Дело № 2-326/2012 по иску медицинского работника к Управлению пенсионного Фонда о досрочном назначении трудовой пенсии.



<данные изъяты> № 2-326/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Александровка «09» июня 2012 г.

Александровский районный суд Оренбургской области

в составе: председательствующего судьи Ленкова Н.В.,
при секретаре: Дикаревой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению:

Литвиненко Н.Н. ответчику Государственному учреждению-Управлению Пенсионного Фонда РФ в Александровском районе Оренбургской области о признании незаконным и отмене решения начальника ГУ УПФ РФ в Александровском районе от ДД.ММ.ГГГГ и о включении в трудовой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации и периода нахождения в учебном отпуске,

УСТАНОВИЛ:

Литвиненко Н.Н. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указывает, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ УПФ РФ в Александровском районе Оренбургской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях в сельской местности. ДД.ММ.ГГГГ решением начальника ГУ УПФ РФ в Александровском районе Г.И.В. ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной деятельности, при этом были исключены периоды:

- нахождения истца на курсах повышения квалификации с:

- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 0 л. 1 м. 01 дней;

- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 0 л. 1 м. 12 дней;

- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 0 л. 2 м. 12 дней;

- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 0 л. 1 м. 09 дней;

- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 0 л. 6 м. 09 дней;

- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 0 л. 0 м. 02 дня, общей продолжительностью 1 г. 0 м. 15 дней, а также период нахождения истца в учебном отпуске с: - ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ всего 0 л. 0 м. 03 дня, а всего общей продолжительностью 1 г. 0 м. 18 дней.

Истец Литвиненко Н.Н. просит суд признать незаконным и отменить решение начальника ГУ УПФ РФ в Александровском районе, а также обязать ГУ УПФ РФ зачесть в трудовой стаж незачтенные периоды нахождения на курсах повышения квалификации и период нахождения в учебном отпуске и обязать назначить ей досрочную трудовую пенсию со дня его обращения с заявлением о назначении пенсии в ГУ УПФ РФ в Александровском районе, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Литвиненко Н.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме, а также указала, что во время нахождения на курсах повышения квалификации она также осуществляла лечебную деятельность в <данные изъяты>, так как курсы повышения квалификации в основном состоят из практической работы под руководством более опытных врачей.

Представитель ГУ УПФ РФ в Александровском районе Оренбургской области по доверенности Баджурак О.Н., исковые требования Литвиненко Н.Н. не признала в полном объёме, указала, что решение начальника ГУ УПФ РФ в Александровском районе законно и обоснованно, на момент обращения Литвиненко Н.Н. у нее отсутствовал требуемый специальный стаж осуществления лечебной деятельности в 25 лет.

Во время нахождения на курсах повышения квалификации и в учебном отпуске истцом не выполнялась работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поэтому ответчик иск не признает. Порядок исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, определен Правилами исчисления периодов работы, утвержденный постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516. Пунктом 5 названных правил определен исчерпывающий круг периодов, подлежащих зачету в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, а именно в стаж засчитываются: периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков. Включение в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов нахождения на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках Правилами не предусмотрено. Поэтому ответчик иск не признает в полном объеме.

Суд, выслушав истца Литвиненко Н.Н., представителя ГУ УПФ РФ в Александровском районе Баджурак О.Н., изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пп. 20 ч. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 октября 2001 года № 173-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы, деятельности и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Периоды прохождения истицей курсов повышения квалификации и нахождения в учебных отпусках, также подлежат зачету в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по следующим основаниям.

Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Вопреки доводам ответчика, суд полагает, что периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации, которые ею успешно окончены, что подтверждается Свидетельствовами о прохождении повышения квалификации и не оспариваются ответчиком, должны быть включены в специальный стаж исходя из положений ст. 187 Трудового кодекса РФ, гарантирующих сохранение работникам, совмещающим труд с обучением, повышением квалификации таких же трудовых прав, как и лицам, трудящимся полное рабочее время. Указанными положениями установлено, что за работником в указанные периоды сохраняется как место работы, так и производятся выплаты, предусмотренные законодательством. Из сохраненной заработной платы истца Литвиненко Н.Н. производились все удержания, в том числе и в Пенсионный фонд.

В силу ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Учитывая, что учебный отпуск предоставляемый истице, являлся дополнительным оплачиваемым отпуском, что не оспаривалось представителем ответчика, суд приходит к выводу о том, что его исключение из трудового стажа истицы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, а также исключение периодов обучения на курсах повышения квалификации незаконно, и они подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии досрочно.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Литвиненко Н.Н..

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года « 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы выполняемой постоянно в течении полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 указанных Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течении полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно ст. 187 Трудового Кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы, должность и средняя заработная плата, поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом с сохранением средней заработной платы с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ истец Литвиненко Н.Н. обратилась с заявлением в ГУ УПФ РФ в Александровском районе Оренбургской области о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, т.к. ее специальный стаж составил более 25 лет.

Решением начальника ГУ УПФ РФ в Александровском районе Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ Литвиненко Н.Н. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Данным решением Литвиненко Н,Н. не зачтены периоды:

- нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, общей продолжительностью 1 г. 0 м. 15 дней, а также период нахождения истца в учебном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а всего общей продолжительностью 1 г. 0 м. 18 дней.

В соответствии со ст. 112 КЗоТ РСФСР, ст. 187 ТК РФ при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Следовательно, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и период нахождения в учебном отпуске также подлежат включению в специальный стаж, так как являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых вносов в Пенсионный фонд. При этом суд учитывает, что для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

В судебном заседании установлено, что в оспариваемые периоды Литвиненко Н.Н. находилась на курсах повышения квалификации и в учебных отпусках.

Таким образом, суд считает поскольку в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истица направлялась на курсы повышения квалификации, а также в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находилась в учебном отпуске и за истцом сохранялось место работы, средний заработок, уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, данные периоды должны быть засчитаны в специальный трудовой стаж истца Литвиненко Н.Н. дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, которая назначается прежде всего за вид деятельности, поскольку Литвиненко Н.Н. занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Литвиненко Н.Н. обратилась в пенсионный орган для назначения досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривается сторонами.

Специальный стаж Литвиненко Н.Н. на момент обращения в ГУ УПФР РФ в Александровском районе составил в соответствии с решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ 24 года 00 месяцев 26 дней.

При этом 01 год 00 месяцев 18 дней — периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и в учебном отпуске, соответственно не признаны ответчиком.

Итого на ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж лечебной деятельности в государственных и муниципальных учреждениях в сельской местности составил, 25 лет, 01 месяц, 14 дней, что является достаточным для назначения Литвиненко Н.Н. досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования истца Литвиненко Н.Н. подлежат удовлетворению в полном объеме. Иное толкование и применение пенсионного и трудового законодательства, регулирующего спорные правоотношения, повлекло бы ущемление конституционных прав заявителя на социальное обеспечение, поэтому решение начальника Управления Пенсионного Фонда РФ в Александровском районе Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене ввиду его несоответствия закону.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Литвиненко Н.Н. удовлетворить.

Решение начальника Государственного учреждения -Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Александровском районе Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Литвиненко Н.Н. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости признать незаконным и отменить.

Включить в трудовой стаж Литвиненко Н.Н., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, не зачтенные периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период нахождения в учебном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать начальника Государственного учреждения-Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Александровском районе Оренбургской области назначить досрочную трудовую пенсию по старости Литвиненко Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через суд Александровского района в течение месяца со дня принятия решения судом.

Судья: Н.В. Ленков