№ 2-333/2011 по иску прокурора Александровского района к администрации МО Александровский район и Правительству Оренбургской области об обязании устранить нарушения законодательства об образовании



РЕШЕНИЕ № 2-333/2011

Именем Российской Федерации

с. Александровка «26» августа 2011 года

Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Даньшина В.В.,

с участием истца: помощника прокурора Александровского района Видиновой Е.С.,

представителя ответчика, администрации Александровского района Оренбургской области по доверенности Ф.Н.Н.,

представителей третьего лица, отдела образования администрации Алесандровского района по доверенности Д.В.А. и С.М.К.,

при секретаре Фаткулиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Александровского района к администрации Александровского района Оренбургской области и Правительству Оренбургской области об обязании (понуждении) администрации Александровского района Оренбургской области и Правительства Оренбургской области устранить нарушения требований законодательства об образовании путем выделения денежных средств на приобретение недостающего комплекта учебников муниципальным общеобразовательным учреждениям Александровского района, а именно: <данные изъяты>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Александровского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Александровского района и Правительству Оренбургской области с требованием устранить нарушения требований законодательства об образовании путем выделения денежных средств на приобретение недостающего комплекта учебников муниципальным общеобразовательным учреждениям Александровского района, а именно: <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В процессе судебного следствия требования прокурора были изменены, истец просит суд обязать администрации Александровского района Оренбургской области и Правительства Оренбургской области устранить нарушения требований законодательства об образовании путем выделения денежных средств на приобретение недостающего комплекта учебников муниципальным общеобразовательным учреждениям Александровского района, а именно: <данные изъяты>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска помощник прокурора Александровского района Видинова Е.С. пояснила, что прокуратурой Александровского района проведена проверка исполнения законодательства в части обеспечения учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений Александровского района учебниками. В результате проверки установлено, что фактическая обеспеченность учебниками муниципальных общеобразовательных учреждений Александровского района составляет 94%. Общеобразовательным учреждениям района необходимо приобрести недостающие учебники: <данные изъяты>.

Согласно п. 6.1 ч. 1 ст. 29 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а так же дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования на учебники и учебные пособия.

Согласно ст. 2 Постановления Правительства Оренбургской области от 07 декабря 2009 года № 611-п «Об обеспечении учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений Оренбургской области школьными учебниками», на министерство образования возложены обязанности пополнения библиотечных фондов муниципальных общеобразовательных учреждений комплектами учебников на очередной финансовый год и передачу учебников в безвозмездное пользование муниципального общеобразовательного учреждения.

В соответствии со ст. 11 Закона «Об образовании», учредителем образовательного учреждения могут быть органы местного самоуправления, а отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с п. 75 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196, деятельность общеобразовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними.

Считает, что администрация Александровского района, наряду с Правительством Оренбургской области должна принимать участие и в финансировании основных общеобразовательных программ как учредитель.

На основании изложенного, просит суд требования прокурора Александровского района удовлетворить в полном объеме.

Представитель Правительства Оренбургской области по доверенности С.Н.Н. представила в суд отзыв на исковое заявление прокурора Александровского района в котором просит суд в иске прокурора отказать в виду его необоснованности, т.к. Правительством области Александровскому району выделено <данные изъяты> рублей на исполнения Закона «Об образовании» и до ДД.ММ.ГГГГ Александровский район получит еще <данные изъяты> учебной литературы. Данное гражданское дело просит рассмотреть в ее отсутствие.

В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в ее отсутствие.

Представитель ответчика администрации МО «Александровский район» по доверенности Ф.Н.Н., в судебном заседании с иском прокурора не согласился и пояснил, что администрация Александровского района не может являться надлежащим ответчиком по данному делу.

В силу ст. 29 п. 6.1 Закона «Об образовании», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся:

обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации, т.е. на Правительство Оренбургской области Законом возложена обязанность по выделению субвенций местным бюджетам, а не муниципальным общеобразовательным учреждения на исполнение вышеуказанного Закона.

Правительством Оренбургской области на приобретение учебников в достаточном их количестве местному бюджету предоставлены денежные средства в размере 550 866 рублей.

Согласно постановления Главы администрации Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ размещен муниципальный заказ для муниципального заказчика: отдела образования администрации Александровского района путем проведения торгов в форме открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение учебной литературы в общеобразовательные учреждения Александровского района на 2011-2012 года.

