№ 2-317/2011 по иску прокурора об обеспечении вне очереди жилым помещением



2-317/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Александровка 03 августа 2011 года

Александровский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Евстафьева В.Г., при секретаре Спиридоновой Л.А., с участием заместителя прокурора Александровского района Дмитриева К.В., истца Гришаниной А.Е., представителя ответчика Филимонова Е.В., представителя третьего лица Рахимовой Ф.Ш., представителя органа опеки и попечительства Михеевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Александровского района Оренбургской области к администрации МО Александровский район Оренбургской области и к Правительству Оренбургской области об обеспечении по месту жительства Гришаниной А.Е. вне очереди жилой площадью,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Александровского района Оренбургской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Гришаниной А.Е. обратился в суд с иском к администрации МО Александровский район Оренбургской области и к Правительству Оренбургской области об обеспечении по месту жительства Гришаниной А.Е. вне очереди жилой площадью.

В исковом заявлении указал, что после лишения родителей Гришаниной А.Е. родительских прав в 2003 году, она приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Ответчиками, в нарушение ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст. 2 Закона Оренбургской области № 1731/357 – IV-ОЗ от 26.11.2007 года «О наделении городских округов и муниципальных районов Оренбургской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними», Гришаниной А.Е., не представлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма по площади не ниже установленных норм.

В связи с изложенным просил обязать администрацию МО Александровский район Оренбургской области, Правительство Оренбургской области, предоставить Гришаниной А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по месту жительства не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В судебном заседании заместитель прокурора Александровского района Дмитриев К.В. пояснил, что нарушение законодательства ответчиками считает очевидным, а нарушенное право Гришаниной А.Е. на получение жилплощади подлежащим восстановлению. Иск поддержал, просил удовлетворить.

Истец Гришанина А.Е. в судебном заседании иск поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МО Александровский район Оренбургской области Филимонов В.Е., действующий на основании доверенности, с иском прокурора в части обязанности предоставления жилплощади Гришаниной А.Е. согласился, возражений не имеет. Суду пояснил, что работа по приобретению жилья проводится. Однако, с учетом процедур по приобретению жилья, установленных действующим законодательством, просил срок исполнения судебного решения, в случае удовлетворения исковых требований увеличить до 01 января 2012 года.

Представитель ответчика - Правительства Оренбургской области, Домников С.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании не участвовал, направив письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

С учетом мнения участников процесса, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определено рассмотреть дело в отсутствии представителя Правительства Оренбургской области.

В письменном отзыве представитель Домников С.Ю. с иском не согласился и заявил ходатайство о признании Правительства Оренбургской области ненадлежащим ответчиком по делу.

В обоснование указал, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является полномочием субъектов Российской Федерации.

Законом Оренбургской области от 29.12.2008 г. № 1853/389 – IV – ОЗ полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан наделены органы местного самоуправления.

С наделением органов местного самоуправления указанными полномочиями в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год предусматриваются денежные средства в виде межбюджетных трансфертов для муниципальных образований, для исполнения возложенных на них полномочий.

Распорядителями данных денежных средств являются соответствующие муниципальные образования.

Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в пределах выделенных на эти цели финансовых средств.

Кроме того, согласно ст. 4 Закона области органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями.

Учитывая выше изложенное представитель просил признать Правительство области ненадлежащим ответчиком. Полагает, что Правительство Оренбургской области может участвовать в деле как заинтересованное лицо.

Представитель третьего лица администрации МО Ждановский сельсовет Александровского района Оренбургской области Рахимова Ф.Ш., действующая на основании доверенности, считает иск прокурора Александровского района законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению.

Выслушав заместителя прокурора Александровского района Дмитриева К.В., истца Гришанину А.Е., представителя третьего лица администрации МО Ждановский сельсовет Рахимову Ф.Ш., представителя органа опеки и попечительства Михееву Н.А., действующую на основании доверенности, полагавшую иск подлежащим удовлетворению, огласив ходатайство представителя ответчика - Правительства Оренбургской области, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Решением Промышленного районного суда г. Оренбурга от 26.03.2003 года Б.С.В. лишена родительских прав в отношении дочери Гришаниной А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решение вступило в законную силу 07.07.2003 года.

