Обьедененное гражданское дело № 2-282,289,290,291,292/2011 по заявлениям прокурора Алекснадровского района о признании незаконным бездействия администраций МО Навомихайловский, МО Романовский, МО Александровский сельсовет потребованиям сан.-эпид. благопо



№ 2-282/2011,№ 2-289/2011, № 2-290/2011, № 2-291/2011, № 2-292/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Александровка «29» августа 2011 года

Александровский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Даньшина В.В.,

с участием помощника прокурора Александровского района Оренбургской области Видиновой Е.С.,

представителя администрации МО «Александровский сельсовет» по доверенности К.А.Н.,

представителя администрации МО «Новомихайловский сельсовет» - главы администрации А.А.Н.,

представителя администрации МО «Романовский сельсовет» - главы администрации Б.В.Н,,

при секретаре Фаткулиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное гражданское дело по заявлениям прокурора Александровского района о признании незаконным бездействия Правительства Оренбургской области, выразившегося в непринятии мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с несоответствием скотомогильников требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, на территории Новомихайловского, Романовского и Александровского сельсоветов Александровского района Оренбургской области, о признании незаконным бездействия администраций МО «Новомихайловский сельсовет» МО Романовский сельсовет» и МО «Александровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области, выразившегося в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области по выделению средств на обустройство и содержание скотомогильников на территориях указанных муниципальных образований, и об обязании Правительства Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильников в соответствии с требованиями ветеринарного и санитарного законодательства, а так же обязании Правительства Оренбургской области поставить на учет как бесхозное имущество, скотомогильники, расположенные на территориях вышеуказанных муниципальных образований

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Александровского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании бездействия органа государственной власти – Правительства Оренбургской области, выразившегося в непринятии мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с несоответствием скотомогильников требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, на территории Новомихайловского, Романовского и Александровского сельсоветов Александровского района Оренбургской области, о признании незаконным бездействия администраций МО «Новомихайловский сельсовет» МО «Романовский сельсовет» и МО «Александровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области, выразившегося в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области по выделению средств на обустройство и содержание скотомогильников на территориях указанных муниципальных образований, об обязании Правительства Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильников в соответствии с требованиями ветеринарного и санитарного законодательства, а так же обязании Правительства Оренбургской области поставить на учет как бесхозное имущество, скотомогильники, расположенные на территории муниципальных образований Новомихайловского, Романовского и Александровского сельсоветов Александровского района Оренбургской области.

Просил признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, т.е. в непринятии мер по обустройству и содержанию скотомогильников на территории МО «Новомихайловский сельсовет» Александровского района, расположенных на расстоянии <адрес> и на расстоянии <адрес>; на территории МО «Александровский сельсовет» <адрес>, расположенных на расстоянии <адрес> и на расстоянии <адрес>; на территории МО «Романовский сельсовет» Александровского района, расположенного на расстоянии <адрес>.

Так же просил признать незаконным бездействие администраций названных муниципальных образований, выразившееся в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области по выделению средств на обустройство и содержание указанных скотомогильников.

Просил обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем приведения скотомогильников в соответствие с требованиями ветеринарного и санитарного законодательства, для чего: оградить территории скотомогильников, произвести обваловку скотомогильников, смонтировать ворота, смонтировать крышки люков, вытяжные трубы, обустроить навес над ямой, оборудовать помещение для вскрытия трупов животных, помещение для хранения дезсредств, инвентаря, спецодежды и инструментов, обустроить удобные подъездные пути, установить аншлаги места положения скотомогильников.

Кроме того просил суд обязать Правительство Оренбургской области поставить на учет как бесхозное имущество, вышеуказанные скотомогильники.

В обоснование требований указал, что скотомогильники (места для захоронения биологических отходов), были построены колхозами и совхозами, которые в настоящее время ликвидированы. В нарушение требований действующего законодательства ни у кого на балансе не числятся, ни за кем не закреплены и фактически никто не следит за их состоянием.

