об обязании произвести перерасчет за освещение МОП



Дело № 2-145/12                                                                                                              

                                                                                                                                                                                                           

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Александровск                                                                                                   02 апреля 2012 г.

Александровский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Шерстобитовой Е.Н.

с участием прокурора Корнельзен О.П.,

при секретаре Ендальцевой О.В.,

с участием представителя ответчика - ООО УК «Наш дом» - Каменских Н.Е.,

рассмотрев гражданское дело поиску прокурора г. Александровска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Наш дом» об обязании произвести перерасчет платы за освещение мест общего пользования,

                                                                     У С Т А Н О В И Л:

В городской суд поступило исковое заявление прокурора г. Александровска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющей компании «Наш дом» (далее по тексту - ООО УК «Наш дом») об обязании произвести перерасчет платы за освещение мест общего пользования гражданам многоквартирного дома по <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ в связи с допущенными нарушениями порядка расчета, обязании ООО УК «Наш дом» в дальнейшем расчет платы по формуле (9) Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 г., гражданам производить при 100% снятии показаний индивидуальных приборов учета.

В обоснование заявленных доводов истец указал на то, что ООО УК «Наш дом», являясь управляющей организацией многоквартирного жилого дома по <адрес> нарушило требования жилищного законодательства, что выразилось в следующем.

В соответствии с ч.2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Проведенной прокуратурой города проверкой установлено, что в многоквартирном доме по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ установлен общедомовой прибор учета электрической энергии.

Общедомовой прибор учета электрической энергии установлен сетевой организацией ОАО <данные изъяты> в соответствии с пунктами 5, 9, 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начисление платы за освещение мест общего пользования жильцам многоквартирного дома по <адрес>, осуществлено на основании показаний общедомового прибора учета. Расчет объема и стоимости электроэнергии на общедомовые нужды и начисление размера платы за электрическую энергию, подлежащую оплате потребителями, осуществляется ОАО «Пермэнергосбыт» на основании агентского договора, заключенного между ООО «Наш дом и ОАО «Пермэнергосбыт».

Согласно ч.1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Жилищного кодекса РФ постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые определяют порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие данных Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Разделом Ш Правил установлен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. Пунктом 14 Правил установлено, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

В соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

При этом, согласно п. 38 Правил в платежном документе помимо прочего производится указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов; объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов, который при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление).

Таким образом, с учетом вышеизложенных положений расчет платы за потребленные коммунальные услуги в виде электроснабжения должен производиться с использованием ежемесячных показаний индивидуальных приборов учета.

Согласно пункту 22 Правил собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного общедомового прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 Правил, то есть исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 23 Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется:

а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Согласно подпункта 1 п. 3 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:

1) размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета определяется по формуле 3, а в помещениях оборудованных приборами учета, определяется по формуле (9).

В соответствии с вышеприведенными нормами жилищного законодательства при расчете платы за электроэнергию за основу принимаются показания общедомовых приборов учета электроэнергии, поставляемой на общедомовые нужды.

Поскольку по многоквартирному дому по <адрес>, в период ДД.ММ.ГГГГ не было произведено 100% снятие показаний индивидуальных приборов учета, формула расчета, указанная в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, не может быть применена, так как достоверно не установлены все показатели, необходимые для расчета по формуле.

Определением Александровского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ОАО «Пермэнергосбыт».

Прокурор в судебном заседании заявленные требования в части возложения на ООО УК «Наш дом» обязанности в дальнейшем расчет платы по формуле (9) Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 г., гражданам производить при 100% снятии показаний индивидуальных приборов учета поддержал, в остальной части производство по делу прекращено в связи с добровольным исполнением.

Представитель ответчика - ООО УК «Наш дом» - Каменских Н.Е., действующий на основании доверенности, не возражает против заявленных требований, пояснил, что будут трудности по исполнению решения.

Представитель соответчика - ОАО «Пермэнергосбыт» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в своем ходатайстве просят рассмотреть дело в отсутствие представителя. Предоставили перерасчет платы за освещение мест общего пользования гражданам многоквартирного дома по <адрес> за период ДД.ММ.ГГГГ

В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя соответчика ОАО «Пермэнергосбыт».

Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные материалы дела, пришел к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно ч.1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы Жилищного кодекса РФ постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые определяют порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие данных Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Разделом Ш Правил установлен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. Пунктом 14 Правил установлено, что расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

В соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

При этом, согласно п. 38 Правил в платежном документе помимо прочего производится указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов; объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов, который при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление).

Таким образом, с учетом вышеизложенных положений расчет платы за потребленные коммунальные услуги в виде электроснабжения должен производиться с использованием ежемесячных показаний индивидуальных приборов учета.

Согласно пункту 22 Правил собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного общедомового прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 Правил, то есть исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 23 Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется:

а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения № 2 к настоящим Правилам.

