2-537/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Александровка 30 ноября 2010 года
Александровский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Евстафьева В.Г., при секретаре Асяковой О.В., с участием истца Чернова Ю.И., представителя ответчика Веретина А.А. и третьего лица Чернова С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернова Ю.И. к администрации Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области о признании при жизни по основаниям приобретательной давности права собственности ФИО2 и ФИО1 на жилой дом и земельный участок в <адрес>, о включении имущества в наследственную массу и об установлении факта принятия наследства ФИО2 после смерти жены ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Чернов Ю.И. обратился в суд с иском к администрации Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области с вышеназванным иском, указав, что его родители: отец ФИО2 и мать ФИО1 в 1967 году своими силами построили дом в <адрес>. Жилой дом одноэтажный, щитовой, обложенный кирпичом, трехкомнатный, общей площадью 36 кв.м., жилой площадью 36 кв.м., построен на земельном участке площадью 2596 кв.м., выделенным администрацией Александровского сельсовета для индивидуального жилищного строительства и для ведения личного подсобного хозяйства.
Документы на жилой дом не сохранились.
Мать, ФИО1, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Отец, ФИО2, умер ДД.ММ.ГГГГ.
Признание права собственности на жилой дом и земельный участок, включение имущества в наследственную массу, установление факта принятии наследства ФИО2 после смерти жены необходимо наследникам для целей оформления наследства на имущество умерших.
В судебном заседании истец иск поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика – Глава администрации Александровского сельсовета Веретин А.А., с иском согласен. В поданном заявлении указал, что ознакомившись с материалами дела и доводами истца, считает их достаточными для признании иска и просит суд принять признание иска.
Третье лицо, Чернов С.И., с иском Чернова Ю.И. согласен, считает подлежащим удовлетворению.
Третьи лица, Стрижакова Н.И. и Ломашова Г.И., в судебном заседании не участвовали, подав письменные заявления о рассмотрении дела в их отсутствии. В заявлении указали, что с иском Чернова Ю.И. согласны.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, определено рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Свидетель ФИО10 показала, что дом по <адрес>, построен ФИО2 и ФИО1 в 1967 году. С момента постройки и до дня смерти супруги проживали в указанном доме. Каких либо прав на дом и земельный участок к ним никто не предъявлял.
Свидетель ФИО11 дал показания, аналогичные показаниям свидетеля ФИО10
Выслушав участников процесса, огласив заявления третьих лиц Стрижаковой Н.И. и Ломашовой Г.И., суд приходит к следующему: в соответствии с ч.1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Согласно ч. 2 ст. 39 ГПК РФ суд принимает признание иска в случае, если такое признание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
По данным похозяйственных книг за 1983-1985 годы, 1986-1990 годы, 1991-1996 годы, 1997-2001 годы и 2008-2012 года установлено, что ФИО2 проживал <адрес> и был записан главой семьи (архивная справка № от ДД.ММ.ГГГГ).
Вместе с ним до дня смерти, наступившей ДД.ММ.ГГГГ, проживала жена, ФИО1.
Из выписки № от ДД.ММ.ГГГГ с лицевого счета № похозяйственной книги № следует, что жилой дом по <адрес>, в котором проживали супруги ФИО1, принадлежит ФИО2 на основании индивидуальной застройки с 1967 года.
Согласно справки № администрации Александровского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ по домом по <адрес> расположен земельный участок площадью 2596 кв.м.
В соответствии со ст. 95 ГК РСФСР (1964 г.) земля могла находиться в исключительной собственности государства и предоставлялась только в пользование.
С принятием Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. "О земельной реформе" земельные участки стали передаваться в собственность гражданам.В соответствии со ст. 7 названного Закона «До юридического оформления земельных участков в собственность, пожизненное наследуемое владение, пользование, в том числе в аренду, в соответствии с действующим законодательством, за гражданами, которым земельные участки были предоставлены для индивидуального жилищного строительства, индивидуальных жилых домов, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дач и гаражей, для предпринимательской деятельности и иных не запрещенных законом целей, сохраняется установленное ранее право пользования земельными участками».На основании распоряжения № 227 администрации Александровского района от 22.05.1992 года «О юридическом закреплении земельных участков» поручалось администрациям сельсоветов уточнить количество землепользователей, площади и границы земельных участков, находящихся в пользовании граждан, проверить, а при необходимости оформить материалы для принятия компетентными органами решения об отводе земли.
Орган местной власти, - Александровский сельский Совет народных депутатов в 1983 году вместе с внесением сведений о жилом доме по <адрес>, внес в похозяйственную книгу и земельный участок, указав его принадлежащим ФИО2 на основании индивидуальной застройки.
ФИО2 и ФИО1, проживая в доме, расположенном на земельном участке по <адрес> более 15 лет пользовались данным земельным участком.
Вышеизложенные обстоятельства указывают на признание государством права ФИО2 и ФИО18 на используемый земельный участок. Начиная с момента застройки в 1967 году, в том числе с момента внесения данных о земельном участке и жилом доме в 1983 году в похозяйственную книгу, каких- либо претензий со стороны государства или органов местной власти по использованию земельного участка и жилого <адрес>, не было.
