Решение об обеспечении жилой площадью



№2-100/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ст. Алексеевская 27 апреля 2011 г.

Алексеевский районный суд Волгоградской области в составе

председательствующего судьи Скулова С.П.,

с участием помощника прокурора Алексеевского района Волгоградской области Похомова А.С.,

истца Атарщиковой А.А.

представителя ответчика администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области Баюрова В.В.,

представителя органа опеки и попечительства администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области Алексеевой А.В.,

при секретаре Казимагомедовой А.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алексеевского района Волгоградской области в интересах Атарщиковой А.А. к администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области об обеспечении жилой площадью,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Алексеевского района Волгоградской области обратился в суд с иском в интересах Атарщиковой А.А. к администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области об обеспечении жилой площадью, указывая на то, что прокуратурой Алексеевского района проведена проверка деятельности администрации Алексеевского муниципального района в части исполнения требований Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в ходе которой установлено, что Потрясова А.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ней закреплено право пользования и проживания в домовладении в ... ... ., после регистрации брака, Потрясовой А.А. присвоена фамилия Атарщикова.

Комиссией по обеспечению жилищных условий граждан администрации Реченского сельского поселения Алексеевского муниципального района проведено обследование жилищных условий Атарщиковой А.А., по результатам которого Распоряжением администрации Реченского сельского поселения от . № Атарщикова А.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Вместе с тем, до настоящего времени Атарщикова А.А. жилым помещением не обеспечена.

В связи с этим прокурор Алексеевского района просит обязать администрацию Алексеевского муниципального района обеспечить Атарщикову А.А. вне очереди жилой площадью в соответствии с установленными нормативами, в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Истец Атарщикова А.А. также поддерживает заявленные требования и просит удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Алексеевского муниципального района Баюров В.В. возражает против заявленных требований по тем основаниям, что, согласно постановлению администрации Волгоградской области от . № «об утверждении Порядка расходования и учета субвенций из областного фонда компенсаций на осуществление государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выплате вознаграждения приемным родителям, предоставлению им мер социальной поддержки», для определения размера субвенций при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период органы местного самоуправления ежегодно до 1 июня предоставляют в Комитет по образованию Администрации Волгоградской области сведения по установленной форме для получения субвенций на социальные выплаты в отношении детей-сирот.

Указанный срок необходим, чтобы предусмотреть законом Волгоградской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период соответствующий размер субвенций.

Атарщикова А.А. признана нуждающейся в предоставлении жилья по договорам социального найма в 2011 году и, в соответствии с указанными положениями, денежные средства на приобретение жилья могут быть предусмотрены в бюджете Волгоградской области только в 2012 году.

В 2011 году соответствующих субвенций на приобретение жилья для Атарщиковой А.А. в бюджет муниципального района не поступало, в связи с чем предоставление ей жилья возможно только после выделения соответствующих субвенций в 2012 году.

Представитель органа опеки и попечительства администрации Алексеевского муниципального района Алексеева А.В. возражает против заявленных требований по тем же основаниям.

Суд, выслушав участников процесса, и изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с Законом Волгоградской области от 15 декабря 2005г. № 1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных и муниципальных учреждениях Волгоградской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются органами местного самоуправления муниципального района или городского округа жилой площадью по месту жительства.

При этом, согласно пункта 2.3 указанной статьи, учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения на территории муниципального образования ведут органы местного самоуправления муниципального района или городского округа.

Так, согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта РФ, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, указанным в части 3 данной статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Жилищным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта РФ.

Из абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведенными законоположениями следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется также органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, Конституция Российской Федерации, закрепляя основы конституционного строя Российской Федерации, устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации признается и гарантируется, в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти (статья 12).

Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130, часть 1), оно гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133), его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).

Из статьи 132 Конституции Российской Федерации, следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем – федеральным или субъекта РФ, и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В соответствии с частью 6 статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий. Согласно части 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.

В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Такой порядок является обязательным во всех случаях. Соответственно, частью 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Из распоряжений администрации Алексеевского муниципального района от . № и от . № следует, что родители Потрясовой А.А. лишены родительских прав, и над ней установлена опека.

В соответствии со свидетельством о заключении брака, Потрясова А.А. . заключила брак с Атарщиковым А.Н., после регистрации брака ей присвоена фамилия Атарщикова.

Согласно свидетельства о рождении, у Атарщиковой А.А. . родился сын – Атарщиков К.А.

Из справки о составе семьи от ., следует, что состав семьи Атарщиковой А.А. составляет 3 человека.

Согласно уведомлению Алексеевского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, справки Алексеевского филиала Волгоградского областного ГУП БТИ, справки администрации Реченского сельского поселения, Атарщикова А.А. не владеет на праве собственности недвижимым имуществом, участия в приватизации жилого фонда не принимала, личного подсобного хозяйства и земельного участка не имеет, нигде не работает.

В соответствии с распиской, заявление Атарщиковой А.А. о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий было принято администрацией Реченского сельского поселения ..

Из выписки из похозяйственной книги администрации Реченского сельского поселения и акта обследования жилищных условий от ., следует, что Атарщикова А.А. с семьей проживает в ... .. жилом доме из 2-х комнат, площадью ... кв.м. Количество проживающих лиц – 4 человек.

В соответствии с распоряжением Администрации Реченского сельского поселения Алексеевского муниципального района от . №, семья Атарщиковой А.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Из представленных ответчиком сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в Алексеевском муниципальном районе в 2011 году, следует, что на учете стоит 8 лиц, однако Атарщикова А.А. в их число не входит. Согласно сведений для определения размера субвенций на обеспечение жильем детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, направленных ответчиком в Комитет по образованию администрации Волгоградской области ., на 2011 год предоставлялись сведения о наличии на учете 8 лиц, на 2012 год – 6 лиц, 2013 год – 4 лица.

Вместе с тем, указанные положения не ставят реализацию права граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.

Кроме того, право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм, не может быть поставлено в зависимость от объема выделенных финансовых средств, а также наличия либо отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, и может быть возложено на органы местного самоуправления, которые в свою очередь вправе компенсировать понесенные затраты за счет средств соответствующего бюджета в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.

В связи с этим, суд находит возражения представителя ответчика необоснованными и полагает необходимым удовлетворить заявленные требования, возложив на ответчика обязанность обеспечить Атарщикову А.А. жилым помещением.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Алексеевского района Волгоградской области в интересах Атарщиковой А.А. к администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области об обеспечении жилой площадью, удовлетворить.

Обязать администрацию Алексеевского муниципального района Волгоградской области обеспечить Атарщикову А.А., . года рождения, вне очереди жилой площадью в соответствии с установленными нормативами, в течение 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд, через Алексеевский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение изготовлено машинописным текстом в совещательной комнате.

Судья С.П. Скулов