№2-489/2011 по заявлению администрации МО Александровский район о признании незаконным представления прокурора Александровского района



Отметка об исполнении решения № 2-489/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Александровка «26» октября 2011 г.

Александровский районный суд Оренбургской области

в составе председательствующего судьи: Даньшин В.В.,

с участием:

представителя заявителя по доверенности: Филипповского Н.Н.,

представителя лица, чьи действия обжалуются, по доверенности Иванова С.В.,

при секретаре, помощнике судьи: Герасименко Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Александровского района Оренбургской области об оспаривании решения должностного лица, прокурора Александровского района Филиппова Р.Н.

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ прокурор Александровского района Филиппов Р.Н. по результатам проверки соблюдения федерального законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля администрацией Александровского района Оренбургской области внес представление в адрес главы администрации об устранении нарушений вышеуказанного законодательства путем рассмотрения представления на оперативном совещании с участием прокурора; разработки комплекса мероприятий, направленных на незамедлительное устранение выявленных нарушений федерального законодательства и недопущения их впредь; разрешение вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Посчитав данное представление незаконным, представитель главы администрации Александровского района по доверенности Филипповский Н.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения прокурора Александровского района Филиппова Р.Н. в порядке главы 25 ГПК РФ.

В заявлении, равно как и в судебном следствии, представитель главы администрации Александровского района Филипповский Н.Н. считает, что прокурором Александровского района Филипповым Р.Н. на администрацию Александровского района незаконно возложена обязанность совершить действия, которые не предусмотрены федеральным законом, поэтому просит суд признать представление прокурора Александровского района Филиппова Р.Н. от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений федерального законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» незаконным.

Представитель прокурора Александровского района по доверенности Иванов С.В. считает, что прокурором Александровского района, на основании ст. ст. 22 и 24 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» вынесено законное представление в адрес главы администрации Александровского района с целью устранения нарушений Федерального законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля и поэтому заявление представителя главы администрации Александровского района не обоснована, просит суд в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав представителя заявителя по доверенности Филипповского Н.Н., представителя прокурора Александровского района по доверенности Иванова С.В., допросив свидетеля со стороны заявителя — Н.В.В., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что требования главы администрации Александровского района не обоснованы и удовлетворенными быть не могут.

В соответствии со статьей46 Конституции Российской Федерации и главой25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

К должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы25 ГПК РФ, как указал Пленум ВС РФ от 10 февраля 2009 года № 2 следует относить должностных лиц органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях (например, в ходе проверок при осуществлении надзора за исполнением законов).

Как установлено в судебном заседании 28 июля 2011 года администрацией Александровского района в адрес прокурора Александровского района был направлен проект плана проведения муниципального контроля на территории Александровского района в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Александровского района проект плана возвращен в администрацию Александровского района с требованиями приведения проекта плана в соответствии с действующим законодательством.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Александровского района проект указанного плана вновь направлен прокурору Александровского района без устранения всех недостатков, которые были указаны прокурором при возвращении проекта плана ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором Александровского района в адрес главы администрации было вынесено представление об устранений нарушений федерального законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

В представлении прокурором указано, что в нарушение Федерального законодательства, администрацией Александровского района в проекте плана проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2012 год не указаны даты государственной регистрации ЮЛ и ИП, даты окончания последней проверки, а так же идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и основной государственный регистрационный номер (ОГРН), что не позволило прокурору согласовать данный план.

В судебном заседании представитель прокурора Александровского района по доверенности Иванов С.В. с требованиями главы администрации не согласился и пояснил, что не указания в плане проверки всех реквизитов ЮЛ и ИП не позволяют прокурору определиться, законно ли проведение плановой проверки в отношении каждого ЮЛ и ИП и поэтому план не был согласован, что в свою очередь не позволит администрации района провести плановые проверки в 2012 году ЮЛ и ИП на территории района.

На указанные нарушения Федерального законодательства, прокурор Александровского района отреагировал в виде внесения представления об устранении нарушений Закона и привлечения виновных к дисциплинарной ответственности.

