Объедененное дело № 2-283,284,285,286,287,288/2011 по заявлению прокурора Александровского района о признании незаконным бездействия администраций МО Ждановский и Хортицкий сельсовет в части нарушения требований сан.-эпидим. благополучия



№ 2-283/2011,№ 2-284/2011, № 2-285/2011, № 2-286/2011, № 2-287/2011, № 2-288/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Александровка «29» августа 2011 года

Александровский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Даньшина В.В.,

с участием помощника прокурора Александровского района Оренбургской области Видиновой Е.С.,

при секретаре Фаткулиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное гражданское дело по заявлениям прокурора Александровского района о признании незаконным бездействия Правительства Оренбургской области, выразившегося в непринятии мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с несоответствием скотомогильников требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, на территории Ждановского и Хортицкого сельсоветов Александровского района Оренбургской области, о признании незаконным бездействия администраций МО «Ждановский сельсовет» и МО «Хортицкий сельсовет» Александровского района Оренбургской области, выразившегося в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области по выделению средств на обустройство и содержание скотомогильников на территориях указанных муниципальных образований, и об обязании Правительства Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильников в соответствии с требованиями ветеринарного и санитарного законодательства, а так же обязании Правительства Оренбургской области поставить на учет как бесхозное имущество, скотомогильники, расположенные на территории муниципальных образований Ждановского и Хортицкого сельсоветов Александровского района Оренбургской области.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Александровского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании бездействия органа государственной власти – Правительства Оренбургской области, выразившегося в непринятии мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с несоответствием скотомогильников требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, на территории Ждановского и Хортицкого сельсоветов Александровского района Оренбургской области, о признании незаконным бездействия администраций МО «Ждановский сельсовет» и МО «Хортицкий сельсовет» Александровского района Оренбургской области, выразившегося в непринятии мер к обращению в Правительство Оренбургской области по выделению средств на обустройство и содержание скотомогильников на территориях указанных муниципальных образований, об обязании Правительства Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц путем оборудования скотомогильников в соответствии с требованиями ветеринарного и санитарного законодательства, а так же обязании Правительства Оренбургской области поставить на учет как бесхозное имущество, скотомогильники, расположенные на территории муниципальных образований Ждановского и Хортицкого сельсоветов Александровского района Оренбургской области.

Просил признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, т.е. в непринятии мер по обустройству и содержанию скотомогильников, расположенных на территории МО «Хортицкий сельсовет» Александровского района, в <адрес> и <адрес>; на территории МО «Ждановский сельсовет», в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>.

Так же просил признать незаконным бездействие администраций названных муниципальных образований, выразившееся в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области по выделению средств на обустройство и содержание указанных скотомогильников.

Просил обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем приведения скотомогильников в соответствие с требованиями ветеринарного и санитарного законодательства, для чего: оградить территории скотомогильников, произвести обваловку скотомогильников, смонтировать ворота, смонтировать крышки люков, вытяжные трубы, обустроить навес над ямой, оборудовать помещение для вскрытия трупов животных, помещение для хранения дезсредств, инвентаря, спецодежды и инструментов, обустроить удобные подъездные пути, установить аншлаги места положения скотомогильников.

В обоснование требований указал, что скотомогильники (места для захоронения биологических отходов), были построены колхозами и совхозами, которые в настоящее время ликвидированы. В нарушение требований действующего законодательства ни у кого на балансе не числятся, ни за кем не закреплены и фактически никто не следит за их состоянием.

Следствием изложенного, скотомогильники в настоящее время находятся в непригодном и опасном состоянии.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федераций по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федераций мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (места для захоронения биологических отходов).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников находящихся в федеральной собственности, запрещена.

Таким образом, закон устанавливает, что скотомогильники могут находиться в собственности Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года, не предусматривают обращение в муниципальную собственность имеющихся на территории Ждановского и Хортицкого сельсоветов Александровского района бесхозяйных мест захоронения биологических отходов.

Возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления так же не предусматривает и Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В судебном заседании помощник прокурора Александровского района Видинова Е.С., исковые требования, изменила, отказалась от требований прокурора в части признания незаконным бездействие Правительства Оренбургской области и обязании Правительства устранить допущенные нарушения путем оборудования указанных скотомогильников, т.к. по данным скотомогильникам имеется вступившее в законную силу решение Александровского районного суда, кроме скотомогильника, расположенного на территории МО «Ждановский сельсовет» в <адрес>.

Просит суд в данной части признать незаконным бездействие администраций муниципальных образований «Хортицкий сельсовет» и «Ждановский сельсовет», выразившееся в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области по выделению денежных средств на обустройство и содержание скотомогильников.

А так же обязать Правительство Оренбургской области поставить на учет как бесхозное имущество, скотомогильники, расположенные в на территории МО «Хортицкий сельсовет» в <адрес> и <адрес>, и на территории МО «Ждановский сельсовет» в <адрес>, <адрес> и <адрес>.

По скотомогильнику на территории МО «Ждановский сельсовет» в <адрес> исковые требования прокурора Александровского района поддержала в полном объеме

В письменных отзывах представитель Правительства Оренбургской области по доверенности П.А.Н. с заявлениями прокурора об оспаривании бездействия Правительства Оренбургской области и обязании устранить в полном объеме допущенные нарушения, а так же поставить бесхозные скотомогильники на учет не согласен.

В обоснование возражений указал, что скотомогильники на территориях муниципальных образований не имеют собственников и как бесхозяйные недвижимые вещи должны быть приняты на учет органом осуществляющим государственную регистрацию права по заявлению органа местного самоуправления на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки на учет бесхозяйной вещи, (в данном случае скотомогильники) орган уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Несмотря на то, что сведений о правах на скотомогильники на территории муниципальных образований Хортицкого и Ждановского сельсоветов Александровского района нет и на балансе муниципальных образований они не состоят, п. 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпромом РФ от 04.12.1995 г. № 13-7-2/469, не освобождает местные администрации от ответственности за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников, в ведении которых они находятся, что соответствует и требованиям подпунктов 8 и 23 пункта 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В настоящее время Правительством Оренбургской области, разработан проект Постановления «Об утверждении областной целевой программы, «Предупреждение чрезвычайной ситуации в Оренбургской области, связанной с несоответствием объектов сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов ветеринарно-санитарным правилам», на 2011-2015 годы. На реализацию данной Программы планируется выделить из областного бюджета 665 млн. рублей.

Кроме того, в дополнительном отзыве указывает, что ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, бесхозная вещь принимается по заявлению органа местного самоуправления.

Действующее законодательство не содержит нормы, обязывающей орган государственной власти субъекта РФ принимать на учет бесхозное имущество.

В связи с представленными доводами представитель Правительства Оренбургской области П.А.Н., просит суд, отказать в удовлетворении заявления прокурора.

Представитель Правительства Оренбургской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель администраций МО «Хортицкий сельсовет» и МО «Ждановский сельсовет» Александровского района Оренбургской области по доверенности Ф.Е.В. в судебное заседание не прибыл и просит суд рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие. Считает заявление прокурора подлежащим удовлетворению частично, просит отказать в удовлетворении исковых требований, в части признания незаконным бездействия администрации МО «Хортицкий сельсовет» и МО «Ждановский сельсовет» выразившееся в непринятии мер к обращению в Правительство Оренбургской области по выделению средств на обустройство и содержание скотомогильников на территории муниципального образования, в связи с тем, что скотомогильники на балансе сельсовета не состоят и в обязанности администрации их содержание и обустройство не входит.

В силу ст. 167 ч. 5 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Выслушав помощника прокурора Александровского района Видинову Е.С., огласив письменные отзывы представителя Правительства Оренбургской области П.А.Н., изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

На территории муниципального образования «Хортицкий сельсовет» Александровского района имеются скотомогильники, расположенные <адрес> и <адрес>.

