2-502/2010; 2-503/2010; 2-504/2010; 2-505/2010;
2-506/2010; 2-507/2010; 2-508/2010; 2-509/2010;
2-510/2010; 2-511/2010.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Александровка «28» октября 2010 г.
Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи: Ленкова Н.В.
при секретаре — помощнике председателя суда Филипповском Н.Н.
с участием заместителя прокурора Александровского района Оренбургской области Захарова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное гражданское дело по заявлениям прокурора Александровского района в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия Правительства Оренбургской области, выразившемся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильников, расположенных:
северо-западнее с. Ждановка Александровского района Оренбургской области,
юго-западнее с. Каликино Александровского района Оренбургской области,
западнее с. Хортица Александровского района Оренбургской области,
северо-восточнее с. Петровка Александровского района Оренбургской области,
северо-восточнее пос. Шар Александровского района Оренбургской области,
севернее с. Каменка Александровского района Оренбургской области,
в южной части с. Новоспасское Александровского района Оренбургской области,
севернее с. Николаевка Александровского района Оренбургской области,
севернее с. Новоникольское Александровского района Оренбургской области,
в западной части с. Яфарово Александровского района Оренбургской области,
и об обязании устранить допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц путем приведения скотомогильников в соответствие с требованиями ветеринарного и санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Александровского района Филиппов Р.Н. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании бездействия органа государственной власти – Правительства Оренбургской области, выразившегося в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильников на территории Александровского района Оренбургской области, а именно, со следующими местами нахождения: северо-западнее с. Ждановка Александровского района Оренбургской области, юго-западнее с. Каликино Александровского района Оренбургской области, западнее с. Хортица Александровского района Оренбургской области, северо-восточнее с. Петровка Александровского района Оренбургской области, северо-восточнее пос. Шар Александровского района Оренбургской области, севернее с. Каменка Александровского района Оренбургской области, в южной части с. Новоспасское Александровского района Оренбургской области, севернее с. Николаевка Александровского района Оренбургской области, севернее с. Новоникольское Александровского района Оренбургской области, в западной части с. Яфарово Александровского района Оренбургской области.
Просил признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии на протяжении нескольких лет мер по ремонту и возможности безопасной эксплуатации указанных скотомогильников населением, чем нарушаются права граждан, проживающих в соответствующих местностях, на безопасные условия для проживания и благоприятную окружающую среду.
Также просил обязать Правительство Оренбургской области устранить допущенные нарушения прав неопределенного круга лиц путём приведения скотомогильников в соответствие с требованиями ветеринарного и санитарного законодательства, в т.ч. по скотомогильнику, расположенному северо-западнее с. Ждановка Александровского района Оренбургской области, просил оградить территорию глухим забором, смонтировать ворота, оборудовать по периметру траншею, установить аншлаг места положения скотомогильника, по скотомогильнику, расположенному юго-западнее с. Каликино Александровского района Оренбургской области, оградить территорию глухим забором, смонтировать ворота, оборудовать по периметру траншею, установить аншлаг места положения скотомогильника, по скотомогильнику, расположенному западнее с. Хортица Александровского района Оренбургской области, оградить территорию глухим забором, смонтировать ворота, оборудовать по периметру траншею, установить аншлаг места положения скотомогильника, по скотомогильнику, расположенному северо-восточнее с. Петровка Александровского района Оренбургской области, оградить территорию глухим забором, смонтировать ворота, оборудовать по периметру траншею, установить аншлаг места положения скотомогильника, по скотомогильнику, расположенному северо-восточнее пос. Шар Александровского района Оренбургской области, оградить территорию глухим забором, смонтировать ворота, оборудовать по периметру траншею, установить аншлаг места положения скотомогильника, по скотомогильнику, расположенному севернее с. Каменка Александровского района Оренбургской области, оградить территорию глухим забором, смонтировать ворота, оборудовать по периметру траншею, установить аншлаг места положения скотомогильника, по скотомогильнику, расположенному в южной части с. Новоспасское Александровского района Оренбургской области, оградить территорию глухим забором, смонтировать ворота, установить аншлаг места положения скотомогильника, по скотомогильнику, расположенному севернее с. Николаевка Александровского района Оренбургской области, оградить территорию глухим забором, смонтировать ворота, оборудовать по периметру траншею, установить аншлаг места положения скотомогильника, по скотомогильнику, расположенному севернее с. Новоникольское Александровского района Оренбургской области, заменить имеющийся забор на территории глухим забором, смонтировать ворота, установить аншлаг места положения скотомогильника, по скотомогильнику, расположенному в западной части с. Яфарово Александровского района Оренбургской области, оградить территорию глухим забором, смонтировать ворота, установить аншлаг места положения скотомогильника, а также выполнить другие требования ветеринарного и санитарного законодательства.
