№ 2-478/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Александровка «03» ноября 2011 г. Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Евстафьева В.Г., при секретаре Жихаревой О.В., с участием Богдановой В.Н., рассмотрев воткрытом судебном заседании гражданское дело по иску Богдановой В.Н. к администрации муниципального образования «<данные изъяты> район» Оренбургской области о взыскании расходов по оплате отопления и освещения, УСТАНОВИЛ: Богданова В.Н. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, в котором указывает, что она, с 1995 года по настоящее время является работником здравоохранения, работает в <данные изъяты> ФАП МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», проживает в сельской местности и пользовалась до 01.01.2005 года льготами по 100 % оплате жилья, связанным с отоплением и освещением в соответствии с Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан. За период с 30 сентября 2008 года по 30 сентября 2011 года Богданова В.Н. в общей сложности на оплату жилья с отоплением и освещением потратила <данные изъяты> рубля <данные изъяты> коп. За указанный период Богдановой В.Н. была выплачена ежемесячная компенсация на общую сумму <данные изъяты> рублей. Просила суд взыскать с администрации муниципального образования «<данные изъяты> район» Оренбургской области в ее пользу в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением деньги, в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> коп. В судебном заседании Богданова В.Н. исковые требования уточнила и просила взыскать расходы за период с октября 2008 года по сентябрь 2011 года включительно. Представитель ответчика администрации Александровского района по доверенности Филипповский Н.Н., представил в суд отзыв на исковое заявление и указал, что администрация Александровского района исковые требования Богдановой В.Н. не признает в полном объеме, считает, что расчеты истцом произведены не правильно, т.к. они выходят за пределы исковой давности, а также просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. С учетом мнения истца, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определено рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика. Выслушав истца, огласив заявление представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Согласно п. 50 с. 35 ФЗ от 22.08.2004 года № 122- ФЗ указанное положение Основ признано утратившим силу. Данный закон, согласно преамбуле, принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Пунктом 50 ст.35 ФЗ № 122-ФЗ от 22 августа 2004 года решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Согласно ст. 63 Основ, в новой редакции, меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения определяются и осуществляются - органами местного самоуправления (ч.4, 6). При этом, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года № 5-П, Определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 года № 383-0-П, где указано, что установленное п. 50 ст. 35 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005 года на основании ч.2 ст.63 Основ. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года № 149-0-П в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретено ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсаторного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. Часть 1 ст. 153 ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, не предполагает, что Российская Федерация вправе отказаться от предоставления медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действующего до 01.01.2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников, как указано в вышеназванном определении, федеральному законодательству надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности пользовался этими льготами до указанной даты. В судебном заседании установлено, что Богданова В.Н., действительно с 19 февраля 1995 года по настоящее время является работником здравоохранения, работает в <данные изъяты> ФАП МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ» <данные изъяты>, проживает в <адрес>. Как следует из приложенных справок, за период времени с 30 сентября 2008 года по 30 сентября 2011 года, от Богдановой В.Н., в счет оплаты за потребленную электроэнергию (освещение) поступили платежи на общую сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., и в счет оплаты за отопление за период с 30 сентября 2008 года по 30 сентября 2011 года поступили платежи в общей сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп. Всего на общую сумму <данные изъяты> рубля <данные изъяты> коп. Однако из сумм, затраченных на освещение, подлежат исключению <данные изъяты> рубля <данные изъяты> коп., оплаченных 30 сентября 2008 года ввиду истечения срока давности. Также из сумм, затраченных на отопление, подлежат исключению <данные изъяты> рублей оплаченных за сентябрь 2008 г., в виду истечения срока исковой давности. Согласно справке МУЗ «<данные изъяты> ЦРБ», Богдановой В.Н. за период с октября 2008 года по сентябрь 2011 года выплачена денежная компенсация на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг в сумме <данные изъяты> рублей. Таким образом, Богданова В.Н., начиная с 1995 года, по настоящее время является медицинским работником, проживает в сельской местности и пользовалась правом на бесплатное предоставление жилого помещения с отоплением и освещением в соответствии с действовавшим законодательством. С октября 2008 года ей на основании решения Совета депутатов ежемесячно выплачивалась денежная компенсация указанной льготы и на 31 сентября 2011 года произведена выплата в размере <данные изъяты> рублей. Разница между фактическими расходами Богдановой В.Н., на оплату отопления и освещения, с учетом выплаченной ей компенсации медработника, составляет: <данные изъяты> Анализ вышеуказанных норм свидетельствуют о том, что выплатой денежной компенсации за указанный период в размере <данные изъяты> рублей нарушаются права Богдановой В.Н., поскольку размер произведенной выплаты по сравнению с фактическими затратами носит символический характер, а согласно вышеназванному определению Конституционного Суда, выплаты компенсаторного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. В данном случае идет речь не об общем объеме произведенных выплат ответчиком, а об объеме произведенных выплат конкретному субъекту - получателю льгот. Таким образом, сучётом представленных доказательств суд приходит квыводу, что исковое заявление Богдановой В.Н. с учетом уточнений подлежит удовлетворению в полном объеме. Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Таким образом, с ответчика взыскивается госпошлина в порядке возврата в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек в пользу истца. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ Заявление Богдановой В.Н. удовлетворить. Взыскать с администрации муниципального образования «Александровский район» Оренбургской области, в пользу Богдановой В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, расходы по оплате отопления и освещения за период с октября 2008 года по 31 сентября 2011 года, в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копеек. Взыскать с администрации муниципального образования «Александровский район» Оренбургской области, в пользу Богдановой В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, госпошлину в порядке возврата в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копеек. Решение может быть обжаловано вОренбургский областной суд через суд Александровского района втечение десяти суток содня принятия решения. Судья: В.Г.Евстафьев