Дело № 2-467/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Александровск 27 июля 2011 г. Александровский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Шерстобитовой Е.Н. с участием прокурора Корнельзен О.П., при секретаре Уточкиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Александровска о признании противоречащим законодательству и недействующим с момента вступления в силу нормативного акта, У С Т А Н О В И Л: В городской суд обратился прокурор г. Александровска о признании противоречащим законодательству и недействующим с момента вступления в силу постановление администрации Яйвинского городского поселения № 233 от 24.05.2011 г. «О временном отключении освещения улиц и автомобильных дорог в п. Яйва». Мотивируя свои доводы тем, что администрацией Яйвинского городского поселения принято постановление № 233 от 24.05.2011 года «О временном отключении освещения улиц и автомобильных дорог в поселке Яйва». Данное постановление является нормативно-правовым актом, поскольку издано в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления, действует на территории Яйвинского городского поселения, рассчитан на неоднократное применение, направлен на урегулирование общественных отношений. Постановление опубликовано в Бюллетене Яйвинского городского поселения «Яйвинский вестник» № 5 от 06.06.2011 года. Яйвинское городское поселение в соответствии с п.п. 9, 21 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязано принимать меры к организации освещения улиц, в границах населенных пунктов, а также обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов, расположенных на территории Яйвинского городского поселения. В соответствии со ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 41 Устава Яйвинского городского Приказом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствии Российской Федерации от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (далее - Правила). В соответствии с п. 1 Правил, данные Правила в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, в том числе, органами местного самоуправления. В соответствии с п. 27 Правил, территории населенных пунктов должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Указанные требования законодательства предусматривают необходимость осуществления органами местного самоуправления заблаговременного планирования своих действий, в том числе и по финансовому обеспечению осуществления освещения улиц в границах населенных пунктов поселения, причем особенное внимание законодатель обратил на необходимость осуществления наружного освещения территории населенных пунктов в темное время суток. Между тем, Постановлением администрации Яйвинского городского поселения от 24.05.2011 № 233 «О временном отключении освещения улиц и автомобильных дорог в п. Яйва» предписывается произвести отключение наружного освещения улиц и автомобильных дорог поселка Яйва в северной и южной части с 25 мая 2011 года, в центральной части с 01 июня 2011 года. При этом, в указанном постановлении отсутствует указание на обеспечение освещения территории пос. Яйвы в темное время суток В соответствии с п. 2.12, 19 Правил технической эксплуатации Прокурором города 16.06.2011 г. на данное постановление вынесен протест, который администрацией Яйвинского городского поселения отклонен. Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме. Представитель заинтересованного лица - администрации Яйвинского городского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, у суда имеется уведомление о вручении судебной повестки представителю администрации - ФИО4, действующей на основании доверенности. В предоставленном отзыве, исполняющий обязанности главы администрации - ФИО5, выразил свое несогласие с доводами, изложенными в заявлении прокурора, считает, что Постановление администрации - издание его в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления; - наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для Постановление администрации Яйвинского городского поселения от 24.05.2011 № 233 «О временном отключении освещения улиц и автомобильных дорог в поселке Яйва» не является нормативным правовым актом, поскольку не В соответствии с пунктами 9, 21 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения и организация освещения улиц. Согласно статье 43 указанного закона органы местного самоуправления для решения вопросов местного значений принимают правовые акты. Решением Думы Яйвинского городского поселения от 29.04.2010 № 17 утвержден Порядок организации освещения улиц и автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Яйвинского городского поселения. Частью 2 статьи 6 указанного Порядка предусмотрено, что временное отключение освещения всех или отдельных улиц и автомобильных дорог поселения по причине недостатка бюджетных средств на содержание сетей освещения улиц и автомобильных дорог поселения, в том числе на оплату электроэнергии для освещения, может быть осуществлено в летний период с 01 июня до 05 августа. Конкретный период такого отключения, а также перечень отдельных улиц и автомобильных дорог определяется администрацией Яйвинского городского поселения. В настоящее время, указанное положение Порядка действует, никем не отменено. Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности определены статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ. Статья 63 федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о Требованиях пожарной безопасности» содержит перечень вопросов, входящих в первичные меры пожарной безопасности. Ни в одной из указанных статей не имеется указание на то, что в полномочия органов местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности входит освещение пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов к входам в здания и сооружения. Кроме того, в П.27 ППБ 01-03 указано, что территории населенных пунктов должны, иметь наружное освещение. В оспариваемом постановлении речь идет об освещении улиц и автомобильных дорог, а не территории Яйвинского городского поселения. В соответствии с действующим законодательством ответственность за соблюдение требований Пожарной безопасности несут собственники соответствующих объектив. То есть в отношении пожарных гидрантов - собственники водопроводных сетей, в отношении многоквартирных домов - управляющие компании, в отношении нежилых зданий и помещений - собственники этих зданий и помещений. Указанные лица должны обеспечивать освещение принадлежащих им объектов в темное время суток. В отношении подъездов к пирсам следует отметить, что на территории п. Яйва такие отсутствуют. В силу ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения прокурора, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица. Суд, заслушав прокурора, исследовав представленные материалы дела, пришел к следующему. В соответствии со ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 41 Устава Яйвинского городского Яйвинское городское поселение в соответствии с п.