Дело № 2 - 604/2011 Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и г. Александровск «21» ноября 2011 г. Александровский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Ёлоховой О.Н., с участием прокурора Габовой К.С., при секретаре Ендальцевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Александровска в интересах Чащиной Татьяны Александровны к администрации Александровского муниципального района Пермского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л: Прокурор г. Александровска обратился в суд с иском в интересах Чащиной Татьяны Александровны к администрации Александровского муниципального района Пермского края о возложении на ответчика обязанности за счет средств бюджета Пермского края приобрести на территории Яйвинского городского поселения благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее установленной нормы предоставления и предоставить его вне очереди на условиях договора социального найма Чащиной Т.А. на состав семьи два человека. В обоснование исковых требований прокурором указано, что Чащина (Панькова) Татьяна Александровна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлась лицом из числа детей-сирот, так как до достижения 18-летнего возраста она осталась без попечения, в связи с тем, что отец умер в 1990 г., мать умерла в 2004 г., ранее мать лишена родительских прав решением Александровского городского суда от 22.01.1998 г. Постановлением главы администрации г.Александровска № 72 от 18.02.1998 г. несовершеннолетняя Панькова Татьяна направлена в детский дом, за ней закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> Постановлением главы администрации Яйвинского городского поселения №76 от 22.03.2007 г. жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания, в связи с чем, постановлением главы администрации Яйвинского городского поселения №128 от 07.05.2007 г. Панькова Т.А. принята на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении. В нарушение требований п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Чащина (Панькова) Т.А. после выпуска из образовательного учреждения высшего профессионального образования в 2010 г. органами местного самоуправления жилым помещением не обеспечена. В силу изложенного, прокурор в силу ст.45 ГПК РФ обратился в интересах Чащиной Т.А. с настоящим иском в суд. Прокурором впоследствии уточнены исковые требования, просит обязать ответчика предоставить Чащиной Т.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение в соответствии с Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» общей площадью не менее 42 кв.м. на состав семьи из двух человек. Прокурор и истец Чащина Т.А. исковые требования поддержали. Представитель ответчика администрации Александровского муниципального района Пермского края Волкова Т.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, просит отказать в иске. Пояснила, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Обеспечение указанных лиц вне очереди жилой площадью является государственным полномочием субъектов РФ, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ по месту жительства таких детей. Администрация Александровского муниципального района не является упомянутым в ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 органом исполнительной власти, соответствующими государственными полномочиями не наделена. Чащина Т.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и средства краевого бюджета на обеспечение этой категории граждан не выделяются. Жилые помещения в рамках Закона Пермского края от 14.07.2008 г. №255-ПК предоставляются уполномоченным органом, которым администрация не является. З-лицо Чащин Н.А. исковые требования поддержал. Представитель з-лица администрации Яйвинского городского поселения в судебное заседание не явился, извещены судом о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. В своем ходатайстве просят суд рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Представитель з-лица ТУ Министерства социального развития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам в судебное заседание не явился, извещены судом о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. Суд считает возможным в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителей з-лиц. Суд, заслушав прокурора, стороны, з-лицо, исследовав материалы дел, считает, что иск обоснован, законен и в силу чего подлежит удовлетворению. Частью третьей ст.49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ. В силу пункта второго ч.2 ст.57 указанного закона вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Абзацем вторым пункта первого ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона, указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ. На основании ст. ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 «Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденными Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 г. дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Из пункта второго Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства края от 10.08.2006 г. № 16-п, следует, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. В судебном заседании установлено, что Панькова Татьяна Александровна родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> ее родители - Паньков Александр Петрович, Гусакова Наталья Ивановна (л.д.7-8). Решением Александровского городского суда Пермской области от 22.01.1998 года Гусакова Н.И. лишена родительских прав в отношении дочери Паньковой Т.А.(л.д.11). Постановлением главы администрации г.Александровска № 72 от 18.02.1998 г. несовершеннолетняя Панькова Татьяна Александровна направлена в детский дом, за ней закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д.12). Как следует из копий свидетельств о смерти на л.д.л.д.9-10, отец Паньковой Т.А. - Паньков Александр Петрович умер 09.03.1990 г., мать - Гусакова Наталья Ивановна умерла 31.10.2004 г. Постановлением главы администрации Яйвинского городского поселения №76 от 22.03.2007 г. жилое помещение по адресу: <адрес>, признано непригодным для проживания (л.д.15). Панькова Т.А. принята на учет как лицо, нуждающееся в жилом помещении, что следует из постановления главы администрации Яйвинского городского поселения №128 от 07.05.2007 г. (л.д.16). Таким образом, Панькова Т.А. являлась ребенком-сиротой, поскольку до достижения ею возраста восемнадцати лет у нее умерли оба родителя. 27.08.2010 г. Панькова Т.А. вступила в брак с Чащиным Николаем Александровичем, ей присвоена фамилия Чащина, что подтверждается копией свидетельства о заключении брака на л.д.17. Истец обучалась в образовательном учреждении высшего профессионального образования ГОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт» с 2005 по 2010 г. В настоящее время Чащина Т.А. зарегистрирована по месту пребывания в <адрес> (л.д.л.д.29). Ее муж Чащин Н.А. зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д.18). Как следует из ответов АФ ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края», Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю за истцом и ее мужем право собственности на объекты недвижимого имущества не зарегистрировано. Из чего установлено, что Чащина Т.А. не имеет жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности либо на условиях найма, в приватизации жилья не участвовала, после выпуска из образовательного учреждения органами местного самоуправления жилым помещением не обеспечена, в связи с чем, является лицом, нуждающимся в жилом помещении. Данное жилое помещение должно предоставляться истцу администрацией Александровского муниципального района Пермского края, исходя из положений ст. 60 ЖК РФ, ст.ст. 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п. 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п. Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Пермском крае регламентирован Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма». На детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы действие Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК также распространяется (п.9 ст.1 Закона). Частью 3 статьи 9 указанного Закона предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения гражданам, указанным в статье первой настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей (абз.2 п.3 ст. 9 Закона). Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения. С учетом изложенного, при определении размера общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, норма предоставления, установленная в Яйвинском городском поселении, не может быть применена, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, составляет 42 кв.м. на семью из двух человек. Данный закон подлежит применению к рассматриваемым отношениям, поскольку является дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края. Поскольку конкретный порядок обеспечения граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которым относится истец, статьей 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не оговорен, действует общий порядок обеспечения жилыми помещениями нуждающихся лиц. Подводя итого вышеуказанному, суд приходит к выводу о том, что Чащина Т.А., на которую распространяются положения Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК, предусматривающие дополнительные гарантии по социальной поддержке в т.ч. лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в собственности не имеет, является лицом, нуждающимся в жилом помещении и на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма не обеспечена. В связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Обязать администрацию Александровского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, перечисленных на указанные цели, приобрести на территории Яйвинского городского поселения благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 42 кв.м. и предоставить его вне очереди на условиях договора социального найма Чащиной Татьяне Александровне на семью из двух человек. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение десяти дней. Судья: О.Н.Ёлохова