2-265/2011, 2-270/2011, 2-271/2011, 2-273/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Александровка «07» июля 2011 года Александровский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Ленкова Н.В., при секретаре Жихаревой О.В., с участием заместителя прокурора Александровского района Оренбургской области Дмитриева К.В., представителя администрации МО «<данные изъяты> сельсовет» – главы администрации Дибаевой Р.Р., представителя администрации МО «<данные изъяты> сельсовет» – по доверенности Станкуновой Г.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное гражданское дело по заявлениям прокурора Александровского района о признании незаконным бездействия Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием скотомогильников требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, на территории <данные изъяты> и <данные изъяты> сельсоветов Александровского района Оренбургской области, о признании незаконным бездействия администраций МО «<данные изъяты> сельсовет» и МО «<данные изъяты> сельсовет» Александровского района Оренбургской области Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер к обращению в Правительство Оренбургской области по выделению средств на обустройство и содержание скотомогильников на территориях указанных муниципальных образований, и об обязании Правительства Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильников в соответствии с требованиями ветеринарного и санитарного законодательства, УСТАНОВИЛ: Прокурор Александровского района Филиппов Р.Н. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании бездействия органа государственной власти – Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием скотомогильников требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, на территории <данные изъяты> и <данные изъяты> сельсоветов Александровского района Оренбургской области, о признании незаконным бездействия администраций МО «<данные изъяты> сельсовет» и МО «<данные изъяты> сельсовет» Александровского района Оренбургской области Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер к обращению в Правительство Оренбургской области по выделению средств на обустройство и содержание скотомогильников на территориях указанных муниципальных образований, и об обязании Правительства Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильников в соответствии с требованиями ветеринарного и санитарного законодательства, Просил признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в невыделении денежных средств на обустройство и содержание скотомогильников, расположенных: на территории <данные изъяты> сельсовета Александровского района, в юго-восточной части <адрес>, в северной части <адрес>, в южной части <адрес> и на территории <данные изъяты> сельсовета Александровского района, в южной части <адрес>. Так же просил признать незаконным бездействие администраций названных муниципальных образований, выразившееся в непринятии мер к обращению в Правительство Оренбургской области по выделению средств на обустройство и содержание скотомогильников и обязать их привести скотомогильники в соответствие с требованиями ветеринарного и санитарного законодательства. Для чего оградить территории скотомогильников, произвести обваловку скотомогильников, смонтировать ворота, смонтировать крышки люков, вытяжные трубы, обустроить навес над ямой, оборудовать помещение для вскрытия трупов животных, помещение для хранения дезсредств, инвентаря, спецодежды и инструментов, обустроить удобные подъездные пути, установить аншлаги места положения скотомогильников, заменить и установить перекрытия скотомогильников. Просил обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем приведения скотомогильников в соответствие с требованиями ветеринарного и санитарного законодательства, для чего: оградить территории скотомогильников, произвести обваловку скотомогильников, смонтировать ворота, смонтировать крышки люков, вытяжные трубы, обустроить навес над ямой, оборудовать помещение для вскрытия трупов животных, помещение для хранения дезсредств, инвентаря, спецодежды и инструментов, обустроить удобные подъездные пути, установить аншлаги места положения скотомогильников, заменить и установить перекрытия скотомогильников. В обоснование требований указал, скотомогильники (места для захоронения биологических отходов), были построены колхозами и совхозами, которые в настоящее время ликвидированы. В нарушение требований действующего законодательства ни у кого на балансе не числятся, ни за кем не закреплены и фактически никто не следит за их состоянием. Следствием изложенного, скотомогильники в настоящее время находятся в непригодном и опасном состоянии. В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федераций по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федераций мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (места для захоронения биологических отходов). В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников* находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, закон устанавливает, что скотомогильники могут находиться в собственности Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года, не предусматривают обращение в муниципальную собственность имеющихся на территории <данные изъяты> и <данные изъяты> сельсоветов безхозяйных мест захоронения биологических отходов. Возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления так же не предусматривает и Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию подпунктом 8 п.1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 вышеназванного Федерального закона № 131-ФЗ для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников муниципальным образованиям <данные изъяты> и <данные изъяты> сельсоветов Александровского района, не передавались. В этой связи не имеется оснований для возложения на них обязанности оборудовать скотомогильники (места для захоронения биологических отходов). В судебном заседании заместитель прокурора Александровского района Дмитриев К.