Следствием изложенного, скотомогильники в настоящее время находятся в непригодном и опасном состоянии.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федераций по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федераций мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (места для захоронения биологических отходов).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников находящихся в федеральной собственности, запрещена.

Таким образом, закон устанавливает, что скотомогильники могут находиться в собственности Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года, не предусматривают обращение в муниципальную собственность имеющихся на территории Александровского, Новомихайловского и Романовского сельсоветов Александровского района бесхозяйных мест захоронения биологических отходов.

Возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления так же не предусматривает и Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В судебном заседании помощник прокурора Александровского района Видинова Е.С., исковые требования прокурора Александровского района поддержала в полном объеме

В письменных отзывах представитель Правительства Оренбургской области по доверенности П.А.Н. с заявлениями прокурора об оспаривании бездействия Правительства Оренбургской области и обязании устранить в полном объеме допущенные нарушения, а так же поставить бесхозные скотомогильники на учет не согласен.

В обоснование возражений указал, что скотомогильники на территориях муниципальных образований не имеют собственников и как бесхозяйные недвижимые вещи должны быть приняты на учет органом осуществляющим государственную регистрацию права по заявлению органа местного самоуправления на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки на учет бесхозяйной вещи, (в данном случае скотомогильники) орган уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Несмотря на то, что сведений о правах на скотомогильники на территории муниципальных образований Александровского, Новомихайловского и Романовского сельсоветов Александровского района нет и на балансе муниципальных образований они не состоят, п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпромом РФ от 04.12.1995 г. № 13-7-2/469, не освобождает местные администрации от ответственности за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников, в ведении которых они находятся, что соответствует и требованиям подпунктов 8 и 23 пункта 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В настоящее время Правительством Оренбургской области, разработан проект Постановления «Об утверждении областной целевой программы, «Предупреждение чрезвычайной ситуации в Оренбургской области, связанной с несоответствием объектов сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов ветеринарно-санитарным правилам», на 2011-2015 годы. На реализацию данной Программы планируется выделить из областного бюджета <данные изъяты>.

Кроме того, в дополнительном отзыве указывает, что ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозная вещь принимается по заявлению органа местного самоуправления.

Действующее законодательство не содержит нормы, обязывающей орган государственной власти субъекта РФ принимать на учет бесхозное имущество.

В связи с представленными доводами представитель Правительства Оренбургской области П.А.Н., просит суд, отказать в удовлетворении заявления прокурора.

Представитель Правительства Оренбургской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.

В силу ст. 167 ч. 5 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Представитель администраций МО «Александровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области по доверенности К.А.Н., представитель администрации МО «Новомихайловский сельсовет» А.А.Н. и представитель администрации МО «Романовский сельсовет» Б.В.Н, считают заявление прокурора подлежащим удовлетворению частично, просят отказать в удовлетворении исковых требований, в части признания незаконными бездействия администраций, выразившихся в непринятии мер к обращению в Правительство Оренбургской области по выделению средств на обустройство и содержание скотомогильников на территории вышеуказанных муниципальных образований, в связи с тем, что скотомогильники на балансе сельсоветов не состоят и в обязанности администрации их содержание и обустройство не входит.

Кроме того, глава администрации Б.В.Н, указал, что он письменно обращался к председателю Правительства Оренбургской области по выделению денежных средств на обустройство скотомогильников на территории Романовского сельсовета, однако ответа до настоящего времени не получил.

Выслушав помощника прокурора Александровского района Видинову Е.С., представителей администраций поселений, допросив свидетеля Ш.Е.Н., огласив письменные отзывы представителя Правительства Оренбургской области П.А.Н., изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

На территории муниципального образования «Александровский сельсовет» <адрес> имеются скотомогильники, расположенные на расстоянии <адрес> и на расстоянии <адрес>.

На территории муниципального образования «Новомихайловский сельсовет» Александровского района имеются скотомогильники, расположенные на расстоянии <адрес> и на расстоянии <адрес>.

На территории муниципального образования «Романовский сельсовет» Александровского района имеется скотомогильник, расположенный на расстоянии <адрес>.