В соответствии со ст. 95 ГК РСФСР (1964 г.) земля являлась объектом права государственной собственности, которое сохранялось в неизменном виде до принятия в 1991 году Земельного кодекса РСФСР.
Черновым Ю.И. в иске заявлены требования о признании права собственности ФИО2 при жизни на земельный участок под домом по <адрес> и включении его в наследственную массу.
Вместе с тем каких либо доказательств о наделении владельцев жилого дома правом собственности на земельный участок под ним в суд представлено не было.
Согласно уведомления ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в Государственном кадастре недвижимости (ГКН) отсутствуют сведения о правах на земельный участок по <адрес> в <адрес>.
В силу п.1 ст. 16 ЗК РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Из п.1 ст. 25 ЗК РФ следует, что права на земельные участки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Пунктом 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю до осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.
С учетом вышеуказанного уведомления ФГУ «Земельная кадастровая палата», с учетом вышеназванных статей ЗК РФ и Федерального закона № 137-ФЗ от 25.10.2001 года, суд пришел к выводу о том, что до настоящего времени земля под домом № по <адрес> находится в государственной собственности.
Согласно п.1 ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Как следует из п.16 разъяснений Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. № 22 «При разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством».
При вышеизложенных обстоятельствах, иск Чернова Ю.И. в части признании при жизни права собственности ФИО2 по основаниям приобретательной давности на земельный участок под домом по <адрес> и включении земельного участка в наследственную массу не может быть удовлетворен, а признание иска представителем ответчика в этой части не может быть принято судом, как противоречащее закону.
Вместе с тем, учитывая, что в нарушение дпосле принятия законндровского района законодательства и в нарушение вышеуказанного распоряжения № 227-р требований.ействовавшего после принятия Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. "О земельной реформе" земельного законодательства и в нарушение вышеуказанного распоряжения администрации Александровского района №-р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и ФИО1 при жизни не были оформлены документы, подтверждающие права на земельный участок, суд считает возможным вынести судебное решение о признании за ними при жизни права постоянного (бессрочного) пользования вышеуказанным земельным участком с 1983 года.
Признание судом такого права на земельный участок, в данном случае является необходимым и обязательным условием без которого, невозможно признание права собственности на строение по основаниям приобретательной давности.
Дом не является самовольной постройкой, что подтверждается вышеуказанными архивными документами, справками администрации Александровского сельсовета, Постановлением №-п от ДД.ММ.ГГГГ « О присвоении почтового адреса» земельному участку под индивидуальной застройкой ФИО2, признанием иска представителем ответчика.
По выводу суда, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком у ФИО2 и Р.Е. возникло в 1983 году и в силу п. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ сохраняется у лиц, имеющих вещные права на дом, до настоящего времени.
Длительность, непрерывность и добросовестность владения и пользования ФИО2 и ФИО1 жилым домом по <адрес>, как своим собственным на протяжении более 15 лет, так же подтверждается вышеуказанными документами.
В соответствии с п. 1 ст. 234 ГК РФ «Лицо- гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течении 15 лет …., приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность)».
Таким образом, имеются основания для признания права собственности при жизни ФИО2 и ФИО1 на указанный жилой дом по основаниям приобретательной давности.
Судом так же установлено, что после смерти ФИО1 фактически принял наследство муж ФИО2
В соответствии с п.2 ст. 1153 ГК РФ «Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Согласно п. 9 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства.
Признание права собственности на жилой дом по <адрес>, включение его в наследственную массу, установление факта принятия ФИО2 наследства после смерти жены, истцу и третьим лицам необходимо для оформления наследственных прав на имущество умерших родителей, в числе которого жилой дом.
По выводу суда, признание представителем ответчика иска в вышеуказанной части не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц и может быть принято судом.
Следовательно, иск Чернова Ю.И. в этой части подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Принять признание иска ответчиком, - администраций Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области, в части.
Исковые требования Чернова С.И. удовлетворить частично.
Признать при жизни за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес> и при жизни за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес> право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 2596 кв.м. под индивидуальной застройкой жилого дома, с адресным ориентиром: <адрес>.
Определить момент возникновения у ФИО1 и ФИО2 права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в <адрес>, годом внесения сведений о жилом доме и земельном участке в похозяйственную книгу Александровского сельского Совета народных депутатов <адрес>, - 1983 г.
Признать при жизни, по основаниям приобретательной давности, право общей совместной собственности супругов - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, на жилой дом одноэтажный, щитовой, обложенный кирпичом, трехкомнатный, общей площадью 36 кв.м., жилой площадью 36 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> включить его в наследственную массу.
Установить факт принятия наследства при жизни ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, умершим ДД.ММ.ГГГГ, после жены ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>.
В иске ФИО6 в части признания права собственности при жизни ФИО2 на земельный участок в <адрес> и включении его в наследственную массу, отказать в виду необоснованности.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд в течении 10 дней.
Судья В.Г.Евстафьев