Решением Оренбургского районного суда от 16.10.2003 года Г.Е.П. лишен родительских прав в отношении дочери Гришаниной А.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Решение вступило в законную силу 27.10.2003 года.

Постановлением администрации Ждановского сельсовета Александровского района Оренбургской области за № 16-п от 04.07.2006 года Гришанина А.Е., проживающая по адресу: <адрес>, поставлена на регистрационный учет для получения льготного жилья на территории Ждановского сельсовета.

Гришанина А.Е. закончила общеобразовательную школу, а в 2011 году высшее учебное заведение. Ее возраст составляет ДД.ММ.ГГГГ года (полных). На момент рассмотрения дела в суде жилье Гришаниной А.Е. не предоставлено.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Согласно ст. 8 вышеназванного закона: «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм».

Как следует из п. 2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Статьей 2 Закона Оренбургской области № 1731/357 – IV-ОЗ от 26.11.2007 года «О наделении городских округов и муниципальных районов Оренбургской области государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними», муниципальные районы и городские округа Оренбургской области наделены государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними, в числе которых: «…. осуществление защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказание содействия в защите прав и охраняемых законом интересов лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от18 до23лет;

принятие исчерпывающих мер по защите жилищных прав подопечных, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от18 до23лет, в том числе по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством».

В соответствии с Законом Оренбургской области от 29.12.2008 г. № 1853/389 – IV – ОЗ полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем социального найма отдельных категорий граждан наделены органы местного самоуправления. Такие полномочия, согласно п.4 названного Закона переданы и в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства).

Согласно п.3 ст. 7 Устава МО Александровский район Оренбургской области органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных району на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В соответствии с ч.2 ст. 5 Закона органы государственной власти Оренбургскойобласти обязаны:

1) ежегодно планировать и обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств и при необходимости материальных ресурсов для осуществления государственных полномочий Оренбургскойобласти;

2) осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, а также за использованием представленных на эти цели финансовых средств.

Из ч.1 ст. 6 Закона Оренбургской области от 29.12.2008 г. № 1853/389 – IV – ОЗ следует, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Оренбургскойобласти осуществляется путем предоставления органам местного самоуправления субвенций из регионального фонда компенсаций, ежегодно предусматриваемых в законе Оренбургской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

Следовательно, предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Суд при удовлетворении заявленных требований обязан указать, что жилое помещение подлежит предоставлению за счет расходных обязательств субъекта РФ – Оренбургской области.

Возложение обязанности по предоставлению Гришаниной А.Е. жилого помещения исключительно на орган местного самоуправления – администрацию муниципального образования Александровский район Оренбургской области, противоречило бы требованиям закона.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ходатайство представителя Домникова С.Ю. о признании ненадлежащим ответчиком Правительства Оренбургской области удовлетворению не подлежит, иск прокурора Александровского района к администрации МО Александровский район Оренбургской области и к Правительству Оренбургской области является законным и обоснованным, подлежащим удовлетворению.

С учетом согласия истца и других участников процесса с необходимостью увеличения срока для исполнения судебного решения, суд пришел к выводу о возможности увеличения срока предоставления жилья Гришаниной А.Е. до 01 января 2012 года.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Александровского района Оренбургской области в интересах Гришаниной А.Е. об обеспечении по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм – удовлетворить.

Обязать администрацию МО Александровский район Оренбургской области и Правительство Оренбургской области предоставить ФИО1 в срок до 01 января 2012 года вне очереди за счет средств субъекта Российской Федерации – Оренбургской области, жилое помещение по договору социального найма по месту жительства не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд Оренбургской области в течении 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

СУДЬЯ: подпись.

Решение подготовлено в окончательной форме 08 августа 2011 года.

СУДЬЯ: подпись.

Копия верна. СУДЬЯ

Справка: кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда 28 сентября 2011 года решение Александровского районного суда Оренбургской области от 03 августа 2011 года в части возложения на Правительство Оренбургской области обязанности предоставить Гришаниной А.Е. в срок до 1 января 2012 года вне очереди жилое помещение по договору социального найма по месту жительства не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям - отменено. В этой части принято по делу новое решение, которым в иске прокурору Александровского района Оренбургской области к Правительству Оренбургской области отказано.