Дело №2-615/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 23 декабря 2011 года Александровский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Петровой Н.С., с участием прокурора Габовой К.С., при секретаре Уточкиной Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Александровск Пермского края дело по иску прокурора г. Александровска в интересах Белоус Ксении Владиславовны к администрации Александровского муниципального района о внеочередном предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор г. Александровска обратился в суд в интересах Белоус Ксении Владиславовны с вышеуказанным иском. Требования мотивированы тем, что Белоус К.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, так как до достижения 18-летнего возраста она осталась без попечения родителей. Мать ФИО4 умерла, данные об отце внесены в запись акта о рождении по указанию матери. Постановлением главы администрации г.Александровска № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Белоус К.В. направлена в детский дом, за ней закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> Постановлением главы администрации Яйвинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания. В нарушение требований п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Белоус К.В. по окончании пребывания под опекой в ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления жилым помещением не обеспечена. Просит возложить на администрацию Александровского муниципального района Пермского края обязанность за счет средств бюджета Пермского края приобрести на территории Яйвинского городского поселения благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 42 квадратных метров и предоставить его вне очереди на условиях договора социального найма Белоус К.В. на состав семьи два человека. В судебном заседании помощник прокурора Габова К.С. поддержала заявленные требования по вышеизложенным основаниям. Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом. Представитель ответчика администрации Александровского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В письменных возражениях представитель ответчика с иском не согласился, считает, что администрация Александровского муниципального района не является надлежащим ответчиком по данному делу. Указывает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Обеспечение указанных лиц вне очереди жилой площадью является государственным полномочием субъектов РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ по месту жительства таких детей. Администрация Александровского муниципального района не является упомянутым в ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 органом исполнительной власти, соответствующими государственными полномочиями не наделена. Белоус К.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и средства краевого бюджета на обеспечение этой категории граждан не выделяются. Жилые помещения в рамках Закона Пермского края от 14.07.2008 г. №255-ПК предоставляются уполномоченным органом, которым администрация не является. Представитель третьего лица администрации Яйвинского городского поселения в судебное заседание не явился, извещены судом о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. В своем ходатайстве просят суд рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Представитель третьего лица ТУ Министерства социального развития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам Шкарлова О.П. в судебном заседании не возражала против удовлетворения заявленных требований. Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, считает, что иск обоснован, законен и в силу чего подлежит удовлетворению. В силу пункта второго ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Абзацем вторым пункта первого ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона, указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ. На основании ст. ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 «Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденными Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 г. дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Из пункта второго Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства края от 10.08.2006 г. № 16-п, следует, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. В судебном заседании установлено, что Белоус Ксения Владиславовна родилась ДД.ММ.ГГГГ года рождения в <адрес>. В свидетельстве о рождении родителями значатся ФИО3 и ФИО4 (л.д.7). Согласно справке о рождении № (форма №25) сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка. Мать Белоус К.В. - ФИО4 решением Александровского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав в отношении дочери Белоус К.В.. В этой связи несовершеннолетняя Белоус К.В. была направлена в МОУ «Детский дом №2 «Астрик» г. Александровска. ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ года рождения в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ попечителем несовершеннолетней была назначена ФИО11, что следует из приказа ТУ Минсоцразвития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно акту обследования межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, квартира № в доме по <адрес> признана непригодной для проживания. Заключение межведомственной комиссии о признании непригодной квартиры № в жилом <адрес> для постоянного проживания вынесено ДД.ММ.ГГГГ. Белоус К.В. принята на учет как лицо, нуждающееся в жилом помещении, что следует из постановления главы администрации Яйвинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ У Белоус К.В. имеется сын ФИО5, родившийся ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В браке Белоус К.В. не состоит. Судом также установлено, что Белоус К.В. и ее несовершеннолетний сын ФИО5 собственного жилья не имеют. Отец ребенка ФИО5 также жильем не обеспечен, что подтверждается уведомлениями об отсутствии сведений в ЕГРП о правах данных лиц. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что Белоус К.В. и член ее семьи- сын ФИО5 нуждаются в жилом помещении, поскольку при прекращении попечительства в связи с достижением совершеннолетнего возраста Белоус К.В., являясь лицом из числа детей-сирот, органами местного самоуправления жилым помещением не обеспечена. Жилое помещение, которое было закреплено за Белоус К.В. непригодно для проживания. Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Пермском крае регламентирован Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма». На детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы действие Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК также распространяется (п.9 ст.1 Закона). Частью 3 статьи 9 указанного Закона предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения гражданам, указанным в статье первой настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей (абз.2 п.3 ст. 9 Закона). Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения. С учетом изложенного, при определении размера общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, норма предоставления, установленная в Яйвинском городском поселении, не может быть применена, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, составляет 42 кв.м. на семью из двух человек. Доводы представителя администрации Александровского муниципального района о том, что разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не относятся к полномочиям органов местного самоуправления, суд находит несостоятельными. Данное жилое помещение должно предоставляться истцу администрацией Александровского муниципального района за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, исходя из положений ст. 60 ЖК РФ, ст.ст. 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ и п. 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п. Исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. 194, 197-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора г. Александровска удовлетворить. Обязать администрацию Александровского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, перечисленных на указанные цели, приобрести на территории Яйвинского городского поселения благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 42 кв.м. и предоставить его вне очереди на условиях договора социального найма Белоус Ксении Владиславовне на семью из двух человек. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение десяти дней. Судья: Петрова Н.С.