о признании акта несоответствующим законодательству



Дело № 2-310/11

                                                                РЕШЕНИЕ

                                                 Именем Российской Федерации

Г. Александровск                                                                                                «25» мая 2011г.

Александровский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Ёлоховой О.Н.,

при участии прокуроров Шмырина Е.П., Корнельзен О.П.,

при секретаре Клименко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

прокурора г. Александровска о признании решения Александровского городского поселения от 21.03.2011г. № 1 «О структуре Думы Александровского городского поселения» не соответствующим законодательству и недействующим с момента его принятия,

                                                у с т а н о в и л:

Прокурор г. Александровска обратился в суд с заявлением о признании решения Думы Александровского городского поселения от 21.03.2011г. № 1 «О структуре Думы Александровского городского поселения» не соответствующим законодательству и недействующим с момента его принятия.

Мотивируя свои требования тем, что решением Думы АГП от 21.03.2011г. №1 утверждена структура Думы Александровского городского поселения. Решение Думы является нормативно - правовым актом, принято депутатами представительного органа в пределах своей компетенции, т.е. управомоченным органом местного самоуправления, действует на территории Александровского городского поселения, рассчитан на неоднократное применение, направлен на урегулирование общественных отношений. Между тем, в нарушении указанных норм закона в пункте 2 Решения Думы АГП от 21.03.2011г №1 « О структуре Думы АГП» установлено, что решение Думы вступает в силу с момента его принятии и соответственно в настоящее время оно не опубликовано в установленном порядке, что является основанием для признания его недействующим. Помимо этого, в соответствии со ст. 6 ФЗ РФ «О муниципальной службе в РФ» должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, которая образуется в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, или лица, замещающего муниципальную должность. Должность муниципальной службы устанавливается муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта РФ. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации. Реестр должностей муниципальной службы в Пермском крае утвержден Законом Пермского края «О реестре должностей муниципальной службы в Пермском крае» от 01.07.2009г. № 465-ПК. Согласно ст.2 указанного Закона должности муниципальной службы в муниципальных образованиях Пермского края устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с указанным Реестром. В соответствии со ст. 21 Устава АГП Дума АГП является представительным органом поселения, наделенным Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения поселения. Перечень наименований должностей муниципальной службы в представительном органе муниципального образования утвержден подразделом 1 разделом 2 Реестра. Согласно данному перечню, в представительном органе муниципального образования учреждаются следующие должности:

Главная должность муниципальной службы:

Начальник управления в составе аппарата представительного органа муниципального образования;

Заместитель начальника управления в составе аппарата представительного органа муниципального образования; Начальник (заведующий) отдела в составе аппарата представительного органа муниципального образования;

Ведущая должность муниципальной службы:

Начальник (заведующий) сектора в составе аппарата представительного органа муниципального образования;

Заместитель начальника (заведующего) отдела в составе аппарата представительного органа муниципального образования;

Начальник (заведующий) отдела в составе управления в составе аппарата представительного органа муниципального образования;

Заместитель начальника (заведующего) отдела в составе управления в составе аппарата представительного органа муниципального образования;

Начальник (заведующий) сектора в составе отдела;

Консультант; Референт;

Старшая должность муниципальной службы:

Главный специалист; ведущий специалист;

Младшая должность муниципальной службы:

Специалист 1-категории;

Специалист 2-й категории;

Специалист.

Таким образом, законодательством учреждение в структуре представительного органа, т.е. в Думе Александровского городского поселения, должностей советника и управляющего делами не предусмотрено. Протест прокурора решением Думы АГП от 01.04.2011г. №11 отклонен.

В судебном заседании прокуроры Корнельзен О.П., Шмырин Е.П., заявленные требования поддержали.

