№ 2-415/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Александровка «23» сентября 2011 года Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Даньшина В.В., с участием истца: помощника прокурора Александровского района Видиновой Е.С., лица, в интересах которого предъявлен иск: Кирилловой О.А., представителя ответчика, администрации Александровского района Оренбургской области по доверенности Филипповского Н.Н., представителя органа опеки и попечительства администрации Александровского района Оренбургской области по доверенности Р.Г.Н. третьего лица: главы администрации Ждановского сельсовета Г.С.Н. и его представителя Р.Ф.Ш., при секретаре Фаткулиной Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Александровского района в интересах Кирилловой О.А. к администрации Александровского района Оренбургской области и Правительству Оренбургской области об обязании ответчиков предоставить Кирилловой О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения жилое помещение по месту жительства не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающего санитарным и техническим требованиям до ДД.ММ.ГГГГ УСТАНОВИЛ: Прокурор Александровского района Филиппов Р.Н. обратился в суд в интересах Кирилловой О.А. с вышеназванным иском к администрациям Александровского района Оренбургской области и Правительству Оренбургской области указав, что Кириллова О.А. с ДД.ММ.ГГГГ имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Согласно Постановления администрации Ждановского сельсовета Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ №, Кириллова О.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечен6ия родителей, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в учебном учреждении или учреждении социального обслуживания, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в общеобразовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Кириллова О.А., ДД.ММ.ГГГГ окончила профессиональное училище, где находилась на полном государственном обеспечении, и получила право на получение жилого помещения по договору социального найма. Согласно ст. 2 Закона Оренбургской области от 26 ноября 2007 года № 1731/357-1У-ОЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей и не имеющие закрепленного за ними жилья, обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по окончании учебного заведения жилыми помещениями по договору социального найма. Однако, администрация Александровского района, данные переданные ему государственные полномочия не исполняет, и жилое помещение Кирилловой О.А. не предоставило. Просит суд обязать администрацию Александровского района, Оренбургской области и Правительство Оренбургской области предоставить Кирилловой О.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения жилое помещение по месту жительства не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающему санитарным и техническим требованиям до ДД.ММ.ГГГГ. Лицо, в отношении которого поданы исковые требования — Кириллова О.А. в судебном следствии требования прокурора поддержала и пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ она осталась без попечения родителей и находилась на обучении в <данные изъяты> № на полном государственном обеспечении. В настоящий момент она окончила <данные изъяты> и проживает с гражданским мужем и ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в съемном доме по <адрес>. Она обращалась в администрацию Александровского района с заявлением о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма, но помещения ей до настоящего времени не предоставили. Представитель администрации Александровского района по доверенности Филипповский Н.Н. требования прокурора не признал и пояснил, что государственные полномочия по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимися без попечения родителей переданы органам местного самоуправления. Согласно ст. 6 п. 1 Закона Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-1У-ОЗ, финансовое обеспечение вышеуказанного переданного государственного полномочия осуществляется путем предоставления субвенций бюджету Александровского района из регионального фонда компенсаций. На ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено субвенций из областного бюджета в сумме <данные изъяты>. Решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете муниципального образования Александровский район на 2011 год и плановые периоды 2012-2013 годов» (с последующими изменениями и дополнениями) средства местного бюджета на приобретения жилья детям-сиротам не предусмотрены. Требования прокурора могут быть удовлетворены только в случае выделения Правительством области денежных средств на данные цели. На данные цели Правительством Оренбургской области в администрацию Александровского района денежные средства не поступали, поэтому требования прокурора не обоснованы и подлежат отклонению. Кроме того, прокурором заявлен срок, до ДД.ММ.ГГГГ. Исполнение требований прокурора до указанного срока не возможно, поэтому просит суд в случае удовлетворения требований прокурора срок указать не менее конца первого квартала 2012 года. В виду того, что Правительство Оренбургской области является ответчиком по данному делу, то просит суд, в решении указать о предоставлении помещения Кирилловой О.А. за счет средств Правительства Оренбургской области. Кириллова О.А. поставлена на учет для получения жилого помещения, и предоставления ей жилого помещения по договору социального найма нарушит права других лиц, состоящих на учете данной категории лиц. Представитель муниципального образования Ждановский сельсовет — глава сельсовета Г.С.Н. и его представитель Р.Ф.Ш. с иском прокурору не согласны и поддержали мнение представителя администрации Александровского района. По существу требований пояснили, что родители Кирилловой О.А. своего жилья не имели. <адрес> принадлежал бабушке Кирилловой О.А.. После ее смерти, в доме никто не проживал, и данное жилое помещение фактически на данный момент не существует, от дома остался один остав (фундамент). Кириллова О.А. после окончания училища уехала на постоянное место жительства в <адрес>, и поэтому жилым помещением администрация Александровского района ее обеспечивать не обязана. Представитель органа опеки и попечительства Р.