№2-19/2012 объедененное дело по иску прокурора Александровского района в интересах неопределенного круга лиц к МО Марксовский сельсовет о постановке на учет бесхозных обьектов имущества



№ 2-19/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Александровка «07» февраля 2012 года

Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Даньшина В.В.,

с участием истца: заместителя прокурора Александровского района Дмитриева К.В.,

представителя ответчика по доверенности Филимонова Е.

при секретаре Фаткулиной Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное гражданское дело по заявлению прокурора Александровского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Марксовский сельсовет Александровского района Оренбургской области об обязании ответчика обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области с заявлением поставить на учет объекты бесхозного недвижимого имущества — общественные кладбища с представлением кадастрового паспорта на данные объекты недвижимого имущества, а так же выписок из реестров имущества всех форм собственности на данные объекты недвижимого имущества

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Александровского района Филиппов Р.Н. обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с вышеназванным иском к администрациям МО Марксовский сельсовет Александровского района Оренбургской области указав, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Александровского района установлено, что на территории МО Марксовский сельсовет расположено два общественных кладбища: <адрес> на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. и <адрес> на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м.. Собственники указанных кладбищ отсутствуют.

Земельные участки, фактически используемые в качестве общественных кладбищ, являются бесхозяйными объектами недвижимого имущества. Обязанность по обустройству кладбищ и организации похоронного дела, а также обязанность вести учет, заниматься регистрацией бесхозяйных объектов недвижимого имущества лежит на органе местного самоуправления - администрации МО Марксовский сельсовет. Однако, земельные участки, занятые под кладбища на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области до настоящего времени не поставлены, что нарушает права неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на территории сельсовета, так как при обустройстве захоронений не ведется соответствующий учет захоронений, не контролируется исполнение санитарно-эпидемиологических норм и правил при обустройстве захоронений. При данных условиях не выполняются правила и нормы СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Не назначена санитарно-защитная зона кладбища. Устройство могил производится без учета экологических и санитарно-эпидемических требований.

Поэтому просил обязать администрацию МО Марксовский сельсовет обратиться в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (Октябрьский сектор) с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества - общественных кладбищ, расположенных: <адрес> на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. и <адрес> на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м.

В судебном заседании заместитель прокурора исковые требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме, указав, что целью обращения в суд с данным иском является побудить администрацию муниципального образования начать процедуру постановки на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества - кладбищ. Для обращения с заявлением в регистрирующий орган о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества срок прокурором не определен, не заявлен он и в процессе следствия.

Представитель ответчика по доверенности Филимонов Е.В. исковые требования не признал и пояснил, что бездействия со стороны администрации по данному иску не имеется. Проводится дератизация мест захоронения по линии ГО ЧС. Кладбища содержаться на общественные деньги. В бюджете на 2012 год денежные средства не запланированы для постановки данных объектов на учет.

Кроме того, считает, что бесхозные общественные кладбища не соответствуют критериям, которым должен соответствовать объект недвижимого имущества, т.е объект должен обладать полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором он находится, а так же невозможности перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.

В силу ст. 4 ФЗ о погребении, места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.

В рассматриваемом споре кладбища поселений представляют собой территорию земельного участка, огороженную сеткой (ограждением), имеющим вход на территорию, как указано в акте обследования. Считает, что материалами дела не подтверждается, что кладбища являются объектом недвижимого имущества применительно к ст. 130 ГК РФ.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

Статья 42 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

В соответствии с Законом РФ «О погребении и похоронном деле» могут устраиваться кладбища следующего назначения: общественные, вероисповедальные, воинские. Кладбища могут быть по принадлежности: государственными, муниципальными; по типам погребений традиционными, с захоронениями после кремации, смешанными способами погребения; многоэтажные здания-кладбища; по историческому и культурному назначению, историко-мемориальными. Согласно ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

В силу п. 22 ст. 14 Федерального закона от 16 октября 2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относиться организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Статья 19 Закона Оренбургской области от 06 сентября 2004 года № 1421/223- III-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Оренбургской области» предусматривает, что решение о создании мест погребения принимается органом местного самоуправления. Места погребения могут быть: по принадлежности: государственными, муниципальными; по обычаям: общественными, вероисповедальными, воинскими; по историческому и культурному значению: историко-мемориальными.