На территории муниципального образования «Ждановский сельсовет» Александровского района имеются скотомогильники, расположенные <адрес>, <адрес> и <адрес>.

Данные скотомогильники не соответствуют ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

По данным скотомогильникам ДД.ММ.ГГГГ Александровским районным судом принято решение, которым признано незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с несоответствием скотомогильников требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

На Правительство Оренбургской области судом возложена обязанность устранить в полном объеме допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц путем обустройства и приведения скотомогильников в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.

В данной части помощник прокурора Александровского района Видинова Е.С. от заявленных требований отказалась, судом принимается отказ истца от иска и гражданское дело в данной части подлежит прекращению в соответствии со ст. 173 ГПК РФ.

Однако на требованиях о понуждении Правительства Оренбургской области поставить на учет как бесхозное имущество скотомогильники, расположенные на территории МО «Хортицкий сельсовет» в <адрес> и <адрес>, а так же на территории МО «Ждановский сельсовет» в <адрес>, <адрес> и <адрес>, истец настаивает. Кроме того, просит суд признать незаконным бездействие муниципальных образований Хортицкий и Ждановский сельсоветы, выразившееся в не принятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области по выделению средств на обустройство и содержание скотомогильников.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Александровского района Оренбургской области с привлечением ветеринарно-санитарного инспектора ГУ «Александровское районное управление ветеринарии» проведена проверка соблюдения ветеринарного и санитарного законодательства по содержанию и эксплуатации места, отведенного для захоронения биологических отходов — скотомогильника, расположенного в <адрес>. Территория скотомогильника не огорожена, не обвалована, отсутствуют въездные ворота. Перекрытие скотомогильника выполнено из железобетонных плит, имеется вытяжная труба, отсутствует плотно закрываемая крышка люка, навес над ямой. Отсутствует помещение для вскрытия животных, помещения для хранения дезсредств, инвентаря, спецодежды и инструментов. Скотомогильник не заполнен. Отсутствуют подъездные пути и аншлаг (указатель) места положения скотомогильника.

Данный скотомогильник не соответствуют ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным Главным госветинспектором РФ ДД.ММ.ГГГГ, поскольку территория скотомогильника не огорожена, обваловка отсутствует, нет въездных ворот, плотно закрываемой крышки люка, навеса над ямой, отсутствует помещение для вскрытия трупов животных и помещение для хранения дезсредств, инвентаря, спецодежды и инструментов, нет удобных подъездных путей, указатель места положения скотомогильника (аншлаг) не смонтирован.

Судом установлено, что указанный скотомогильник на балансе администрации МО «Ждановский сельсовет» не состоит.

Указанные нарушения создают угрозу возникновения инфекционных заболеваний, опасных для жизни людей и животных.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федераций по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федераций мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.

Таким образом, закон устанавливает, что скотомогильники (места для захоронения биологических отходов), могут находиться в собственности Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ и являются расходными обязательствами субъекта РФ.

Ссылка Правительства Оренбургской области на то, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников является важной составляющей по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обязанность по осуществлению таких мер возложена на органы местного самоуправления, основана на неправильном применении закона.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Исходя из этого, правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ не распространяется на оборудование и содержание скотомогильников, в связи с чем, решение данных вопросов не может быть отнесено к вопросам местного значения муниципального образования в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые закреплены пп. 8, 23 п.1 ст.14, пп. 7, 21 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п,2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Кроме того, возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

В соответствии с ч.2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

В силу ст. 59 Устава Оренбургской области «Органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями только законом с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация указанных полномочий подконтрольна органам государственной власти».

Судом установлено, что полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников администрации муниципального образования «Ждановский сельсовет» Александровского района и администрации муниципального образования «Хортицкий сельсовет» Александровского района не передавались.

