учет по данной социальной выплате, т.к. за Беляевой А.В. закреплена жилплощадь на основании распоряжения главы администрации <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. формально изданное распоряжение стало препятствием для Беляевой А.В. в постановке ее на учет для получения социальной льготы.

В силу ст. 12 ГК РФ защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляется судом. Защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта органа местного самоуправления.

Согласно распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> сельсовета ликвидирована.

В силу ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В связи с вышеизложенным, требования Беляевой А.В. связаны с принятием мер по выделению ей жилого помещения для проживания, т.к. какого-либо жилого помещения фактически за ней как ребенком-сиротой не закреплялось.

Таким образом, по выводу суда, удовлетворение заявления Беляевой А.В. позволит ей как ребенку-сироте получить социальные гарантии по вышеуказанному закону № 156-п Правительства Оренбургской области от 14 июня 2005 года.

Кроме того, судом принимается признание требований администрацией Александровского района и суд считает возможным вынести решение в соответствии со ст. 173 ГПК РФ.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 173, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Беляевой А.В. – удовлетворить.

Признать распоряжение главы администрации <адрес> сельсовета Александровского района Оренбургской области за от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении жилплощади за несовершеннолетней Беляевой А.В.» - незаконным и отменить его.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд Александровского района в течение десяти суток с момента его оглашения.

Судья: В.В. Даньшин.

Решение изготовлено в окончательной форме 21 июня 2011 года.

Судья: В.В. Даньшин.