В силу статьи 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Таким образом, администрация МО Марксовский сельсовет обязана обратиться в Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области с заявлением о постановке на учет объектов имущества - общественных кладбищ, расположенных: <адрес> на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. и <адрес> на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м.

Законодательством установлено, что в целях предотвращения распространения особо опасных инфекционных заболеваний процесс погребения умерших от инфекций неясной этиологии, а также от особо опасных инфекций (умерших в лечебных учреждениях или поступивших в паталого-анатомических отделениях для вскрытия) совершается в оцинкованных, герметических запаянных гробах непосредственно из паталого-анатомического отделения. Захоронения умерших, имеющих высокий радиоактивный фон, допускается на специально отведенном участке кладбища, в соответствии с законодательством Российской Федерации по вопросам радиационной безопасности.

Однако, данные ограничения, установленные законом, органами местного самоуправления МО Марксовского сельсовета не отслеживаются и не соблюдаются при осуществлении захоронений. Отсутствие собственника общественного кладбища влечет невозможность обеспечения сохранности не только данного объекта недвижимости, но и обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, поскольку оно оказывает экологическую нагрузку на окружающую среду.

Организация похоронного дела на территории населенных пунктов отнесена к компетенции органов местного самоуправления и является обязанностью администрации муниципального образования.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается тот факт, что, что на территории муниципального образования - ответчика по делу существуют земельные участки, используемые как общественные кладбища, право собственности на которые не зарегистрировано, лицо, фактически использующее указанные земельные участки не установлено, регистрация захоронений, контроль за санитарно-эпидемиологическим состоянием захоронений не ведется в связи с отсутствием собственников земельных участков. При данных условиях не выполняются правила и нормы СанПиН 2.1.1279-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения». Не назначена санитарно-защитная зона кладбища. Устройство могил производится без учета экологических и санитарно-эпидемических требований. Что нарушает права граждан - жителей территории населенных пунктов на обеспечение безопасности и благоприятной окружающей среды.

Земельный участок, используемый под общественное кладбище, обладает признаками бесхозяйной недвижимой вещи.

Так, ст. 130 ГК РФ предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Кладбища являются объектами недвижимого имущества, которые связаны с землей так, что их перемещение без соразмерного ущерба их назначению невозможно, то есть отвечают признакам недвижимого имущества, предусмотренным статьей 130 ГК РФ.

Утверждения представителя ответчика, в части обоснования того, что общественные кладбища не относятся к объектам недвижимого имущества, суд расценивает, как неверное толкование норм материального права.

Согласно статье 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Порядок принятия бесхозяйной вещи на учет предусмотрен в «Положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года N 580, пункт 2 которого предусматривает, что принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба (далее именуется - Служба, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав) - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы (далее именуются - территориальные органы Службы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав) - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества.

Как следует из пункта 5 того же Положения, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Из изложенного следует, что устранение существующего нарушения порядка организации захоронений и соблюдение безопасности захоронений является обязанностью местной администрации, для приведения в соответствие с требованиями закона сложившихся правоотношений администрация МО Марксовский сельсовет обязана обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области по месту нахождения недвижимого имущества с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимого имущества - общественных кладбищ, расположенных на территории муниципального образования.

В силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течении которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом всех обстоятельств дела суд приходит к выводу, что пять месяцев для ответчика будет достаточным сроком для исполнения данного решения суда.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Александровского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию МО Марксовский сельсовет Александровского района Оренбургской области в срок до 01 августа 2012 года обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области с заявлением о постановке на учет объектов бесхозного недвижимого имущества — общественных кладбищ, расположенных:

-                    на земельном участке площадью <данные изъяты> кв. м. <адрес>;

-                    на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. <адрес>;

с приложением документов, предусмотренных Федеральным законодательством.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: В.В. Даньшин.

Решение изготовлено в окончательной форме 08 февраля 2012 года.

Судья: В.В. Даньшин.