Скотомогильник расположен в административных границах Оренбургской области. С учетом изложенного, принятие мер по содержанию скотомогильника, находящегося на территории муниципального образования «Ждановский сельсовет» Александровского района, расположенных: в <адрес> и его оборудование в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов является обязанностью Правительства Оренбургской области.

Ссылка представителя Правительства Оренбургской области на разработку проекта Постановления «Об утверждении областной целевой программы, «Предупреждение чрезвычайной ситуации в Оренбургской области, связанной с несоответствием объектов сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов ветеринарно-санитарным правилам», на 2011-2015 годы, не может быть принята судом по следующим основаниям: прокурор оспаривает бездействие Правительства Оренбургской области лишь в части непринятия мер в отношении конкретных объектов недвижимого имущества – скотомогильников, не соответствующих требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, расположенных на территории Ждановского и Хортицкого сельсоветов Александровского района, а не в целом бездействие Правительства области по предупреждению биолого-социальных чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, названный проект Программы до настоящего времени не принят и Программа не действует.

Доказательств принятия мер по приведению скотомогильника, расположенного на территории МО «Ждановский сельсовет» Александровского района, в 1000 <адрес> в надлежащее состояние и его оборудование, Правительством Оренбургской области не представлено.

С учетом изложенного, принятие мер по содержанию скотомогильника, расположенного в <адрес> и его оборудование в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов является обязанностью Правительства Оренбургской области. Указанные полномочия должным образом не исполняются органом государственной власти субъекта РФ — Правительством Оренбургской области, что свидетельствует о его бездействии.

Каких-либо обязательств по обустройству скотомогильников и их содержанию действующим законодательством на муниципальные образования Ждановский и Хортицкий сельсоветы не возложены, поэтому требования прокурора в части признания незаконным бездействия муниципальных образований «Хортицкий сельсовет» и «Ждановский сельсовет» по не принятию мер по обращению к Правительству Оренбургской области по выделению им средств на обустройство и содержание скотомогильников необоснованны и удовлетворенными быть не могут.

Кроме того, действующее законодательство не предусматривает нормы закона, обязывающей орган государственной власти субъекта РФ принимать на учет бесхозное имущество, поэтому требования прокурора в данной части также необоснованны и удовлетворенными быть не могут.

Принимая во внимание сложность организации работ, финансовых затрат на ее проведение, суд считает необходимым определить срок для проведения работ приведению скотомогильника, расположенного в <адрес> в надлежащее состояние, в разумный срок, в течении трех месяцев после вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Принять отказ истца от части иска.

Прекратить производством гражданское дело в части признания незаконым бездействия Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с несоответствием ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильников, расположенных на территории МО «Хортицкий сельсовет» в <адрес> и <адрес>, а так же на территории МО «Ждановский сельсовет» в <адрес>, <адрес> и <адрес>, а так же об обязании Правительства Оренбургской области по обустройству и содержанию указанных скотомогильников в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами в виду наличия судебного решения и отказа истца от иска.

Заявление прокурора Александровского района Оренбургской области к Правительству Оренбургской области, администрации муниципального образования «Ждановский сельсовет» Александровского района Оренбургской области, администрации муниципального образования «Хортицкий сельсовет» Александровского района Оренбургской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием скотомогильника требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, расположенного на территории МО «Ждановский сельсовет» Александровского района, в <адрес>.

Обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем обустройства и приведения скотомогильника в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, для чего: оградить территорию скотомогильника; установить въездные ворота; произвести обваловку территории скотомогильника; установить крышку люка; навес над ямой; оборудовать помещения для вскрытия трупов животных и помещения для хранения дезсредств, инвентаря, спецодежды и инструментов; обустроить удобные подъездные пути; установить аншлаг места нахождения скотомогильника; выполнить другие требования ветеринарного и санитарного законодательства, в течении трех месяцев после вступления решения в законную силу.

В остальной части требований отказать в виду их необоснованности.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: В.В. Даньшин.

Решение изготовлено в окончательной форме 30 августа 2011 года

Судья: В.В. Даньшин.