Данные скотомогильники не соответствуют ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Александровского района Оренбургской области с привлечением ветеринарно-санитарного инспектора ГУ «Александровское районное управление ветеринарии» проведена проверка соблюдения ветеринарного и санитарного законодательства по содержанию и эксплуатации места, отведенного для захоронения биологических отходов — скотомогильников, расположенных на территории муниципальных образований вышеуказанных сельсоветов. Территории скотомогильников не огорожена, не обвалована, отсутствуют въездные ворота. Перекрытие скотомогильников в <адрес> и <адрес> частично разрушено, не имеется вытяжных труб, отсутствуют плотно закрываемые крышки люков, навес над ямой. Отсутствует помещение для вскрытия животных, помещения для хранения дезсредств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Отсутствуют подъездные пути и аншлаг (указатель) места положения скотомогильника.

Данные скотомогильники не соответствуют ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным Главным госветинспектором РФ 04.12.1995 года, поскольку территория скотомогильников не огорожена, обваловка отсутствует, нет въездных ворот, плотно закрываемых крышек люка, навеса над ямой, отсутствуют помещения для вскрытия трупов животных и помещения для хранения дезсредств, инвентаря, спецодежды и инструментов, нет удобных подъездных путей, указателей места положения скотомогильников (аншлаг) не смонтированы.

Данные обстоятельства подтвердил свидетель Ш.Е.Н., который указал, что при проверке скотомогильников на территории МО «Александровский сельсовет» установлено: в <адрес> скотомогильник представляет из себя вырытую траншею, перекрытую железобетонными плитами. Перекрытие частично разрушено. К скотомогильнику нет подъездных путей, отсутствует аншлаг и имеются другие нарушения, отраженные в акте проверки. В <адрес> скотомогильник представляет собой вырытую траншею перекрытую железобетонными плитами. Перекрытие в нормальном состоянии, однако стены скотомогильника и дно не отвечает требованиям ветеринарного законодательства. Кроме того имеются и другие нарушения, отраженные в акте проверки.

На территории МО «Новомихайловский сельсовет»: в <адрес> скотомогильник перекрыт плитами, частично перекрытие разрушено, в <адрес> у скотомогильника перекрытие не нарушено, однако имеются другие нарушения, отраженные в акте проверки.

На территории МО «Романовский сельсовет» в <адрес> у скотомогильника перекрытие не нарушено, рднако отсутствует крышка и имеются другие нарушения, отраженные в акте проверки.

Судом установлено, что указанные скотомогильники на балансе администрации МО «Александровский сельсовет», МО «Новомихайловский сельсовет» и МО «Романовский сельсовет» не состоят.

Указанные нарушения создают угрозу возникновения инфекционных заболеваний, опасных для жизни людей и животных.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федераций по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федераций мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.

Таким образом, закон устанавливает, что скотомогильники (места для захоронения биологических отходов), могут находиться в собственности Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ и являются расходными обязательствами субъекта РФ.

Ссылка Правительства Оренбургской области на то, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников является важной составляющей по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обязанность по осуществлению таких мер возложена на органы местного самоуправления, основана на неправильном применении закона.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Исходя из этого, правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ не распространяется на оборудование и содержание скотомогильников, в связи с чем, решение данных вопросов не может быть отнесено к вопросам местного значения муниципального образования в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые закреплены пп. 8, 23 п.1 ст.14, пп. 7, 21 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п,2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Кроме того, возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

В соответствии с ч.2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

В силу ст. 59 Устава Оренбургской области «Органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями только законом с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация указанных полномочий подконтрольна органам государственной власти».

Судом установлено, что полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников администрации муниципального образования «Александровский сельсовет» Александровского района, администрации муниципального образования «Новомихайловский сельсовет» Александровского района и МО «Романовский сельсовет» Александровского района не передавались.

Скотомогильники расположены в административных границах Оренбургской области. С учетом изложенного, принятие мер по содержанию скотомогильников, находящихся на территории вышеуказанных муниципальных образований и их оборудование в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов является обязанностью Правительства Оренбургской области.