В судебном заседании заместитель прокурора Александровского района Захаров В.В. заявленные требования по заявлениям по всем факта нарушения требований ветеринарного и санитарного законодательства поддержал в полном объёме, обоснование требований указал, скотомогильники (биотермические ямы) были построены колхозами (совхозами), которые в настоящее время ликвидированы. В нарушение требований действующего законодательства скотомогильники ни у кого на балансе не числятся, ни за кем не закреплены и фактически никто не следит за их состоянием. Следствием изложенного, скотомогильники в настоящее время не огорожены глухими заборами, по периметру отсутствуют траншеи, отсутствуют ворота и аншлаги места положения скотомогильников.
Заинтересованное лицо — Правительство Оренбургской области о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом 22 октября 2010 года, представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки не сообщил.
Представитель Правительства Оренбургской области по доверенности Рогалева А.О. в судебное заседание не явилась, из представленных в суд ходатайств о привлечении третьего лица, в удовлетворении которого судом было отказано, видно, что представителю было известно время и место судебного заседания, ходатайство об отложении судебного заседания на поздний срок судом удовлетворено не было в связи с необоснованностью. Каких-либо возражений по существу заявленных требований представителем заинтересованного лица не представлено.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, судом определено рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав заместителя прокурора Александровского района Захарова В.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На территории Александровского района имеются скотомогильники, расположенные северо-западнее с. Ждановка Александровского района Оренбургской области, юго-западнее с. Каликино Александровского района Оренбургской области, западнее с. Хортица Александровского района Оренбургской области, северо-восточнее с. Петровка Александровского района Оренбургской области, северо-восточнее пос. Шар Александровского района Оренбургской области, севернее с. Каменка Александровского района Оренбургской области, в южной части с. Новоспасское Александровского района Оренбургской области, севернее с. Николаевка Александровского района Оренбургской области, севернее с. Новоникольское Александровского района Оренбургской области, в западной части с. Яфарово Александровского района Оренбургской области.
Данные скотомогильники не соответствуют ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным Главным госветинспектором РФ 04.12.1995 года, поскольку территории скотомогильников не огорожены, отсутствуют ворота, траншеи по периметрам скотомогильников, указатели места положения скотомогильников (аншлаги) не смонтированы.
Указанные нарушения создают угрозу возникновения инфекционных заболеваний, опасных для жизни людей и животных.
Судом установлено, что скотомогильники были построены организациями, которые в настоящее время ликвидированы, так скотомогильники северо-западнее с. Ждановка Александровского района Оренбургской области, севернее с. Каменка Александровского района Оренбургской области, в южной части с. Новоспасское Александровского района Оренбургской области, севернее с. Николаевка Александровского района Оренбургской области, построены ... «...», скотомогильники западнее с. Хортица Александровского района Оренбургской области, северо-восточнее с. Петровка Александровского района Оренбургской области, северо-восточнее пос. Шар Александровского района Оренбургской области, ... «...», скотомогильник в западной части с. Яфарово Александровского района Оренбургской области ... «...». Скотомогильник севернее с. Новоникольское Александровского района Оренбургской области был построен для нужд населения ... «...», скотомогильник юго-западнее с. Каликино Александровского района Оренбургской области построен был на денежные средства населения с. Каликино.
Подтверждением того, что скотомогильники (биометрические ямы) строились именно как скотомогильники, служат справки Ждановского, Каликинского, Яфаровского сельсоветов, протоколы осмотра места расположения скотомогильников. Из документов следует, что осмотренные места утилизации биологических отходов имеют глубину 10 метров, бетонированное дно, стены выложены красным кирпичом. Указанные объекты недвижимого имущества не находятся в чьей-либо собственности или на чьём-либо балансе, что подтверждается материалами делам.
