Дело № 2-483/10 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Г. Александровск «16» августа 2010г. Александровский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Ёлоховой О.Н. при секретаре Журавлевой С.И. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Александровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Александровского муниципального района о возложении обязанности о выделении дополнительных денежных средств для обеспечения детей первого и второго года жизни специальными молочными продуктами, у с т а н о в и л: Прокурор г. Александровска обратился в суд с иском о возложении на ответчика обязанность осуществить выделение дополнительных денежных средств для обеспечения детей первого и второго года жизни специальными молочными продуктами. Мотивируя свои требования тем, что в настоящее время бесплатно молочными продуктами обеспечиваются только дети первого года жизни ввиду недостаточности денежных средств, чем нарушаются права детей второго года жизни. По предварительным расчетам МУ «Александровская центральная городская больница» для обеспечения молочными продуктами детей первого и второго года жизни необходимо 3604920 руб. 05.02.2019г главным врачом МУ «АЦГБ» направлено письмо главе администрации Александровского муниципального района о выделении дополнительных денежных средств для обеспечения детей первого и второго года жизни молочными продуктами, однако до настоящего времени дополнительные денежные средства не выделены. На 2010г бюджетом АМР на указанные цели выделено 285400 руб., что является недостаточным для обеспечения детей данной категории молочными продуктами в полном объеме. Считают, что в силу ст.15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация оказания на территории муниципального района первичной медико - санитарной помощи в амбулаторно - поликлинических, стационарно- поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997г. «Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого- второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания» закреплено право детей первого и второго года жизни на бесплатное получение специальных молочных продуктов. В соответствии с Программой государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2010года, утвержденной Законом Пермского края от 29.12.2009г. за счет бюджетов муниципальных районов осуществляются мероприятия по обеспечению молочными продуктами детей первого и второго года жизни, прикрепленных к муниципальной медицинской организации. В судебном заседании прокурор исковые требования уточнила, просит возложить на ответчика обязанность осуществить выделение дополнительных денежных средств в размере 4032882 рублей для обеспечения детей первого и второго года жизни специальными молочными продуктами. Ответчик - представители администрации АМР, действующие на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласились. Считают, что Закон Пермского края от 25.12.2009г. №561 -ПК, которым утверждены Программа государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2010г по бесплатному обеспечению молочными продуктами детей первого и второго года жизни, прикрепленных к муниципальной организации за счет бюджетов муниципальных районов (городских округов) противоречит федеральному законодательству. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится в числе прочего, организация оказания на территории муниципального района первичной медико- санитарной помощи в амбулаторно - поликлинических, стационарно- поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи (за исключением санитарно - авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов. (п.12.ч.1 ст.15 Закона) В соответствии со ст. 18 того же Закона, перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в данный закон. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субьектов Российской Федерации). В случаях и в порядке, установленных федеральными законами и законами субъекта Федерации указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Федеральные законы, законы субъекта РФ не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местного бюджета. Таким образом, полагают, что полномочия по обеспечению детей первого и второго года жизни специальными молочными продуктами не отнесены Федеральным законом к вопросам местного значения муниципальных районов, в том числе не попадают под действие п.12. ч.1 ст.15 Закона. В соответствии с ч.3 ст. 6 того же Закона, в случае противоречия конституции (устава) закона, иного нормативного правого акта субъекта РФ, регулирующих вопросы организации местного самоуправления и устанавливающих права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, Конституции РФ, федеральным конституционным законам, данному Закону и другим федеральным законам применяются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, данный Закон и другие федеральные законы. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с пунктом «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. В соответствии с п. 24 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ « Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ ( за исключением субвенции из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей - сирот, безнадзорных детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки семей, имеющих детей ( в том числе многодетных семей, одиноких родителей) В соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 06.09.2005г. № 15/311 -04 расходы по обеспечению питанием детей в возрасте до трех лет являются расходными обязательствами субъектов РФ. В соответствии со ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципальных образований возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров соглашений муниципальными бюджетными учреждениями. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, за исключением случаев установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ. Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъекта РФ, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением межбюджетных трансфертов) Ни одного из перечисленных в этой статье оснований для установления расходных обязательств Александровского муниципального района в наличии не имеется. На основании изложенного полагают, что возложение на местный бюджет АМР полномочий по обеспечению детей первого и второго года жизни специальными молочными продуктами не основано на законе. Данные полномочия являются государственными и их передача органам местного самоуправления должна производится в порядке, предусмотренном ст.9 Федерального закона от 06.10.2003г. №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» В соответствии с ч.5 ст. 20 данного закона в случае, когда государственные полномочия не переданы надлежащим образом, органы местного самоуправления вправе, но не обязаны осуществлять соответствующие расходы за счет средств местного бюджета. Соответственно, в бюджете АМР на 2010г. не предусмотрены мероприятие как обеспечение детей первого и второго года жизни специальными молочными продуктами и представительный органы местного самоуправления не устанавливали и не ограничивали финансирование по данным мероприятиям. Помимо этого, постановлением Правительства РФ от 13.08.1997г. № 1005 «Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания» именно органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны рассмотреть вопрос об установлении условий и порядка бесплатного обеспечения детей первого-второго года жизни специальными молочными продуктами детского питания с учетом среднедушевого дохода семьи, имеющей детей и его соответствия прожиточному минимуму, установленному на территории субъекта РФ. Указанная прокурором сумма 285 400 руб. не предусмотрена отдельной строкой в бюджете, а является статьей сметы муниципального учреждения «Александровская центральная городская больница» и заложена согласно расчетам самого учреждения. В соответствии с п.3 ст.2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. 3- лицо- представитель МУ «АЦГБ», действующая на основании доверенности, с иском не согласилась. Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что иск обоснован и законен и полежит удовлетворению. В силу ст.38 Конституции РФ материнство и детство, семья находится под защитой государства. Согласно ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях ребенка в Российской Федерации» № 124 -ФЗ от 24.07.1998г государственная политика в интересах детей является приоритетной и основывается на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защита их прав, подготовке их к полноценной жизни в обществе. В соответствии с п.1 ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» №131 -ФЗ местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, другими Федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской федерации. Согласно ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997г «Об упорядочении бесплатного обеспечения детей первого и второго года жизни специальными молочными продуктами питания» закреплено право детей первого и второго года жизни на бесплатное получение специальных молочных продуктов. Законом Пермского края № 561-ПК от 25.12.2009г. «О программе государственных гарантиях оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2010г» утверждены Программа государственных гарантий оказания населению Пермского края медицинской помощи на 2010г. Данная программа определяют виды медицинской помощи их объемы, а также мероприятия, предусматривает условия оказания, критерии качества и доступности медицинской помощи, представляемые населению Пермского края бесплатно. Согласно п.2.4 раздела 4 Программы указаны также мероприятия по обеспечению молочными продуктами детей первого и второго года жизни, прикрепленных к муниципальной медицинской организации, которые осуществляются за счет средств бюджетов муниципальных районов. На 2010г. бюджетом Александровского муниципального района на указанные цели предусмотрено 285400 рублей. 05.02.2010г. главным врачом МУ «Александровская центральная городская больница» направлено письмо главе администрации и Александровского муниципального района о выделении дополнительных денежных средств для обеспечения детей первого и второго года жизни молочными продуктами, однако до настоящего времени дополнительные средства не выделены. Рекомендованный перечень молочных продуктов и расчет ориентировочной потребности в них детей первого и второго года жизни определен в постановлении администрации Пермской области от 10.01.1993г № 3. Согласно которого потребность на одного ребенка первого года жизни в год составляет 24 кг адаптированных молочных смесей (60 пачек), 10 кг. сухих каш (40 пачек); потребность на ребенка второго года жизни составляет 11 кг сухих каш (44 пачки). В судебном заседании установлено, что в настоящее время число детей прикрепленных к больнице находится 401 ребенок в возрасте до 1 года и 419 детей в возрасте от года до двух лет, что подтверждается справкой МУ «АЦГБ» от 16.08.2010г. Следовательно, на приобретение специальных молочных продуктов для детей первого и второго года жизни необходимо 4318282 руб., согласно следующего расчета, исходя из котировочных заявок МУ «АЦГБ» от 19.04.2010г.на приобретение специальных молочных продуктов для детей стоимость молочной смеси «Нутрилак» составляла 113 руб.15 коп., стоимость молочной каши «Умница» составляла 46 руб.29 коп.: ( 113,15 х60х 401)+ ( 46,29 х40х401) + (46,29х44х419) = 4318282 руб. Однако учитывая, что сумма 285400 руб. выделена на указанные цели, то размер дополнительных денежных средств на приобретение специальных молочных продуктов для детей первого и второго года жизни составит 4032882 руб. (4318282 руб.- 285400 руб.) Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению и с ответчика подлежит взысканию денежная сумма в размере 4032882 руб. Вышеизложенные доводы ответчика об отказе возмещать денежные средства из бюджета муниципального района по обеспечению детей первого и второго года жизни специальными молочными продуктами суд считает необоснованными и незаконными. п.5 ст.7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ», если орган местного самоуправления полагает, что Федеральный закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации либо закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, вопрос о соответствии федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации либо закона или иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и (или) установления прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации разрешаются соответствующим судом. Таким образом, суд полагает, что поскольку Закон Пермского края № 561-ПК от 25.12.2009г. «О программе государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2010г», а также утвержденная Программа государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2010г действуют и не признаны судом, противоречащим федеральному закону, следовательно, он подлежит применению как действующий закон. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Обязать администрацию Александровского муниципального района Пермского края осуществить выделение дополнительных денежных средств в размере 4 032 882 руб. для обеспечения детей перового и второго года жизни специальными молочными продуктами на 2010год. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский горсуд в 10 дней. Председательствующий: О.Н.Ёлохова