о признании действий незаконными



Дело № 2- 317/2011                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

с у д е б н о г о з а с е д а н и я

г. Александровск                                                                                              30 мая 2011 года

Александровский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Ёлоховой О.Н.,

при секретаре Клименко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по заявлению Попова Александра Владимировича об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти,

у с т а н о в и л:

Попов А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти.

     В обоснование своих требований Поповым А.В. указано, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился к министру социального развития Пермского края с вопросом, исполнено ли в отношении него указание, содержавшееся в письме Федерального агентства по здравоохранению и социального развития (далее - Росздрав, исх. от ДД.ММ.ГГГГ), в соответствии с которым органам субъектов РФ предписывалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить поименный список лиц, имеющих право на получение автотранспорта, которые поставлены на учет в органах социальной защиты населения до ДД.ММ.ГГГГ согласно прилагаемой форме, был ли он включен в список очередников, имеющих право на получение транспортного средства в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и вставших на учёт в органах социальной защиты Пермского края. В случае, если письмо Росздрава от ДД.ММ.ГГГГ надлежащим образом исполнено не было, в своём обращении Попов А.В. заявил о необходимости включения его в дополнительный список и направления его в Минсоцздрав РФ. Попов А.В. полагает, что основанием включения его в указанный список являются те обстоятельства, что вплоть ДД.ММ.ГГГГ. в федеральных нормативных актах не содержалось нормы, которая бы устанавливала, что получение автомобиля влечёт снятие инвалида с учёта, а также наличие в приложении к письму от ДД.ММ.ГГГГ Росздрава графы , поименованной «Обеспечивался ли ранее транспортным средством (когда, каким). Министерство социальной защиты <адрес> надлежащим исполнением указанного письма должны были обеспечить выполнение государством длящихся правоотношений между заявителем и государством. ДД.ММ.ГГГГ заместитель министра ФИО3 в исходящем сообщила заявителю о том, что Федеральный закон №122-ФЗ от 22.08.2004 г. отменил замену автомобилей для всех категорий инвалидов. Попов А.В. указал, что право инвалидов на получение (замену) автомобилей Федеральный закон №122-ФЗ исключил для всех инвалидов, ставших таковыми после вступления в силу указанного закона и не может распространяться на тех, кто вступил с государством в длящиеся правоотношения до ДД.ММ.ГГГГ и вставших на соответствующий учёт до указанной даты. Заявитель полагает, что незаконными действиями (бездействием) органа государственной власти отмена меры социального обеспечения, предусмотренной законом «О ветеранах» и гарантированной частью 1 ст. 39 Конституции РФ, привела к ущемлению его прав, что не допускается Конституцией РФ. Кроме того, сохранение прав, возникших до ДД.ММ.ГГГГ, прямо закреплено в ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ., а также в письме Росздрава от 27.05.2005 г. № 10-11/08-6705, в котором указано, что полномочия, которые органы социальной защиты населения осуществляли до вступления в силу Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ в отношении инвалидов, получивших транспортные средства по линии этих органов до ДД.ММ.ГГГГ, должны осуществляться этими органами и в дальнейшем в порядке, действовавшем ранее. Определением Конституционного Суда РФ от 17.07.2007 г. №624-0-П. по жалобе гр. ФИО4 подтверждено право на замену автомобилей, полученных в качестве технических средств реабилитации, которое исключает любое иное толкование этой нормы. ФИО3 заявителю не дан ответ на поставленный вопрос о том, был ли включен заявитель в список при исполнении письма Росздрава. ФИО1 полагает, что указанное обстоятельство является нарушением п.4 ч. 1 ст.10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ. Органом государственной власти мер, направленных на восстановление права состоять в списках инвалидов, направлявшихся в Росздрав во исполнение вышеуказанного письма, не было предпринято, что является нарушением п.3 ч. 1 ст.10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». На направленную заявителем жалобу о бездействии ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ последовала отписка и.