Дело № 2 - 230/2012 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Александровск «31» мая 2012 г. Александровский городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Ёлоховой О.Н., с участием прокурора Габовой К.С., при секретаре Пашёвой С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Александровска в интересах Попова Владимира Александровича к администрации Александровского муниципального района Пермского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л: Прокурор г. Александровска обратился в суд с иском в интересах Попова Владимира Александровича к администрации Александровского муниципального района Пермского края о возложении на ответчика обязанности за счет средств бюджета Пермского края приобрести на территории <адрес> благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м. и предоставить его вне очереди на условиях договора социального найма истцу. В обоснование исковых требований прокурором указано, что Попов Владимир Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как до достижения возраста восемнадцати лет он остался без попечения единственного родителя, так как его мать ФИО2 решением Александровского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, сведения об отце в свидетельство о рождении внесены по указанию матери. Постановлением администрации г.Александровска № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Поповым В.А. установлена опека, опекуном назначена ФИО7 Данным постановлением за несовершеннолетним закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. Постановлением администрации г.Александровска № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Попов В.А. направлен в детский дом. Пунктом 3 данного постановления Попов В.А. принят на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что закрепленное жилое помещение сгорело. В соответствии с пунктом 4 указанного постановления признано утратившим силу постановление администрации г.Александровска № от ДД.ММ.ГГГГ Согласно предоставленной архивным отделом администрации Александровского муниципального района копии постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Попову В.А. выписан ордер на квартиру по адресу: <адрес> В дальнейшем указанное постановление отменено постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и жилое помещение по адресу: <адрес>, предоставлено Попову В.А. с учетом членов его семьи. В ходе проверки обращения установлено, что ордер на жилое помещение по адресу <адрес> Поповым В.А. не получен ввиду его нахождения в детском доме. Надлежащим образом предоставленное жилое помещение за Поповым В.А. не закреплялось, контроль за его сохранностью не осуществлялся, так как в органы опеки и попечительства администрацией <адрес> было направлено распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на имя Попова В.А. выписан ордер на квартиру по адресу: <адрес> На основании данного распоряжения Попов В.А. был зарегистрирован по вышеуказанному адресу. Согласно выписке из домовой книги по адресу: <адрес> зарегистрирована семья ФИО10, Попов В.А. членом данной семьи не является, в связи с чем, необоснованно зарегистрирован в указанном жилье. Жилое помещение по адресу: <адрес>, также необоснованно предоставлено Попову В.А., так как последним ордер на указанное жилье не получен, право на обеспечение жилым помещением в соответствии с ФЗ «О дополнительным мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на момент выписки ордера у Попова В.А. не возникло в связи с тем, что он находился в государственном учреждении. Постановление о снятии Попова В.А. с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, не издавалось, в связи с чем, последний считается состоящим на данном учёте. В нарушение требований п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Попов В.А. по возвращению из мест лишения свободы в 2010 г. органами местного самоуправления жилым помещением не обеспечен. В силу изложенного, прокурор в силу ст.45 ГПК РФ обратился в его интересах с настоящим иском в суд. Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержала. Истец Попов В.А. в судебное заседание не явился, извещён судом о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. В своем заявлении истец настаивает на исковых требованиях. Представитель ответчика администрации Александровского муниципального района Пермского края Бутенко Т.В., действующая на основании доверенности, с иском не согласилась. Представитель третьего лица администрации Всеволодо-Вильвенского городского поселения в судебное заседание не явился, извещены судом о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. В своем ходатайстве просят суд рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Суд считает возможным в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившихся истца, представителя третьего лица. Представитель третьего лица Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам Шкарлова О.П., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями согласилась. Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, третьего лица, исследовав материалы дел, считает, что иск обоснован, законен и в силу чего подлежит удовлетворению. Частью третьей статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ. В силу пункта второго ч.2 ст.57 указанного закона вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Абзацем вторым пункта первого ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона, указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ. На основании ст. ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В соответствии с п.п. 2, 3, 15, 16 «Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденными Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22.06.2000 г. дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Из пункта второго Положения «О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства края от 10.08.2006 г. № 16-п, следует, что средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и расходуются ими в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год на приобретение, строительство или реконструкцию жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством. В судебном заседании установлено, что Попов Владимир Александрович родился ДД.ММ.ГГГГ, о чём <адрес> ДД.ММ.ГГГГ произведена запись о рождении №. Сведения об отце ребёнка внесены по указанию матери (л.д.7). Мать истца ФИО2 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Попова В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, ДД.ММ.ГГГГ (л.д.л.д.8-9). Постановлением администрации г.Александровска № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Поповым В.А. учреждена опека. Опекуном несовершеннолетнего назначена ФИО7 В соответствии со ст.60 ЖК РСФСР за Поповым В.А. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д.л.д.10-11). Таким образом, Попов В.