Просит суд заявление администрации Александровского района оставить без удовлетворения, так как прокурор действовал в соответствии со ст.ст. 22 и 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Представитель главы администрации <адрес> по доверенности ФИО6 на требованиях заявления настаивал и просит суд заявление удовлетворить, т.к. представлением прокурора <адрес> на администрацию <адрес> возлагаются обязанности совершить действия, которые не предусмотрены и не основаны на законе.

Согласно ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с последующими изменениями следует, что:

1. Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

2. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

3. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

4. В ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения:

1) наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими своей деятельности;

2) цель и основание проведения каждой плановой проверки;

3) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;

4) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.

В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.

Органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 настоящей статьи и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок.

Порядок подготовки ежегодного плана проведения плановых проверок, его представления в органы прокуратуры и согласования, а также типовая форма ежегодного плана проведения плановых проверок устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 года № 489, при разработке ежегодных планов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, предусматривается:

а) включение плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в проект ежегодного плана по основаниям и на условиях, которые установлены частями 8 - 9.1 статьи 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также федеральными законами, определяющими особенности организации и проведения плановых проверок в отдельных сферах государственного контроля (надзора);

б) определение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, плановые проверки которых включаются в проект ежегодного плана, с учетом оценки результатов проводимых за последние 3 года внеплановых проверок указанных лиц, анализа состояния соблюдения ими обязательных требований законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также оценки потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности;

в) согласование с другими заинтересованными органами, указанными в пункте 2 настоящих Правил, проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае, если осуществление плановых проверок намечается совместно с указанными органами;

г) составление проекта ежегодного плана по форме, предусмотренной приложением к настоящим Правилам;

д) направление проекта ежегодного плана до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, для рассмотрения в орган прокуратуры по месту нахождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых планируется проведение плановых проверок;

Согласно форме, которая является приложением к Постановлению Правительства РФ видно, что в ней имеются графы для обязательного заполнения, в том числе ИНН. ГРН, дата государственной регистрации, дата окончания последней проверки, что не отражено в проекте плана администрацией Александровского района.

Порядок формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей утвержден приказом Генерального прокурора РФ № 313 от 11 августа 2010 года.

В соответствии с п. 3 данного Порядка основанием для включения плановой проверки в ежегодный план является истечение трех лет со дня:

государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

В ходе проведения оценки предложений контролирующих органов учитывать имеющуюся информацию о ранее проведенных ими проверках субъектов предпринимательской деятельности за трехлетний период.

Как установлено в судебном следствии, администрация Александровского района при составлении проекта плана проведения муниципального контроля на территории Александровского района в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не были указаны ИНН, дата государственной регистрации, дата окончания последней проверки в отношении ИП ФИО2, КФХ «<данные изъяты>», СПК «<данные изъяты>» и других, указанных в данном проекте плана.

Из показаний свидетеля Н.В.В., главного специалиста отдела земельных отношений администрации Александровского района следует, что проект плана проведения проверок ЮЛ и ИП готовил он. В графе «дата окончания проверки» в отношении всех лиц, указанных в проекте плана он отметил, что сведений не имеется. Данную отметку он поставил после того, как переговорил с заместителем прокурора Александровского района Д.К.В., и по устному согласию последнего. Каких-либо данных по не заполнению других граф проекта плана свидетель не предоставил.

Согласно Федерального закона РФ от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ» с последующими изменениями следует, что в соответствии со ст. 22 данного Закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

вносит представление об устранении нарушений закона.

В соответствии со ст. 24 данного Закона:

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Таким образом, требования прокурора Александровского района Филиппова Р.Н. в адрес главы администрации Александровского района основаны на Законе, в пределах его полномочий и поэтому заявление представителя главы администрации Александровского района по доверенности Филипповского Н.Н. необоснованно и удовлетворенным быть не может.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления представителя главы администрации Александровского района Оренбургской области по доверенности Филипповского Н.Н. – отказать в виду его необоснованности.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд в течении 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: В.В. Даньшин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 30 октября 2011 года.

Судья: В.В. Даньшин.