о. заместителя министра ФИО6 , в которой заявителю повторно была предоставлена не полная информация о том, что Федеральным законом №122-ФЗ отменены нормы законов «О ветеранах» в части предоставления транспортных средств инвалидам всех категорий, а также указано, что на федеральном уровне были определены обязательства выдать спецавтотранспорт только тем инвалидам, которые не реализовали своё право. Кем, когда и в каком нормативном акте было закреплено указанное положение в своём письме ФИО7 не пояснила. Также в письме сообщено о том, что в списках, направленных в Министерство здравоохранения и социального развития РФ в ДД.ММ.ГГГГ. заявитель отсутствует, отсутствие заявителя в списках ФИО7 объяснила тем, что на ДД.ММ.ГГГГ срок эксплуатации его автомобиля составлял 3 года. Заявитель полагает данный вывод несостоятельным, поскольку форма списков, являющихся приложением к письму Росздрава, никаких ограничений по срокам получения автомобилей не содержит, в результате не обоснованного никаким нормативным актом исключением из списков лиц, ранее получавших автомобили, нарушаются права на замену автомобилей в порядке длящихся правоотношений, предусмотренных со ст. 153 Федерального закона №122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Повторное письмо содержало просьбу принять исчерпывающие меры по исправлению создавшейся ситуации, в результате которой нарушено законное право по замене автомобиля (по истечении срока его эксплуатации) в соответствии с определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П. по жалобе гр. ФИО4 Таким образом, Министерством социального развития <адрес> было допущено повторное нарушение требований, закреплённых в п.п.3-4 части 1 ст.10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Заявитель вновь обратился с заявлением о проверке правильности составления списков при исполнении письма Росздрава от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ), на которое по существу ответа не получено. По мнению и.о. заместителя министра ФИО7 пытается перевести ответственность за ненадлежащее исполнение письма Росздрава с краевого министерства на подчинённые нижестоящие (районные) органы соцзащиты, информацию, полученную из этих органов, но не обоснованную соответствующим нормативным актом, ФИО7 указывает в качестве причины, по которой его фамилия не была включена в списки очередников, в своем ответе она ссылается на закон «О социальной защите инвалидов в РФ», хотя основанием для получения автомобиля является закон «О ветеранах». В письме ФИО6 указано, что в архивном деле заявителя отсутствует информация о снятии его с учёта как лица, нуждающегося в обеспечении транспортным средством. По мнению заявителя указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что министром социального развития <данные изъяты> систематически не исполняются требования, предусмотренные п.п.3-4 ч.1 ст.10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ, а также предоставляется неполная информация, неправомерными действиями сотрудников министерства при составлении списков в ДД.ММ.ГГГГ., при формировании федерального реестра инвалидов, имеющих право на получение (в том числе и замену автомобилей), не исполнением обязанностей, предписанных письмом Росздрава от ДД.ММ.ГГГГ , а так же продолжающимся бездействием со стороны министра не было обеспечено исполнение длящихся правоотношений, предусмотренных ст. 153 Федерального закона №122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, а также не обеспечивается исполнение определения Конституционного Суда РФ №624-0-П от 17.07.2007 г., в результате допущенных нарушений не обеспечено соблюдение его права по своевременной замене автомобиля в связи с истечением в июле 2009 г. срока его эксплуатации. В силу изложенного Попов А.В. просит суд признать незаконными действия сотрудников министерства социального развития Пермского края при исполнении письма заместителя руководителя Росздрава ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ при составлении списков в ДД.ММ.ГГГГ., не включивших его фамилию в список лиц, имеющих право на получение автомобилей, а затем - в федеральный реестр; признать незаконным бездействие министра социального развития Пермского края, которым нарушаются требования, предусмотренные п.п.3-4 ч. 1 ст.10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ; обязать министра социального развития Пермского края в соответствии со ст. 258 ГПК РФ в полном объёме устранить допущенное нарушение и обеспечить по отношению к заявителю исполнение длящихся правоотношений, предусмотренных ст. 153 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 г., а также исполнение в отношении заявителя определение Конституционного Суда РФ №624-0-П от 17.07.2007 г. и выделить заявителю новый автомобиль; взыскать с Министерства социального развития Пермского края судебные расходы по оплате юридических услуг в сумме 2 000 рублей, почтового сбора в сумме 115 рублей.

