о признании нормативно-правового акта противоречащим законодательству



Дело № 2-176/12                                                                                                              

                                                                                                                                                                                                           

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Александровск                                                                                                               21 марта 2012 г.

Александровский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Шерстобитовой Е.Н.

с участием: прокурора Корнельзен О.П.,

главы Скопкортненского сельского поселения - Стародубец М.П.,

при секретаре Плотниковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Александровска о признании противоречащим законодательству и недействующим в части с момента его принятия нормативного правового акта,

                                                                     У С Т А Н О В И Л:

В городской суд обратился прокурор г. Александровска о признании противоречащим действующему законодательству п. 3 Положения о самообложения граждан Скопкортненского сельского поселения, утвержденного Решением Совета Депутатов Скопкортненского сельского поселения № 14-3 от 20.12.2011 г.

В обосновании заявленных доводов заявитель указал на то, что Решением Совета Депутатов Скопкортненского сельского поселения от 20.12.2011 № 14-3 принято Положение о самообложении граждан Скопкортненского сельского поселения Александровского муниципального района.

Данное Решение в силу положений ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ является нормативно-правовым актом, поскольку издано в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления, действует на территории Скопкортненского сельского поселения, рассчитано на неоднократное применение, направлено на урегулирование общественных отношений.

Решение обнародовано путем размещения текста правового акта в библиотеке п. Скопкортная.

Решение Совета Депутатов от 20.12.2011 № 14- «Об утверждении Положения о самообложении граждан Скопкортненского сельского поселения» в действующей по состоянию на 28.02.2012 редакции не соответствует требованиям действующего законодательства.

Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица - Совета депутатов Скопкортненского сельского поселения - глава администрации Скопкортненского сельского поселения Александровского района - Стародубец М.П., действующая на основании удостоверения, согласилась с заявленными требованиями.

Суд, заслушав прокурора, представителя заинтересованного лица, исследовав представленные материалы дела, пришел к следующему.

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение, Решение в силу положений ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ является нормативно-правовым актом, поскольку издано в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления, действует на территории Скопкортненского сельского поселения, рассчитано на неоднократное применение, направлено на урегулирование общественных отношений.

В судебном заседании установлено, что Решением Совета Депутатов Скопкортненского сельского поселения от 20.12.2011 № 14-3 принято Положение о самообложении граждан Скопкортненского сельского поселения Александровского муниципального района (л.д. 5-9).

Решение обнародовано путем размещения текста правового акта в библиотеке п. Скопкортная.

Решение Совета Депутатов от 20.12.2011 № 14- «Об утверждении Положения о самообложении граждан Скопкортненского сельского поселения» в действующей по состоянию на 28.02.2012 редакции не соответствует требованиям действующего законодательства по следующим основаниям:

- в соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

- на основании ч. 2 ст. 56 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ вопросы введения и использования средств самообложения граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).

Статьей 14 Закона Пермского края «О местном референдуме в Пермском крае» от 14.08.2007 № 86-ПК (далее по тексту Закон № 86-ПК) установлено, что инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам РФ, имеющим право на участие в местном референдуме, избирательным объединениям, иным общественным объединениям, уставы которых предусматривают участие в местном референдуме, а также совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации.

Органы местного самоуправления не обладают полномочиями по изменению установленного законодателем круга субъектов, имеющих право инициировать местный референдум.

В нарушение вышеуказанных требований пунктом 3 Положения о самообложении граждан Скопкортненского сельского поселения, утвержденного оспариваемым Решением, установлено, что инициатива проведения референдума для решения вопросов введения самообложения граждан принадлежит Совету Депутатов и главе администрации Скопкортненского сельского поселения; тем самым незаконно ограничен круг субъектов, которые имеют право инициировать проведение местного референдума по вопросам самообложения граждан.

Таким образом, учитывая все доказательства, имеющиеся в деле, в совокупности, суд считает, что заявленные требования прокурора г. Александровска о признании противоречащим действующему законодательству п. 3 Положения о самообложения граждан Скопкортненского сельского поселения, утвержденного Решением Совета Депутатов Скопкортненского сельского поселения № 14-3 от 20.12.2011 г. подлежат удовлетворению, поскольку действующая редакция решения Совета депутатов № 14-3 от 20.12.2011 (с изменениями от 20.02.2012), ограничивающая круг субъектов, имеющих право инициировать местный референдум, противоречит вышеуказанным положениям законодательства.

Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ.

На производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, распространяются общие положения Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с изъятиями (особенностями), установленными главами 24 - 26 указанного Кодекса.

Поскольку законодательством для указанной категории дел не установлено никаких изъятий из общего правила о распределении судебных расходов между сторонами, положения статьи 98 ГПК РФ применяются и при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов.

Следовательно, государственные органы, органы местного самоуправления в тех случаях, когда они выступают в качестве органов, чьи нормативные правовые акты оспариваются в порядке главы 24 ГПК РФ, оплачивают государственную пошлину на общих основаниях, то есть по правилам статьи 98 ГПК РФ.

Из положений п. 6 ч. 1 чт. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц для организаций - 3 000 рублей.

Таким образом, расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с Скопкортненского сельского поселения в сумме 3000 (три тысячи) рублей 00 копеек в доход бюджета муниципального района.

Иных доказательств в материалы дела не предоставлено.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования прокурора г. Александровска удовлетворить.

Пункт 3 Положения о самообложении граждан Скопкортненского сельского поселения, утвержденного Решением Совета Депутатов Скопкортненского сельского поселения № 14-3 от 20.12.2011 г. (в редакции решения № 4-3 от 20.02.2012 г.)признать противоречащими действующему законодательству.

Взыскать с Скопкортненского сельского поселения Александровского муниципального района в доход бюджета муниципального района государственную пошлину в сумме 3000 (три тысячи) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд Пермского края в течение месяца.

Председательствующий                                                                                          Е.Н. Шерстобитова