№2-377/2011 по иску Прилепиной Т.Н. к директору МУ КЦСОН Гринько А.Н. о признании приказа незаконным и взыскании компенсации морального вреда



Отметка об исполнении решения

№ 2- 377/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Александровка «01» сентября 2011 г.

Александровский районный суд Оренбургской области

в составе председательствующего судьи: Даньшин В.В.

с участием заявителя: Пилепиной Т.Н. и ее представителя — Прилепина Н.В.,

ответчика: директора муниципального учреждения Александровского района «Комплексный центр социального обслуживания населения» (далее по тексту МУ КЦСОН) Гринько А,Н.,
при секретаре: Фаткулиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прилепиной Т.Н. к директору муниципального учреждения Александровского района «Комплексный центр социального обслуживания населения» Гринько А.Н. о признании приказа от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в штатное расписание МУ КЦСОН недействительным и денежной компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Прилепина Т.Н. с ДД.ММ.ГГГГ работает заведующей отделением социальной помощи на дому в МУ КЦСОН Александровского района на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом директора МУ КЦСОН за от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в штатное расписание учреждения, исключены должности: заведующего консультационным отделением, юрисконсульт консультационного отделения, специалист по социальной работе консультационного отделения, социальный работник отделения срочной социальной помощи на мобильной основе, бухгалтер МУ КЦСОН. Согласно п. 2.2 данного приказа указано: уведомить о предстоящем увольнении по сокращению штата в соответствии с законодательством Прилепину Т.Н., П.Т.Г., П.М.Н. и К.В.А.. Считая уведомление о предстоящем увольнении по сокращению штата неправильным, Прилепина Т.Н. обратилась в суд с иском к директору МУ КЦСОН Гринько А.Н. о признании данного приказа незаконным и взыскания с директора МУ КЦСОН Гринько А.Н. денежной компенсации морального вреда. Вынесением незаконного приказа об уведомлении ее о предстоящем увольнении, ей был причинен моральный вред, однако, назвать в чем он выражается не смогла.

С учетом вышеизложенного просит суд признать приказ директора МУ КЦСОН Гринько А.Н. незаконным и отменить его, взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.

Представитель истца — Прилепин Н.В. требования своей жены поддержал, считает приказ от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и просит его отменить, т.к. согласно данного приказа сокращено в МУ КЦСОН консультационное отделение, а решение об уведомление о предстоящем увольнении принято в отношении Прилепиной Т.Н., которая в данном отделении не работает. Требования о возмещении морального вреда в пользу Прилепиной Т.Н. поддержал без его обоснованности.

Директор МУ КЦСОН Гринько А.Н. исковые требования Прилепиной Т.Н. не признал, считает, что приказ от ДД.ММ.ГГГГ издан на основании Постановления главы администрации Александровского района в целях оптимизации расходов на содержание центра.

Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с улучшением финансового положения, приказ от ДД.ММ.ГГГГ частично отменен. Отменено решение о сокращении должности бухгалтера и отменены уведомления о сокращении, в том числе и Прилепиной Т.Н.. Считает, что на данный момент нет предмета спора, и он как директор центра не отвечает по заявленным требованиям к муниципальному учреждению.

Выслушав объяснения истца — Прилепиной Т.Н. и ее представителя — Прилепина Н.В., директора МУ КЦСОН Гринько А.Н., изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно приказа -к от ДД.ММ.ГГГГ Прилепина Т.Н. принята на работу в МУ КЦСОН с указанного времени на должность <данные изъяты>, где и работает по настоящее время.

Согласно Постановления администрации Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ « О проведении мероприятий по оптимизации расходов и изменении организационной структуры МУ КЦСОН», как учредителя вышеуказанного учреждения постановлено:

провести мероприятия по оптимизации сети и сокращению расходов в соответствии с выделенными субвенциями;

расформировать консультационное отделение с возложением обязанностей на отделение срочной социальной помощи на мобильной основе;

директору МУ КЦСОН постановлено внести изменения в Устав, а так же выполнить организационно-штатные мероприятия, связанные с внесенными изменениями.

Согласно Устава муниципального учреждения Александровского района «Комплексный центр социального обслуживания населения», данное учреждение является юридическим лицом, некоммерческой организацией. Высшим должностным лицом является директор, который имеет право, в том числе:

издавать и утверждать приказы, распоряжения, инструкции по вопросам, входящим в компетенцию Центра, обязательные для всех работников Центра.

утверждать структуру и смету расходов Центра и штатное расписание по согласованию с учредителем в пределах средств, выделение которых предусмотрено на эти цели соответствующим бюджетом.

Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в штатное расписание», с ДД.ММ.ГГГГ исключены следующие должности: заведующий консультационным отделением, юрисконсульт данного отделения, специалист по социальной работе данного отделения, социальный работник отделения срочной социальной помощи на мобильной основе, а так же бухгалтер МУ КЦСОН.

Согласно п. 2.2 данного приказа, принято уведомить о предстоящем увольнении по сокращению штата работников в соответствии с законодательством Прилепину Т.Н., П.Т.Г., П.М.Н., К.В.А..

Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ, приказ от ДД.ММ.ГГГГ директором МУ КЦ СОН частично отменен, а именно отменено решение о сокращении должности бухгалтера и об уведомлении Прилепиной Т.Н. и А. о предстоящем увольнении.

Как установлено в судебном заседании, между работником (Прилепиной Т.Н.) и работодателем муниципальным учреждением «КЦСОН» возникли не урегулированные разногласия по вопросу уведомления Прилепиной Т.Н. о предстоящем увольнении в виду сокращения штата работников.

Так как трудовые отношения регулируются нормами трудового законодательства, содержащимися в Трудовом кодексе РФ, а также в иных федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, то проверка законности, в данном случае приказа от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и законности уведомления об увольнения работника, осуществляется соответствующим юрисдикционным (судебным) органом.

Такой спор является индивидуальным трудовым спором, который в силу положений ст.382, 383 и 391 Трудового кодекса РФ подведомствен судам общей юрисдикции.

Основой разрешения споров данной категории является наличие до издания приказа об уведомлении работника о предстоящем увольнении, наличие трудовых отношений между истцом по делу и ответчиком.

Статья 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений называет работника (физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем) и работодателя (физическое либо юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником).

В соответствии со ст.38 ГПК РФ сторонами в гражданском судопроизводстве являются истец и ответчик, наделенные в силу закона гражданской процессуальной правоспособностью, т.е. правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов, которым в равной степени наделены все граждане и организации (ст.36 ГПК РФ), и гражданской процессуальной дееспособностью, под которой положения ст.37 ГПК РФ понимают способность своими действиями осуществлять процессуальные права, исполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю. Такая способность в полном объеме может принадлежать гражданам, достигшим возраста 18 лет (включая граждан, вступивших в брак и объявленных полностью эмансипированными), и организациям.

С учетом изложенного, в случае, когда в качестве работодателя выступает не индивидуальный предприниматель и не физическое лицо, а организация в любой ее организационно-правовой форме, то в качестве ответчика по гражданскому делу в этом случае должно выступать исключительно юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником (истцом).

Согласно ст.48 ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Прекращение трудового договора на основании пункта 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации признается правомерным при условии, что сокращение численности или штата работников в действительности имело место. Вместе с тем, работодатель не может быть ограничен в праве впоследствии восстановить упраздненную должность в штатном расписании в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом; с другой стороны, в таких случаях нельзя исключать возможность злоупотребления правом со стороны работодателя, использующего сокращение штата работников для увольнения конкретного лица, как указал в своем определении за от ДД.ММ.ГГГГ Конституционный Суд РФ.

Поэтому, под сокращением численности или штата работников судом понимается упразднение одной или нескольких штатных единиц, как правило, связанное с уменьшением объема работ.

Увольнение работника по сокращению численности или штата рассматривается судом как законное, если в организации по тем или иным причинам действительно должно быть уменьшено определенное количество единиц по соответствующей должности (специальности, профессии).

Доказательством фактического сокращения штата работников организации является утвержденное работодателем новое штатное расписание, в котором количество штатных единиц в организации сокращено по сравнению с ранее действовавшим штатным расписанием.

Как следует из представленного штатного расписания на ДД.ММ.ГГГГ МУ Александровского района «Комплексный центр социального обслуживания населения», должность заведующего отделением, которую занимает истица не сокращена, поэтому уведомление о предстоящем увольнении Прилепиной Т.Н. вручено незаконно.

Однако, согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ уведомление о предстоящем увольнении Прилепиной Т.Н. работодателем отменено, поэтому на момент рассмотрения требований Прилепиной Т.Н. в суде, не имеется предмета спора.

Истец Прилепина Т.Н. предъявила требования к директору МУ КЦСОН, и на замену ответчика (МУ КЦСОН) не согласна.

Таким образом, требования Прилепиной Т.Н. предъявлены к ненадлежащему ответчику, и поэтому удовлетворенными быть не могут.

В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В данном случае требования предъявлены не к работодателю, а к директору МУ КЦСОН, т.е. ненадлежащему ответчику и удовлетворенными быть не могут.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В иске Прилепиной Т.Н. отказать в виду его необоснованности.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд Александровского района в течение десяти суток с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья: В.В. Даньшин.

Решение в окончательной форме изготовлено 02 сентября 2011 года.

Судья: В.В. Даньшин.