Дело № 12-29/2011г. Р Е Ш Е Н И Е г. Александровск 6 июня 2011 г. Судья Александровского городского суда Пермского края Заварухина Н.М., при секретаре Ендальцевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица МДОУ «Детский сад № 10» на постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору по Александровскому муниципальному району ФИО4 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. в отношении МДОУ «Детский сад № 10» по ч.2 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, у с т а н о в и л : ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором по пожарному надзору по Александровскому муниципальному району ФИО3 в отношении МДОУ «Детский сад № 10» по результатам проверки был составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ. В вину данному учреждению вменялось совершение в здании и помещениях муниципального дошкольного образовательного учреждения по адресу: <адрес>, нарушений следующих требований пожарной безопасности: - не оборудовано аварийное освещение /эвакуационное и освещение безопасности) путей эвакуации из здания (СНиП 23-05-95* п. 7.61, п. 7.62; - перед началом отопительного сезона не обеспечена проверка отопительных печей на исправность (ППБ 01-03 п. 65). Постановлением главного государственного инспектора по пожарному надзору по Александровскому муниципальному району ФИО4от ДД.ММ.ГГГГ МДОУ «Детский сад № 10»признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей. Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель МДОУ «Детский сад № 10» - заведующая Насибуллина М.П.. просит об отмене постановления. В обоснование своей жалобы она указывает, что у детского сада отсутствуют денежные средства. Денежные средств выделяются детскому саду управлением образования в строго ограниченных пределах, финансирование явно недостаточное. В предписании сроки устранения допущенных нарушений указаны до ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании законный представитель МДОУ«Детский сад № 10» заведующая Насибуллина М.П. доводы жалобы поддержала. Дополнила, что вину в совершении административного правонарушения не признает. Ранее к детскому саду таких требований не предъявлялось, кроме предложения провести проверку отопительных печей перед началом отопительного сезона. В виду отсутствия в городе служб, в которых имелись бы специалисты по печному отоплению, она приглашала частным образом печников, которые проверяли печи и признавали их хорошее состояние. В настоящее время она заключает договор с <данные изъяты>» на осмотр печей. Выявленные нарушения являются результатом недостаточного финансирования. Главный государственный инспектор по пожарному надзору по Александровскому муниципальному району ФИО4, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился по производственным причинам, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Госпожнадзора. Суд, заслушав объяснения законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, приходит к следующему. В соответствии с частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32,11.16 настоящего Кодекса, совершённое в условиях особого противопожарного режима юридическими лицами, влечёт наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Согласно части 1 статьи 38 вышеуказанного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Как следует из ст.37 названного закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Кроме того, Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18.06.2003 г., установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В силу п. 10 указанных Правил собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. МДОУ «Детский сад № 10», имея в законном владении здание детского сада, обязано соблюдать требования пожарной безопасности. Приказом Гособразования СССР № 541 от 04.07.1989 года (с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ от 27.07.2006 N ГКПИ06-595) утверждены и введены в действие «Правила пожарной безопасности» для общеобразовательных школ, профессионально - технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений ППБ 101-89, согласно которых «1.2. Руководители, учителя, воспитатели, преподаватели, обслуживающий персонал и другие работники детских учреждений (далее - работники детских учреждений), а также учащиеся и воспитанники обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации людей и тушению пожара. 1.3. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности детских учреждений несут их руководители - директора, заведующие. 1.4. Руководитель детского учреждения обязан: а) обеспечить выполнение настоящих Правил и осуществлять контроль за соблюдением установленного противопожарного режима всеми работниками, учащимися и воспитанниками, принимать срочные меры для устранения отмеченных недостатков…» Из материалов административного дела установлено, что органом государственного надзора в области пожарной безопасности - отделением надзорной деятельности по Александровскому муниципальному району на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ начальника отделения была проведена плановая выездная проверка МДОУ «Детский сад № 10» в здании и помещениях данного учреждения по адресу: <адрес> и выявлены нарушения пожарной безопасности, указанные выше. Выявленные нарушения подтверждаются предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ со ссылкой на нарушение юридическим лицом норм и правил, регламентирующих требования, предъявляемые к пожарной безопасности. Состав правонарушения, предусмотренного ст.20.4 КоАП РФ, является формальным, а потому ответственность за его совершение применяется вне зависимости от наступления ущерба или иных вредных последствий. Однако суд приходит к выводу, что вина юридического лица отсутствует, поскольку достоверно установлено то, что детский сад был принят к новому учебному ДД.ММ.ГГГГ, а на соответствие новым требованиям пожарной безопасности и на проверку печей перед отопительным сезоном дополнительных средств детскому саду не выделялось и считает, что юридическим лицом (детским садом) были приняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных правил. Согласно ст.1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с подпунктом 11 п.1 ст.14 Закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района является вопросом местного значения и возложена на органы местного самоуправления муниципального района. В силу п.2 ст.18 вышеназванного закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). Таким образом, из материалов дела следует, что администрация детского сада не имела реальной возможности для переоборудования пожарной безопасности в соответствии с новыми предъявляемыми требованиями, и, следовательно, отсутствует ее вина в совершении административного правонарушения, а соответственно, и состав административного правонарушения. Кроме того, суд также учитывает, что сроки, установленные предписанием для устранения выявленных нарушений противопожарной безопасности, установлены до ДД.ММ.ГГГГ Согласно ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по административному правонарушению не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. На основании изложенного суд приходит к выводу о прекращении дела об административном правонарушении. Руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, р е ш и л : Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 10» прекратить по основанию, предусмотренному п.2 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть за отсутствием состава административного правонарушения. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение десяти дней после его получения. Судья Н.М.Заварухина