Заявитель Попов А.В. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивает.

Представитель з-лица Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, извещены судом о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. В своем ходатайстве просят суд рассмотреть дело в отсутствие их представителя. В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя з-лица.

В направленном в суд возражении на заявление Попова А.В. представитель Министерства социального развития Пермского края указала, что з-лицо возражает против заявленных Поповым А.В. требований по следующим основаниям. Указом Президента РФ от 06.05.2008 г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов» предусмотрено инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, инвалидам с детства и детям-инвалидам, которые на ДД.ММ.ГГГГ стояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, в ДД.ММ.ГГГГ. взамен предоставления легкового автомобиля выплатить единовременную денежную компенсацию в размере 100 000 рублей. По информации территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Александровскому и Кизеловскому муниципальным районам Попов А.В. был обеспечен спецавтотранспортом в ДД.ММ.ГГГГ срок эксплуатации которого на ДД.ММ.ГГГГ не истек. В связи с чем, полагают, что у органов социальной защиты населения отсутствовали основания для включения Попова А.В. в список очередников, имеющих право на получение транспортного средства в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и вставших на учет в органах социальной защиты населения Пермской области до ДД.ММ.ГГГГ Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов» и Федеральному закону от 24.11.2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» федеральные денежные средства на цели обеспечения инвалидов транспортными средствами и денежной компенсации за них выделялись только на 2008 и 2009 годы. Федеральным законом главным распорядителем данных денежных средств было определено Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Однако из федерального бюджета средства не выделяются на эти цели с января 2010 года. В настоящее время обеспечение инвалидов транспортными средствами либо выплатами единовременной денежной компенсации взамен предоставления автомобиля не осуществляется в силу действующего законодательства. В связи с тем, что предоставление мер социальной поддержки инвалидов относится к расходным обязательствам Российской Федерации считают, что в качестве заинтересованных лиц по настоящему делу необходимо привлечь Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального Казначейства по Пермскому краю и Министерство финансов Пермского края. В бюджете Пермского края финансовые средства на обеспечение транспортными средствами инвалидов или выплату единовременной денежной компенсации не заложены. С требованием Попова А.В. о признании незаконным бездействия министра социального развития Пермского края не согласны, считают, что рассмотрение обращений Попова А.В. осуществлялось в рамках действующего законодательства.

Представитель з-лица ТУ Министерства социального развития <данные изъяты> ФИО9, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражает против заявленных Поповым А.В. требований. Пояснила, что список лиц, невключение в который оспаривает заявитель, формировался на основании Указа Президента РФ от 06.05.2008 г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов». В настоящее время Указ Президента РФ исполнен полностью.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статей 254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Заявитель обратился в суд с заявлением в порядке гл.25 ГПК РФ об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти.

Вместе с тем, из заявления Попова А.В. усматривается наличие спора о праве заявителя на включение в список лиц, имеющих право на получение автомобиля, о выделении заявителю нового автомобиля, который подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

Как установлено частью третьей ст. 247 ГПК РФ в случае, если при подаче заявления об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований ст. 131-132 ГПК РФ. В случае, если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья возвращает заявление.

Таким образом, спор о праве не может быть предметом рассмотрения в порядке гл. 25 ГПК РФ и подлежит разрешению по правилам искового производства.

Частью четвертой ст.1 ГПК РФ предусмотрено, что в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона).

Исходя из того, что при рассмотрении дела в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, выявилось наличие спора о праве, подведомственного суду, суд полагает возможным применить по аналогии часть третью ст. 263 ГПК РФ, в соответствии с которой в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства.

Руководствуясь ч.4 ст.1, ч.3 ст.263, ч.3 ст.247, ГПК РФ суд

                                                         о п р е д е л и л :

Заявление Попова Александра Владимировича об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти оставить без рассмотрения.

Разъяснить заявителю его право разрешить спор в порядке искового производства.

Определение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение десяти дней.

Судья:                                                                                                      О.Н.Ёлохова