п. 9, 21 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязано принимать меры к организации освещения улиц, в границах населенных пунктов, а также обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов, расположенных на территории Яйвинского городского поселения. Приказом Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствии Российской Федерации от 18.06.2003 № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (далее - Правила). В соответствии с п. 1 Правил, данные Правила в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, в том числе, органами местного самоуправления. В соответствии с п. 27 Правил, территории населенных пунктов должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Указанные требования законодательства предусматривают необходимость осуществления органами местного самоуправления заблаговременного планирования своих действий, в том числе и по финансовому обеспечению осуществления освещения улиц в границах населенных пунктов поселения, причем особенное внимание законодатель обратил на необходимость осуществления наружного освещения территории населенных пунктов в темное время суток. Администрацией Яйвинского городского поселения принято постановление № 233 от 24.05.2011 года «О временном отключении освещения улиц и автомобильных дорог в поселке Яйва» (л.д. 9). Данное постановление является нормативно-правовым актом, поскольку издано в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления, действует на территории Яйвинского городского поселения, рассчитан на неоднократное применение, направлен на урегулирование общественных отношений. Постановление опубликовано в Бюллетене Яйвинского городского поселения «Яйвинский вестник» № 5 от 06.06.2011 года (л.д. 10). Между тем, Постановлением администрации Яйвинского городского поселения от 24.05.2011 № 233 «О временном отключении освещения улиц и автомобильных дорог в п. Яйва» предписывается произвести отключение наружного освещения улиц и автомобильных дорог поселка Яйва в северной и южной части с 25 мая 2011 года, в центральной части с 01 июня 2011 года. При этом, в указанном постановлении отсутствует указание на обеспечение освещения территории пос. Яйвы в темное время суток (9). В соответствии с п. 2.12,19 Правил технической эксплуатации Прокурором города 16.06.2011 г. на данное постановление вынесен протест, который администрацией Яйвинского городского поселения отклонен (5-8). Доводы заинтересованного лица - администрации Яйвинского городского поселения, указанные в письменных возражениях на заявление, суд считает несостоятельными, так как при принятии спорного постановления нарушены требования законодательства РФ указанные в мотивировочной части решения, которые регламентируют порядок организации освещения улиц в границах населенных пунктов. Кроме того, нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение, Постановление администрации Яйвинского городского поселения № 233 от 24.05.2011 г. является нормативно-правовым актом, поскольку издано в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления, действует на территории Яйвинского городского поселения, рассчитано на неоднократное применение, направлено на урегулирование общественных отношений, поэтому довод, изложенный в письменных возражениях, о том, что спорное постановление не является нормативным актом также суд считает несостоятельным. Таким образом, учитывая все доказательства, имеющиеся в деле, в совокупности, суд считает, что заявленные требования прокурора г. Александровска о признании противоречащим законодательству и недействующим с момента вступления в силу постановление администрации Яйвинского городского поселения № 233 от 24.05.2011 г. «О временном отключении освещения улиц и автомобильных дорог в п. Яйва» подлежат удовлетворению, поскольку указанное Постановление принято с нарушением требований законодательства. Иных доказательств в материалы дела не предоставлено. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Постановление администрации Яйвинского городского поселения № 233 от 24.05.2011 г. «О временном отключении освещения улиц и автомобильных дорог в поселке Яйва» признать несоответствующим законодательству и недействующим полностью с момента вступления в силу. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд Пермского края в течение 10 дней. Председательствующий Е.Н. Шерстобитова
поселения, администрация поселения организует освещение улиц в границах
населенных пунктов, расположенных на территории Яйвинскогоо городского поселения городского поселения, администрация поселения организует обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», определяющей основные понятия, первичные меры пожарной безопасности представляют собой реализацию принятых в
установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров,
спасению людей и имущества от пожаров.
электроустановок потребителей утвержденных Приказом министра энергетики РФ от 13.01.2003 г., включение и отключение установок наружного (уличного) и рекламного освещения, как правило, должно осуществляться автоматически в соответствии с графиком, составленным с учетом времени года, особенностей местных условий и утвержденным местными органами власти.
Яйвинского городского поселения от 24.05.2011 № 231 «О временном
отключении освещения улиц и автомобильных дорог в поселке Яйва»
соответствует действующему законодательству и просит оставить заявление
прокурора г. Александровска о признании противоречащим законодательству и
недействующим с момента вступления в силу нормативного правового акта без
удовлетворения, по тем основаниям, что в соответствий с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются:
неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение,
направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение
или прекращение существующих правоотношений.
содержит правовых норм, обязательных для неопределенного круга лиц,
рассчитано на однократное применение и не направлено на урегулирование
общественных отношений.
поселения, администрация поселения организует освещение улиц в границах
населенных пунктов, расположенных на территории Яйвинского городского поселения городского поселения, администрация поселения организует обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», определяющей основные понятия, первичные меры пожарной безопасности представляют собой реализацию принятых в
установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров,
спасению людей и имущества от пожаров.
электроустановок потребителей утвержденных Приказом министра энергетики РФ от 13.01.2003 г., включение и отключение установок наружного (уличного) и рекламного освещения, как правило, должно осуществляться автоматически в соответствии с графиком, составленным с учетом времени года, особенностей местных условий и утвержденным местными органами власти.