Г.Н. считает, что Кириллова О.А. получила право на предоставление ей жилого помещения по договору социального найма, однако таких лиц в администрации Александровского района в настоящий момент значится 30 человек, и жилое помещение ей должно быть предоставлено в порядке очередности по данному списку. По списку Кириллова О.А. значится под №. Правительство Оренбургской области своевременно извещенное о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не прибыло, каких-либо данных об уважительных причинах неявки в суд не представило, и не просило суд рассмотреть данное дело в ее отсутствие. В силу ст. 167 ч. 4 ГПК РФ судом принято решение о рассмотрении данного дела в отсутствие Правительства Оренбургской области. Выслушав стороны, изучив материалы дела, а так же представленные в ходе судебного заседания, суд приходит к следующему. Согласно решения Промышленного районного суда г. Оренбурга от ДД.ММ.ГГГГ К.Н,П. лишена родительских прав в отношении Кирилловой О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно решения Александровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ К.А.А. лишен родительских прав в отношении Кирилловой О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С указанного времени Кириллова О.А. стала ребенком, оставшимся без попечения родителей. Согласно Постановления № администрации Ждановского сельсовета Александровского района от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Кириллова О.А. поставлена на регистрационный учет для получения льготного жилья на территории Ждановского сельсовета, т.е. закрепленного жилья у нее не было. Согласно Приказа № ГОУ НПО <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Кириллова О.А., ДД.ММ.ГГГГ зачислена на полное государственное обеспечение данного училища. Согласно справки ГОУ НПО <данные изъяты>-№ <адрес> видно, что на основании приказа № по училищу от ДД.ММ.ГГГГ, Кириллова О.А. выпущена с данного училища по его окончанию. Согласно ст. 8 Федерального Закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с Законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1853/389-1У-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» Статья 2. данного Закона устанавливает, что в соответствии с настоящим Законом органы местного самоуправления Оренбургскойобласти наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургскойобласти по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда следующих категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма: детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23лет); Порядок предоставления жилого помещения детям, оставшимся без попечения родителей, перечисленными в ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определяется специальными нормами жилищного законодательства. В силу ч. 2 названного закона, регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства. Согласно паспорта Кирилловой О.А., имеется отметка о том, что с ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрирована в <адрес>. Как следует из пояснений главы администрации Ждановского сельсовета Г.С.Н., жилого <адрес> не существует (разрушен), т.е. какого-либо жилья у Кирилловой О.А. нет и не было. В соответствии со ст. 57 п. 2 Жилищного Кодекса РФ детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Для получения жилого помещения детям, оставшимся без попечения родителей (как и иным лицам) необходимо встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. На основании п. 3 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Подача заявлений не по месту своего жительства допускается только в случаях, прямо предусмотренных законодательством. Как установлено в судебном следствии, ДД.ММ.ГГГГ Кирилловой О.А. на имя главы администрации <адрес> подано заявление о предоставлении ей жилья по договору социального найма, однако до настоящего времени жилье Кирилловой О.А. по договору социального найма не предоставлено, хотя на основании Постановления администрации Александровского района № от ДД.ММ.ГГГГ Кириллова О.А. включена в очередь на получения жилья по договору социального найма, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Статья 40 Конституции Российской Федерации, провозглашая право каждого на жилище, вместе с тем не устанавливает порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ни закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни Жилищный Кодекс РФ не предусматривают для данной категории граждан возможность подавать заявления не по месту своего жительства. Требования прокурора, поддержанные Кирилловой О.А. к Правительству Оренбургской области связаны с понуждением Правительства Оренбургской области предоставить Кирилловой О.А. жилое помещение по договору социального найма безосновательны и не могут быть удовлетворены. Удовлетворение требований прокурора в редакции, изложенной в заявлении в суд к Правительству Оренбургской области, повлекло бы необоснованное возложение на Правительство области несвойственных ей функций, которые переданы органам местного самоуправления. Таким образом, по выводу суда, исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению только к администрации Александровского района Оренбургской области. Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В иске прокурору Александровского района Оренбургской области в интересах Кирилловой О.А. к Правительству Оренбургской области отказать в виду его необоснованности. Иск прокурора Александровского района Оренбургской области в интересах Кирилловой О.А. к администрации Александровского района Оренбургской области удовлетворить. Обязать администрацию Александровского района Оренбургской области предоставить Кирилловой О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей в <адрес>, жилое помещение по месту жительства не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, применительно к данному населенному пункту, отвечающему санитарным и техническим требованиям в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд в течении 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий судья: В.В. Даньшин. Решение изготовлено в окончательной форме 26 сентября 2011 года. Судья: В.В. Даньшин.