Ссылка представителя Правительства Оренбургской области на разработку проекта Постановления «Об утверждении областной целевой программы, «Предупреждение чрезвычайной ситуации в Оренбургской области, связанной с несоответствием объектов сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов ветеринарно-санитарным правилам», на 2011-2015 годы, не может быть принята судом по следующим основаниям: прокурор оспаривает бездействие Правительства Оренбургской области лишь в части непринятия мер в отношении конкретных объектов недвижимого имущества – скотомогильников, не соответствующих требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, расположенных на территории Александровского, Новомихайорвского и Романовского сельсоветов Александровского района, а не в целом бездействие Правительства области по предупреждению биолого-социальных чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, названный проект Программы до настоящего времени не принят и Программа не действует.

Доказательств принятия мер по приведению скотомогильников, расположенных на территории МО «Александровский сельсовет» Александровского района в <адрес> и <адрес>, на территории МО «Новомихайловский сельсовет» в <адрес> и <адрес>, а так же на территории МО «Романовский сельсовет» в <адрес> в надлежащее состояние и их оборудование, Правительством Оренбургской области не представлено.

С учетом изложенного, принятие мер по содержанию скотомогильников, расположенных в <адрес> и <адрес> и их оборудование в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов является обязанностью Правительства Оренбургской области. Указанные полномочия должным образом не исполняются органом государственной власти субъекта РФ — Правительством Оренбургской области, что свидетельствует о его бездействии.

Каких-либо обязательств по обустройству скотомогильников и их содержанию действующим законодательством на муниципальные образования Александровский, Новомихайловский и Романовский сельсоветы не возложены, поэтому требования прокурора в части признания незаконным бездействия муниципальных образований «Александровский сельсовет», «Новомихайловский сельсовет» и «Романовский сельсовет» по не принятию мер по обращению к Правительству Оренбургской области по выделению им средств на обустройство и содержание скотомогильников необоснованны и удовлетворенными быть не могут.

Кроме того, действующее законодательство не предусматривает нормы, обязывающей орган государственной власти субъекта РФ принимать на учет бесхозное имущество, поэтому требования прокурора в данной части также необоснованны и удовлетворенными быть не могут.

Принимая во внимание сложность организации работ, финансовых затрат на ее проведение, суд считает необходимым определить срок для проведения работ приведению скотомогильников, расположенных в <адрес> и в <адрес> в надлежащее состояние, в разумный срок, в течении трех месяцев после вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Александровского района Оренбургской области к Правительству Оренбургской области, администрации муниципального образования «Александровский сельсовет» Александровского района Оренбургской области, администрации муниципального образования «Новомихайловский сельсовет» Александровского района Оренбургской области и администрации муниципального образования «Романовский сельсовет» Александровского района Оренбургской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с несоответствием скотомогильников требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, расположенных:

-                                на территории муниципального образования «Александровский сельсовет» Александровского района на расстоянии <адрес> и на расстоянии 1 <адрес>;

-                                на территории муниципального образования «Новомихайловский сельсовет» Александровского района на расстоянии <адрес> и на расстоянии <адрес>;

-                                на территории муниципального образования «Романовский сельсовет» Александровского района на расстоянии <адрес>.

Обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем обустройства и приведения скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, для чего: оградить территории скотомогильников; установить въездные ворота; произвести обваловку территорий скотомогильников; установить крышки люка; навес над ямой; оборудовать помещения для вскрытия трупов животных и помещения для хранения дезсредств, инвентаря, спецодежды и инструментов; обустроить удобные подъездные пути; установить аншлаг места нахождения скотомогильников; выполнить другие требования ветеринарного и санитарного законодательства, в течении трех месяцев после вступления решения в законную силу.

В остальной части требований отказать в виду их необоснованности.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: В.В. Даньшин.

Решение изготовлено в окончательной форме 30 августа 2011 года

Судья: В.В. Даньшин.