Согласно представленного протокола проведения торгов от ДД.ММ.ГГГГ, торги состоялись ДД.ММ.ГГГГ.

Каких-либо обязательств перед общеобразовательными учреждениями об их финансировании администрация Александровского района не имеет.

Таким образом, Правительством Оренбургской области выполнены обязательства в части предоставления субвенций местному бюджету Александровского района для приобретения учебной литературы на 2011-2012 годы и поэтому исковые требования прокурора Александровского района обоснованный и подлежат отклонению.

Администрация Александровского района к вышеуказанным обязательствам Правительства Оренбургской области какого-либо отношения не имеет, и как он полагает, администрация указана в качестве ответчика лишь для того, чтобы исковые требования были подсудны Александровскому районному суду.

Представители третьего лица по доверенности: Д.В.А. и С.М.К. мнение представителя администрации Александровского района поддержали и просят суд в иске прокурора Александровского района отказать.

С.М.К., кроме того пояснила, что какой-либо проверки со стороны прокуратуры в отделе образования не проводилось. На требование прокурора начальник отдела образования подготовил ответ по учебной литературе на 2011-2012 учебный год, что прокурором представлено в качестве доказательств по данному иску.

Выслушав помощника прокурора Александровского района Видинову Е.С.., представителя ответчика Ф.Н.Н., представителей третьего лица Д.В.А. и С.М.К., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 29 Закона «Об образовании», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся:

6.1) обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Данная норма федерального законодательства нашла свое подтверждение в ст. 4 Закона Оренбургской области «Об образовании» от 10 ноября 2006 года № 717/144-1У-ОЗ.

Согласно постановления Правительства Оренбургской области
от 19 января 2007 года N 10-п
"О порядке предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов
и городских округов на обеспечение государственных гарантий
прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного,
начального общего, основного общего, среднего (полного)
общего образования, а также дополнительного образования
в общеобразовательных учреждениях для реализации основных
общеобразовательных программ и их расходования"
(с изменениями от 28 сентября 2010 г.) определен порядок и механизм предоставления субвенций:

Субвенцию из областного бюджета перечисляет министерство образования Оренбургской области дважды в месяц бюджетам муниципальных районов и городских округов в пределах бюджетных ассигнований и в соответствии с поквартальным распределением, предусмотренным сводной бюджетной росписью областного бюджета, в том числе на возмещение расходов, произведенных муниципальными образованиями на эти цели за счет собственных средств.

В судебном заседании установлено, что в отдел образования администрации Александровского района в ДД.ММ.ГГГГ для общеобразовательных учреждений поступила учебная литература в виде субвенции Правительства Оренбургской области на общую сумму <данные изъяты> руб..

До ДД.ММ.ГГГГ Правительством Оренбургской области местному бюджету Александровского района предоставлена субвенция на приобретение учебной литературы на общую сумму <данные изъяты> рублей, что позволяет отделу образования администрации Александровского района в полной мере обеспечить всех учащихся общеобразовательных учреждений учебной литературой на 2011-2012 годы.

Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании расходными накладными, постановлением администрации Александровского района о размещении муниципального заказа от 08 августа 2011 года № 584-п и приложением к нему (заявка для размещения заказа на поставку товаров, приложение к данной заявке), а так же протоколом проведения торгов.

Таким образом, Правительство Оренбургской области свои обязательства по исполнению требований Закона «Об образовании» в части предоставления субвенций местному бюджету на приобретение учебной литературы общеобразовательным учреждениям Александровского района выполнила в полном объеме.

При таких обстоятельствах, поскольку ответчиком — Правительством Оренбургской области каких-либо нарушений законодательства об образовании в части выделения субвенций местному бюджету Александровского района для приобретения учебной литературы в общеобразовательные учреждения района не допущено, и данные функции не являются обязательствами администрации Александровского района, то исковые требования прокурора Александровского района не обоснованы и не могут быть удовлетворены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

В иске прокурора Александровского района Оренбургской области к администрации Александровского района Оренбургской области и Правительству Оренбургской области в виде обязании (понуждении) ответчиков выделить денежные средства муниципальным общеобразовательным учреждениям Александровского района для приобретения недостающего комплекта учебников в срок до ДД.ММ.ГГГГ отказать в виду его необоснованности.

На решение суда может быть подана жалоба в Оренбургский областной суд через суд Александровского района в течении 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья: В.В. Даньшин.

Решение изготовлено в окончательной форме 29 августа 2011 года.

Судья: В.В. Даньшин.