Дело № 2 - 5 /2012 Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и г. Александровск «22» февраля 2012 г. Александровский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Ёлоховой О.Н., с участием прокурора Габовой К.С., при секретаре Журавлёвой С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Александровска в интересах Мирзояна Сергея Петровича к администрации Александровского муниципального района Пермского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л: Прокурор г. Александровска обратился в суд с иском в интересах Мирзояна Сергея Петровича к администрации Александровского муниципального района Пермского края о возложении на ответчика обязанности за счет средств бюджета Пермского края приобрести на территории Всеволодо-Вильвенского городского поселения благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее установленной нормы предоставления и предоставить его вне очереди на условиях договора социального найма истцу. В обоснование исковых требований прокурором указано, что Мирзоян Сергей Петрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот, так как до достижения восемнадцатилетнего возраста он остался без попечения родителей, в связи с тем, что мать умерла в ДД.ММ.ГГГГ., отец умер в ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации г.Александровска № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Мирзояном С.П. учреждена опека, опекуном назначена ФИО5 Пунктом 2 указанного постановления за Мирзояном С.П. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Постановлением администрации г. Александровска № от ДД.ММ.ГГГГ Мирзоян С.П. поставлен на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, в связи с тем, что закрепленное за ним жилое помещение разобрано. В нарушение требований п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Мирзоян С.П. после освобождения из мест лишения свободы в ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления жилым помещением не обеспечен. В силу изложенного, прокурор в силу ст.45 ГПК РФ обратился в его интересах с настоящим иском в суд. Прокурором впоследствии уточнены исковые требования, просит обязать ответчика предоставить Мирзоян С.П. вне очереди благоустроенное жилое помещение в соответствии с Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» общей площадью не менее 33 кв.м. Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержала. Истец Мирзоян С.П. в судебное заседание не явился, извещен судом о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. В своем ходатайстве просит суд рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддерживает. Представитель ответчика администрации Александровского муниципального района Пермского края Волкова Т.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, просит в иске отказать. Постановлением главы администрации г. Александровска № от ДД.ММ.ГГГГ за истцом было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> В своих письменных возражениях представитель ответчика администрации Александровского муниципального района Пермского края указала, что абзацем вторым статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлена обязанность по обеспечению жилым помещением по договору социального найма данной категории граждан, указанная обязанность возлагается на органы исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм, дополнительные гарантии устанавливаются законодательством субъекта и относятся к расходным обязательствам субъекта РФ. Администрация Александровского муниципального района Пермского края не относится к органам государственной власти, и не является упомянутым в ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 органом исполнительной власти. В Пермском крае органам местного самоуправления не переданы государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, а лишь согласно постановлению Правительства края от 10.08.2006 г. № 16-п установлены порядок и способ передачи средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета. Средства краевого бюджета не выделяются на обеспечение жилым помещением конкретного лица. Действующее законодательство не содержит норм и механизмов, позволяющих администрации района получить из краевого бюджета соответствующие средства до того, как будет приобретено жилое помещение для истца, ни один нормативный правовой акт не содержит обязанности администрации района приобрести жилое помещение за счёт собственных средств с последующей компенсацией за счёт средств краевого бюджета. Представитель третьего лица администрации Всеволодо-Вильвенского городского поселения в судебное заседание не явился, извещены судом о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. В своем ходатайстве просят суд рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Представитель третьего лица Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам в судебное заседание не явился, извещены судом о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. В своем ходатайстве просят суд рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Суд считает возможным в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца, представителей третьих лиц. Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дел, считает, что иск обоснован, законен и в силу чего подлежит удовлетворению. Частью третьей статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ. В силу пункта второго ч.2 ст.57 указанного закона вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Абзацем вторым пункта первого ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона, указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ. На основании ст. ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 «Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденными Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 г. дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Из пункта второго Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства края от 10.08.2006 г. № 16-п, следует, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. В судебном заседании установлено, что Мирзоян Сергей Петрович родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, его родители - ФИО3 и ФИО4 (л.д.6). Мать истца ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11). Постановлением администрации г.Александровска № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Мирзояном С.П. учреждена опека, поскольку мать ребенка ФИО4 умерла, отец ФИО3 осужден ДД.ММ.ГГГГ. и находится в местах лишения свободы. Опекуном несовершеннолетнего назначена ФИО5 (л.д.7). Из сведений о судимости отца истца ФИО3 на л.д.л.д.8-10 следует, что обнаружен его труп, датой смерти значится ДД.ММ.ГГГГ Решением Индустриального районного суда г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт признания Мирзояна С.П. лицом, оставшимся без попечения родителей, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что его родители умерли (л.д.53). Таким образом, Мирзоян С.П. являлся ребенком-сиротой, поскольку до достижения им возраста восемнадцати лет у него умерли оба родителя. Пунктом вторым постановления администрации г.Александровска № от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетним Мирзояном С.П. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Постановлением администрации г. Александровска № от ДД.ММ.ГГГГ Мирзоян С.П. поставлен на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, в связи с тем, что закрепленное за ним жилое помещение не существует, разобрано жителями поселка. Согласно справке КГАОУ НПО Профессиональное училище № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Мирзоян С.П. обучался в данном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Из справки об освобождении, выданной ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, следует, что Мирзоян С.П. содержался в местах лишения свободы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Судом установлено, что после освобождения из мест лишения свободы в ДД.ММ.ГГГГ Мирзоян С.П. органами местного самоуправления жилым помещением не обеспечен. Постановлением администрации г. Александровска Пермской области № от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетним Мирзояном С.П. было закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> в течение всего времени пребывания его под попечительством (л.д.59-60). Однако, постановлением администрации Александровского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление о закреплении за Мирзояном С.П. права пользования жилым помещением отменено. Как следует из ответов Александровского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ, Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ за истцом право собственности на объекты недвижимого имущества не зарегистрировано (л.д.л.д.21-22). Из чего следует, что Мирзоян С.П. не имеет жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности либо на условиях найма, в приватизации жилья не участвовал, после возвращения из учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, органами местного самоуправления жилым помещением не обеспечен, в связи с чем, является лицом, нуждающимся в жилом помещении. Данное жилое помещение должно предоставляться истцу администрацией Александровского муниципального района Пермского края, исходя из положений ст. 60 ЖК РФ, ст.ст. 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п. 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п. Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Пермском крае регламентирован Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма». На детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы действие Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК также распространяется (п.9 ст.1 Закона). Частью 3 статьи 9 указанного Закона предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения. С учетом изложенного, при определении размера общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, норма предоставления, установленная в Всеволодо-Вильвенском городском поселении, не может быть применена, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, составляет 33 кв.м. - для одиноких граждан. Данный закон подлежит применению к рассматриваемым отношениям, поскольку является дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края. Поскольку конкретный порядок обеспечения граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которым относится истец, статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не оговорен, действует общий порядок обеспечения жилыми помещениями нуждающихся лиц. Подводя итого вышеуказанному, суд приходит к выводу о том, что Мирзоян С.П., на которого распространяются положения Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК, предусматривающие дополнительные гарантии по социальной поддержке в т.ч. лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в собственности не имеет, является лицом, нуждающимся в жилом помещении и на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма не обеспечен. В связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Обязать администрацию Александровского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, перечисленных на указанные цели, приобрести на территории Всеволодо-Вильвенского городского поселения благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м. и предоставить его вне очереди на условиях договора социального найма Мирзояну Сергею Петровичу. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: О.Н.Ёлохова