Согласно подпункта 1 п. 3 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отдельных или всех помещений в многоквартирном доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке:

1) размер платы (руб.) за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение в помещениях, не оборудованных приборами учета определяется по формуле 3, а в помещениях оборудованных приборами учета, определяется по формуле (9).

В соответствии с вышеприведенными нормами жилищного законодательства при расчете платы за электроэнергию за основу принимаются показания общедомовых приборов учета электроэнергии, поставляемой на общедомовые нужды.

В судебном заседании установлено, что в прокуратуру г. Александровска обратилась ФИО4 с заявлением о проведении проверки законности начисления суммы в размере 527,96 рублей за электроэнергию за места общего пользования (л.д. 9).

Согласно договору управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ ООО УК «Наш дом» является управляющей организацией многоквартирного жилого дома по ул<адрес> (л.д. 19-22).

В ходе проверки установлено, что в многоквартирном доме по <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ установлен общедомовой прибор учета электрической энергии.

Общедомовой прибор учета электрической энергии установлен сетевой организацией ОАО <данные изъяты> в соответствии с пунктами 5, 9, 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При проверке правильности произведенных расчетов за потребляемую электроэнергию по многоквартирному дому по <адрес>, установлено, что производя расчет платы за освещение общего пользования, ОАО «Пермэнергосбыт» не располагал полной информацией по расходу электроэнергии в каждой из квартир вышеуказанного многоквартирного дома.

Из сведений, представленных ОАО «Пермэнергосбыт» в прокуратуру г. Александровска в ДД.ММ.ГГГГ. жильцам дома по <адрес>, а также силами сетевой организации ОАО <данные изъяты> были сняты и переданы в адрес ОАО «Пермэнергосбыт» показания 21 квартиры из 32 квартир, в ДД.ММ.ГГГГ показания 24 квартир из 36 квартир, в ДД.ММ.ГГГГ показания 23 квартир из 32 квартир, в ДД.ММ.ГГГГ показания 23 квартир из 32 квартир, в ДД.ММ.ГГГГ показания 23 квартир из 32 квартир, в ДД.ММ.ГГГГ показания 20 квартир из 32 квартир. Таким образом, из 32 квартир многоквартирного дома, оплата за освещение мест общего пользования за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ распределялась в основном на жильцов 20-22 квартир, которые добросовестно исполняли обязанности по предоставлению показаний индивидуальных приборов учета в ОАО «Пермэнергосбыт». При этом, расчет платы за электроэнергию тем жильцам, которые не сообщили показания индивидуальных приборов учета, производится на основании нормативного расхода, что не соответствует требованиям законодательства. Между тем жильцам, жильцам, ежемесячно предоставляющим сведения по расходу электроэнергии в занимаемых ими жилых помещениях, была начислена плата за электроэнергию, которая фактически ими потреблена не была, что противоречит нормам жилищного законодательства (л.д. 11-17).

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начисление платы за освещение мест общего пользования жильцам многоквартирного дома по <адрес>, осуществлено на основании показаний общедомового прибора учета. Расчет объема и стоимости электроэнергии на общедомовые нужды и начисление размера платы за электрическую энергию, подлежащую оплате потребителями, осуществляется ОАО «Пермэнергосбыт» на основании агентского договора, заключенного между ООО «Наш дом и ОАО «Пермэнергосбыт» (л.д.).

Поскольку по многоквартирному дому по <адрес>, в период ДД.ММ.ГГГГ не было произведено 100% снятие показаний индивидуальных приборов учета, формула расчета, указанная в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, не может быть применена, так как достоверно не установлены все показатели, необходимые для расчета по формуле.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, но ответчик не предоставил суду доказательств, опровергающих доводы, изложенные в исковом заявлении.

Таким образом, учитывая все доказательства, имеющиеся в деле, в совокупности, суд считает, что заявленные требования прокурора г. Александровска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Наш дом» (далее по тексту - ООО УК «Наш дом») о возложении на ООО УК «Наш дом» обязанности в дальнейшем расчет платы по формуле (9) Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 г., гражданам производить при 100% снятии показаний индивидуальных приборов учета подлежат удовлетворению, поскольку ответчиком при расчете платы за освещение мест общего пользования гражданам многоквартирного дома по <адрес> за период ДД.ММ.ГГГГ допущены нарушения порядка расчета.

Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций - 4 000 рублей, поэтому судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 4 000,00 рублей подлежат взысканию с ответчика в местный бюджет.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Александровска удовлетворить.

Возложить на Общество с ограниченной ответственностью Управляющую компанию «Наш дом» обязанность в дальнейшем расчет платы по формуле (9) Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 г., гражданам, проживающим в доме по <адрес>, производить при 100% снятии показаний индивидуальных приборов.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании «Наш дом» в доход бюджета муниципального района государственную пошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение тридцати дней.

Председательствующий                                                                                       Е.Н. Шерстобитова