3- лицо - представитель Думы АГП, действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что оспариваемое решение не обладает признаками нормативного характера, поскольку не содержит в себе правовых норм обязательных для неопределенного круга лиц, т.к. адресовано конкретным должностным лицам и органам главе АГП, депутатам Думы АГП. Кроме того, считают, что решение не затрагивает права, свободы и обязанности гражданина, следовательно, вступают в силу с момента его принятия. Глава городского поселения в соответствии с Уставом АГП замещает выборную муниципальную должность, входит в состав Думы поселения и исполняет полномочия председателя Думы. Таким образом, глава АГП являясь самостоятельным органом местного самоуправления, также входит в состав другого органа местного самоуправления - Думы АГП. В силу ст. 35 ФЗ « Об общих принципах местного самоуправления в РФ» Дума вправе самостоятельно организовывать свою деятельность любыми незапрещенными законом способами. Включив в структуры Думы должность советника главы АГП, Дума организовала деятельность главы АГП, замещающего муниципальную должность и входящего в состав Думы, по своему усмотрению в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы Пермского края и реестром должностей муниципальной службы АГП.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования обоснованны и законны и подлежат удовлетворению.

В силу ч.1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с частью 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При обращении прокурора в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта в соответствии с требованиями статьи 251 ГПК РФ от него не требуется указания данных конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом.

В судебном заседании установлено, что решением Думы Александровского городского поселения от 21.03.2011г. утверждена структура Думы Александровского городского поселения согласно приложению № 1. Также пунктом 2 Решения установлено, что Решение вступает в силу с момента его принятия. Согласно приложению № 1 в штатном расписании представительного органа, т.е. Думы АГП введены муниципальные должности Советника главы Александровского городского поселения и Управляющего делами Думы Александровского городского поселения.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона « О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007г. № 25-ФЗ должность муниципальной службы -должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливается муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарат избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

Согласно ст. 7 указанного закона реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименование должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправлении, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

Однако, согласно подраздела I раздела II Закона Пермского края от 01.07.2009г. № 465-ПК «О реестре должностей муниципальной службы в Пермском крае» в перечне наименований должностей муниципальной службы в представительном органе муниципального образования наименование должности управляющего делами и советника главы отсутствует.

Таким образом, учитывая, что должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ, следовательно, решение Думы АГП от 21.03.2011г. об утверждение в представительном органе Александровского городского поселения должностей советника главы АГП и управляющего делами Думы АГП, не соответствует требованиям закона.

Кроме того, суд полагает, что при издании оспариваемого нормативного правового акта нарушены правила введения в его действие, в частности, правила опубликования, поскольку указанное решение было опубликовано в Информационном бюллетене № 2 от 29.04.2011г. без приложения № 1, в котором указана структура Думы АГП.

Согласно ст. 47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают с законную силу в порядке, установленном Уставом муниципального образования, за исключением нормативных актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) Порядок опубликования муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено законом.

В силу ч.1 ст.53Устава АГП правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) и вступают в силу после их официального опубликования.

Также согласно пунктов 1,2 ч.1 ст. 49 Устава АГП Дума поселения по вопросам, отнесенным к её компетенции федеральными законами, законами Пермского края настоящим Уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории поселения и решения по вопросам организации деятельности Думы.

В силу частей 1, 2 ст. 16 Регламента Думы АГП, утвержденного решением Думы от 27.01.2006г. № 35, Дума принимает на своих заседаниях решения, которые оформляются в виде решений и постановлений.

Решение - нормативно правовой акт общего характер, направленный на урегулирование определенного вида общественных отношений, адресованный неопределенному кругу лиц и рассчитанный на неоднократное применение. Решение принимается по вопросам местного значения в соответствии с представленными законодательством полномочиями и в пределах компетенции представительного органа.

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм, суд приходит к выводу, что решение Думы АГП от 21.03.2011г. является нормативным правовым актом, т.к. содержит все существенные признаки, характеризующие его как нормативный правовой акт, поскольку издано в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, наличие в нем правовых норм (правил поведения) обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направлен на урегулирование общественных отношений, следовательно, его опубликование без приложения № 1 является основанием для признания такого нормативного акта недействующим с момента его принятия.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                         Р Е Ш И Л:

Признать решение Думы Александровского городского поселения от 21.03.2011г. №1 «О структуре Думы Александровского городского поселения» не соответствующим законодательству и недействующим с момента его принятия.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский горсуд в 10 дней.

Председательствующий:                                                        О.Н.Ёлохова