Следовательно, данные биотермические ямы не являются несанкционированными местами для захоронения гражданами населенных пунктов биологических отходов, бремя по ликвидации которых лежит не на Правительстве Оренбургской области.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федераций по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федераций мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
Таким образом, закон устанавливает, что скотомогильники (биотермические ямы) могут находиться в собственности Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что вопросы по содержанию в надлежащем состоянии и оборудованию скотомогильников, входящие в комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней, защите населения от болезней, общих для человека и животных, относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта РФ и являются расходными обязательствами субъекта РФ.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Исходя из этого, правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ не распространяется на оборудование и содержание скотомогильников, в связи с чем, решение данных вопросов не может быть отнесено к вопросам местного значения муниципального образования в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые закреплены пп. 8, 23 п.1 ст.14, пп. 7, 21 п.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п.2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года, не предусматривают обращение в муниципальную собственность имеющихся на территории соответствующих сельсоветов безхозяйных мест захоронения биологических отходов.
Кроме того, возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
В соответствии с ч.2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В силу ст. 59 Устава Оренбургской области «Органы местного самоуправления могут быть наделены отдельными государственными полномочиями только законом с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация указанных полномочий подконтрольна органам государственной власти».
Судом установлено, что полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников администрациям муниципальных образований Ждановский сельский совет, Яфаровский сельский совет, Хортицкий сельский совета, Каликинский сельсовет Александровского района не передавались.
Скотомогильники (биотермические ямы) расположены в административных границах Оренбургской области.
С учетом изложенного, принятие мер по содержанию скотомогильников, находящихся северо-западнее с. Ждановка Александровского района Оренбургской области, юго-западнее с. Каликино Александровского района Оренбургской области, западнее с. Хортица Александровского района Оренбургской области, северо-восточнее с. Петровка Александровского района Оренбургской области, северо-восточнее пос. Шар Александровского района Оренбургской области, севернее с. Каменка Александровского района Оренбургской области, в южной части с. Новоспасское Александровского района Оренбургской области, севернее с. Николаевка Александровского района Оренбургской области, севернее с. Новоникольское Александровского района Оренбургской области, в западной части с. Яфарово Александровского района Оренбургской области, и их оборудованию в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов является обязанностью Правительства Оренбургской области.
Вместе с тем, судом учитывается, что прокурором оспаривается бездействие Правительства Оренбургской области лишь в части непринятия мер в отношении конкретных объектов недвижимого имущества – скотомогильников, не соответствующих требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, расположенных на территории Ждановского, Хортицкого, Яфаровского и Каликинского сельсоветов, а не в целом бездействие Правительства области по предупреждению биолого-социальных чрезвычайных ситуаций.
Доказательств принятия мер по приведению указанных скотомогильников в надлежащее состояние и оборудование Правительством Оренбургской области не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 258 ГПК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Александровского района Оренбургской области к Правительству Оренбургской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием скотомогильников требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов на скотомогильниках, расположенных:
Обязать Правительство Оренбургской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц путем обустройства и приведения скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, для чего:
· по скотомогильникам, расположенным северо-западнее с. Ждановка Александровского района Оренбургской области, юго-западнее с. Каликино Александровского района Оренбургской области, западнее с. Хортица Александровского района Оренбургской области, северо-восточнее с. Петровка Александровского района Оренбургской области, северо-восточнее пос. Шар Александровского района Оренбургской области, севернее с. Каменка Александровского района Оренбургской области, севернее с. Николаевка Александровского района Оренбургской области, оградить территорию глухим забором, смонтировать ворота, оборудовать по периметру траншею, установить аншлаг места положения скотомогильника;
· по скотомогильникам, расположенным в южной части с. Новоспасское Александровского района Оренбургской области, в западной части с. Яфарово Александровского района Оренбургской области, оградить территорию глухим забором, смонтировать ворота, установить аншлаг места положения скотомогильника;
· по скотомогильнику севернее с. Новоникольское Александровского района Оренбургской области, заменить имеющийся забор на территории глухим забором, смонтировать ворота, установить аншлаг места положения скотомогильника;
· а также выполнить другие требования ветеринарного и санитарного законодательства.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд Александровского района в течение десяти суток со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Ленков