А. являлся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку до достижения им возраста восемнадцати лет он остался без попечения единственного родителя - матери ФИО2 Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Попов В.А. направлен в детский дом г. Александровска (л.д.12). Пунктом 3 данного постановления Попов В.А. принят на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что закрепленное за ним жилое помещение по адресу: <адрес>, сгорело. Постановление администрации г.Александровска № от ДД.ММ.ГГГГ признано утратившим силу. Согласно архивной копии постановления главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Попову В.А. выписан ордер на квартиру по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15). В дальнейшем указанное постановление отменено постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение по адресу: <адрес> предоставлено Попову В.А. с учётом членов его семьи (л.д.16). Как следует из объяснений прокурора, ордер на жилое помещение по адресу: <адрес> Поповым В.А. не был получен, поскольку он находился в детском доме. В указанном жилом помещении истец никогда не проживал (л.д.л.д.17-19). Надлежащим образом предоставленное жилое помещение за Поповым В.А. не закреплялось, контроль за его сохранностью не осуществлялся, так как в органы опеки и попечительства администрацией <адрес> было направлено распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на имя Попова В.А. выписан ордер на квартиру по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ На основании данного распоряжения Попов В.А. был зарегистрирован по вышеуказанному адресу. Из выписки из домовой книги по адресу: <адрес> следует, что по указанному адресу зарегистрирована семья ФИО10 (л.д.л.д.22-23). Таким образом, Попов В.А., не являясь членом семьи ФИО10, был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес> Отделением УФМС России по Пермскому краю в г. Александровске от ДД.ММ.ГГГГ сообщено о том, что Попов В.А. зарегистрирован по адресу: <адрес> Из сопроводительного письма администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что решение о снятии Попова В.А. с учёта граждан, нуждающихся в жилом помещении, не принималось (л.д.21). Таким образом, администрацией <адрес> Попову В.А. предоставлялись жилые помещения в момент, когда право на обеспечение жилым помещением в соответствии с ФЗ «О дополнительным мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» у Попова В.А. не возникло, в связи с тем, что он ещё находился в детском учреждении. Ордер на жилое помещение по адресу: <адрес>, Поповым В.А. не был получен ввиду этой же причины. В связи с чем, указанные жилые помещения предоставлялись ему необоснованно. Поскольку Попов В.А. с учёта граждан, нуждающихся в жилом помещении, не был снят, он считается состоящим на данном учёте. Согласно копии приговора мирового судьи судебного участка № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Попов В.А., проживающий по адресу: <адрес>, ранее судим ДД.ММ.ГГГГ приговором <данные изъяты>, освобожден из мест лишения свободы условно-досрочно ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ). После освобождения из мест лишения свободы в ДД.ММ.ГГГГ. Попов В.А. органами местного самоуправления жилым помещением не обеспечен. Как следует из ответов Александровского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ, Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ за истцом право собственности на объекты недвижимого имущества не зарегистрировано (л.д.л.д.47,67). Из чего следует, что Попов В.А. не имеет жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности либо на условиях найма, в приватизации жилья не участвовал, после возвращения из учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, органами местного самоуправления жилым помещением не обеспечен, в связи с чем, является лицом, нуждающимся в жилом помещении. Данное жилое помещение должно предоставляться истцу администрацией Александровского муниципального района Пермского края, исходя из положений ст. 60 ЖК РФ, ст.ст. 5 и 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п. 8 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п. Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в Пермском крае регламентирован Законом Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма». На детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы действие Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК также распространяется (п.9 ст.1 Закона). Частью 3 статьи 9 указанного Закона предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Размер общей площади предоставляемого жилого помещения устанавливается с учетом имеющегося у гражданина (членов его семьи) жилых помещений, принадлежащих ему (им) на праве собственности. Общая площадь жилого помещения, предоставляемого гражданам по договору социального найма на одного человека, не должна быть менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления по месту предоставления жилого помещения. С учетом изложенного, при определении размера общей площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцу, норма предоставления, установленная в <данные изъяты>, не может быть применена, поскольку в соответствии с пунктом 3 ст. 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, составляет 33 кв.м. - для одиноких граждан. Данный закон подлежит применению к рассматриваемым отношениям, поскольку является дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемых жилыми помещениями за счет средств бюджета Пермского края. Поскольку конкретный порядок обеспечения граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которым относится истец, статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не оговорен, действует общий порядок обеспечения жилыми помещениями нуждающихся лиц. Кроме того, Законом Пермского края от 27.04.2012 г. № 31-ПК, действующим с 11.05.2012 г., органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Финансовые средства на осуществление органами местного самоуправления этих полномочий предоставляются местным бюджетам в виде субвенций. Подводя итого вышеуказанному, суд приходит к выводу о том, что Попов В.А., на которого распространяются положения Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-ПК, предусматривающие дополнительные гарантии по социальной поддержке в том числе лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в собственности не имеет, является лицом, нуждающимся в жилом помещении и на день разрешения спора жилым помещением по договору социального найма не обеспечен. В связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Обязать администрацию Александровского муниципального района Пермского края за счет средств бюджета Пермского края, перечисленных на указанные цели, приобрести на территории Всеволодо-Вильвенского городского поселения благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м. и предоставить его вне очереди на условиях договора социального найма Попову Владимиру Александровичу. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: О.Н.Ёлохова