В., исковые требования, поддержал и дополнительно просил обязать Правительство Оренбургской области устранить выявленные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В письменных отзывах представитель Правительства Оренбургской области по доверенности Попов А.Н. с заявлением прокурора об оспаривании бездействия Правительства Оренбургской области и обязании устранить в полном объеме допущенные нарушения, не согласен. В обоснование возражений указал, что скотомогильники на территориях муниципальных образований не имеют собственников и как бесхозяйные недвижимые вещи должны быть приняты на учет органом осуществляющим государственную регистрацию права по заявлению органа местного самоуправления на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки на учет бесхозяйной вещи, (в данном случае скотомогильники) орган уполномоченные управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Несмотря на то, что сведений о правах на скотомогильники на территории муниципальных образований <данные изъяты> и <данные изъяты> сельсоветов Александровского района нет и на балансе муниципальных образований они не состоят, п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 г. № 13-7-2/469, не освобождает местные администрации от ответственности за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников, в ведении которых они находятся, что соответствует и требованиям подпунктов 8 и 23 пункта 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В настоящее время Правительством Оренбургской области, разработан проект Постановления «Об утверждении областной целевой программы, «Предупреждение чрезвычайной ситуации в Оренбургской области, связанной с несоответствием объектов сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов ветеринарно-санитарным правилам», на 2011-2015 годы. На реализацию данной Программы планируется выделить из областного бюджета <данные изъяты>. рублей. В связи с представленными доводами представитель Правительства Оренбургской области Попов А.Н., просит суд, отказать в удовлетворении заявления прокурора. Представитель Правительства Оренбургской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие. В силу ст. 167 ч. 5 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. Заинтересованное лицо – администрация МО «<данные изъяты> сельсовет» Александровского района Оренбургской области, в лице главы сельсовета Дибаевой Р.Р., считает заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению, согласна с требованием прокурора об обязании Правительства Оренбургской области по устранению выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Дибаева Р.Р., суду пояснила, что скотомогильники в <адрес> и <адрес> были построены колхозом «<данные изъяты>» в ДД.ММ.ГГГГ г.г., они полностью соответствовали требованиям, предъявляемым к скотомогильникам, стояли на балансе колхоза «<данные изъяты>». После ликвидации колхоза «<данные изъяты>» скотомогильники оказались заброшенными. Будучи бесхозяйными, постепенно пришли в нынешнее состояние, не соответствующее требованиям ветеринарно-санитарного законодательства. Заинтересованное лицо, администрация МО «<данные изъяты> сельсовет» Александровского района Оренбургской области, в лице представителя Станкуновой Г.Н., с требованиями прокурора согласна, считает, что они подлежат удовлетворению, также согласна с требованием об устранении нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Суду пояснила, что скотомогильник в <адрес>, были построены колхозом «<данные изъяты>» в период ДД.ММ.ГГГГ годов. После ликвидации хозяйства, скотомогильник остался бесхозяйными. Выделение денежных средств в бюджете сельсовета на содержание скотомогильников не предусмотрено. В случае финансирования работ, из федерального, областного или районного бюджета сельсовет готов обустроить скотомогильники и привести их в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарного законодательства. Выслушав заместителя прокурора Александровского района Дмитриева К.В., главу администрация МО «<данные изъяты> сельсовет» Александровского района, Дибаеву Р.Р., представителя администрации МО «<данные изъяты> сельсовет» Александровского района, Станкунову Г.Н., огласив письменный отзыв представителя Правительства Оренбургской области Попова А.Н., изучив материалы дела, суд приходит к следующему: На территории муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> имеются скотомогильники, расположенные: в 1000 метрах юго-восточнее <адрес>, в 800 метрах севернее <адрес>, в 1000 метрах южнее <адрес>. · Данные скотомогильники не соответствуют ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным Главным госветинспектором РФ 04.12.1995 года, поскольку территории скотомогильников не огорожены, обваловка отсутствует, нет въездных ворот, крышки люка, вытяжной трубы, навеса на ямой, отсутствует помещение для вскрытия трупов животных и помещение для хранения дезсредств, инвентаря, спецодежды и инструментов, нет удобных подъездных путей, указатели места положения скотомогильников (аншлаги) не смонтированы. В <адрес> отсутствует перекрытие скотомогильника. Указанные нарушения создают угрозу возникновения инфекционных заболеваний, опасных для жизни людей и животных. На территории муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» Александровского района имеется скотомогильник, расположенный в <адрес> в 1000 метрах южнее населенного пункта. Данные скотомогильники не соответствуют ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным Главным госветинспектором РФ 04.12.1995 года, поскольку территории скотомогильников не огорожены, обваловка отсутствует, нет въездных ворот, крышки люка, вытяжной трубы, навеса на ямой, отсутствует помещение для вскрытия трупов животных и помещение для хранения дезсредств, инвентаря, спецодежды и инструментов, нет удобных подъездных путей, указатели места положения скотомогильников (аншлаги) не смонтированы. Указанные нарушения создают угрозу возникновения инфекционных заболеваний, опасных для жизни людей и животных. В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федераций по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федераций мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, закон устанавливает, что скотомогильники (места для захоронения биологических отходов), могут находиться в собственности Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ и являются расходными обязательствами субъекта РФ. Ссылка Правительства Оренбургской области на то, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников является важной составляющей по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обязанность по осуществлению таких мер возложена на органы местного самоуправления, основана на неправильном применении закона. Согласно статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Исходя из этого, правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ не распространяется на оборудование и содержание скотомогильников, в связи с чем, решение данных вопросов не может быть отнесено к вопросам местного значения муниципального образования в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые закреплены пп. 8, 23 п.1 ст.14, пп. 7, 21 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п,2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Кроме того, возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает. В соответствии с ч.2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. В силу ст. 59 Устава Оренбургской области «Органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями только законом с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация указанных полномочий подконтрольна органам государственной власти». Судом установлено, что полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет», администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» Александровского района не передавались. Скотомогильники расположены в административных границах Оренбургской области. С учетом изложенного, принятие мер по содержанию скотомогильников, находящихся на территории муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» Александровского района, расположенных: в 1000 метрах юго-восточнее <адрес>, в 800 метрах севернее <адрес>, в 1000 метрах южнее <адрес>, на территории муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» Александровского района, расположенный в <адрес> в 1000 метрах южнее населенного пункта, и их оборудованию в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов является обязанностью Правительства Оренбургской области. Ссылка представителя Правительства Оренбургской области на разработку проекта Постановления «Об утверждении областной целевой программы, «Предупреждение чрезвычайной ситуации в Оренбургской области, связанной с несоответствием объектов сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов ветеринарно-санитарным правилам», на 2011-2015 годы, не может быть принята судом по следующим основаниям: прокурор оспаривает бездействие Правительства Оренбургской области лишь в части непринятия мер в отношении конкретных объектов недвижимого имущества – скотомогильников, не соответствующих требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, расположенных на территории <данные изъяты> и <данные изъяты> сельсоветов, а не в целом бездействие Правительства области по предупреждению биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Кроме того, названный проект Программы до настоящего времени не принят и Программа не действует. Доказательств принятия мер по приведению скотомогильников, расположенных на территории МО «<данные изъяты> сельсовет» Александровского района: в 1000 метрах юго-восточнее <адрес>, в 800 метрах севернее <адрес>, в 1000 метрах южнее <адрес> и на территории МО «<данные изъяты> сельсовет» Александровского района, в <адрес> в 1000 метрах южнее населенного пункта, в надлежащее состояние и их оборудованию, Правительством Оренбургской области не представлено. Учитывая вышеизложенное, заявление прокурора подлежит удовлетворению. Принимая во внимание сложность организации работ, финансовых затрат на ее проведение, суд считает необходимым определить срок для проведения работ приведению скотомогильников в надлежащее состояние, в разумный срок, в течении трех месяцев после вступления решения в законную силу. Руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Александровского района Оренбургской области к Правительству Оренбургской области, администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» Александровского района Оренбургской области, администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» Александровского района Оренбургской области, удовлетворить. Признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием скотомогильников требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, расположенных: 1) На территории МО «Султакаевский сельсовет» Александровского района, в 1000 метрах юго-восточнее <адрес>, в 800 метрах севернее <адрес>, в 1000 метрах южнее <адрес> ; 2) На территории МО «<данные изъяты> сельсовет» Александровского района в 1000 метрах южнее <адрес>. Признать незаконным бездействие: администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» Александровского района Оренбургской области, администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» Александровского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер к обращению в Правительство Оренбургской области по выделению средств на обустройство и содержание скотомогильников, расположенных на территориях соответствующих сельсоветов. Обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем обустройства и приведения скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, для чего: оградить территории скотомогильников; смонтировать ворота; произвести обваловку территории скотомогильников; смонтировать крышки на люки; вытяжные трубы; навесы на ямой; оборудовать помещения для вскрытия трупов животных и помещения для хранения дезсредств, инвентаря, спецодежды и инструментов; обустроить удобные подъездные пути; установить аншлаги мест нахождения скотомогильников; выполнить другие требования ветеринарного и санитарного законодательства, в течении трех месяцев после вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья: Н.В. Ленков