О признании противоречащим федеральному законодательству и недействующими отдельных норм Положения



Дело № 2-744/2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Алдан [Дата] года

Судья Алданского районного суда РС (Я) Топоркова С.А.,

С участием помощника прокурора Алданского района РС (Я) Корчинского В.С.,

При секретаре Старцевой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Организация 1 о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими норм Положения «ОБ осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья», утвержденного Решением XII сессии ....... Совета [Номер] от [Дата],

У С Т А Н О В И Л:

В Алданский районный суд РС (Я) с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими норм Положения «Об осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья», утвержденного Решением XII сессии ....... Совета [Номер] от [Дата], обратился прокурор Организация 1, в обоснование указав, что Организация 1 проведена проверка на предмет соответствия федеральному законодательству нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды и природопользования, принятых органами местного самоуправления ......., в ходе которой выявлен нормативный акт, не соответствующий действующему законодательству. На заседании XII сессии ....... Совета депутатов принято Решение [Номер] от [Дата] «Об утверждении Положения «Об осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья», которое обнародовано [Дата] путем вывешивания на стенды официальной информации, установленных в зданиях филиалов Организация 2 в соответствии со ст. 51 Устава Организация 3. П. 1 Решения утверждено Положение «Об осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья». Отдельные нормы данного Положения противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям: В разделе 2 Положения раскрываются основные понятия и термины, содержащиеся в данном нормативном акте. В качестве понятия «водный объект» указывается, что это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах имеющее границы, объем и черты водного режима. В соответствии с п. 14 ст. 1 Водного кодекса РФ под использованием водных объектов (водопользование) понимается использование различными способами водных объектов для по учету, ежегодному техническому освидетельствованию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных мостов, выдачу разрешений на эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, переправ и наплавных мостов, а также разрешений на пользование пляжами, незаконны также положения раздела 4, пп. 5.3.1, 5.3.2 раздела 5, чем нарушается компетенция РФ и РС (Я), ограничиваются права и законные интересы граждан и юридических лиц в части равного и бесплатного доступа к водным объектам общего пользования и на осуществление хозяйственной и иной деятельности на водных объектах РС (Я). [Дата] в адрес председателя Организация 4 принесен протест на противоречащие положения указанного Решения. До настоящего времени представительным органом протест прокурора в установленном порядке не рассмотрен, а противоречащие положения нормативного акта не отменены. Просят признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими Раздел 2 Положения в части использования в нормативном акте понятий «водный объект», «пользование водными объектами (водопользование)», «лицензия на водопользование», Раздел 4 Положения «Об осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья», п. 5.3.1 Раздела 5 в части установления полномочий органов местного самоуправления по «ограничению, приостановлению и запрещению использования водных объектов для использования ледовыми и паромными переправами, наплавными мостами», п. 5.3.2 Раздела 5 Положения, утвержденного ....... Совета [Номер] от [Дата]

В судебном заседании прокурор Алданского района РС (Я) Корчинский В.С. поддержал заявленные требования в полном объеме, пояснил, что в ФЗ [Номер] имеется ввиду только использование водных объектов для личных и бытовых нужд.

Представитель Организация 4, Организация 3 Пак Д.Н. (по доверенностям) с заявлением не согласен, показал, что по разделу 2 по формулировке основных понятий согласны с требованиями прокурора, однако не согласны с требованиями по разделу 4, пп. 5.3.1, 5.3.2 раздела 5 рассматриваемого Положения, т.к. не вторгаются в компетенцию, просто продублировали Постановление Правительства РС (Я), что не означает, что вторгаются в компетенцию федеральных органов и субъекта РФ. По ФЗ [Номер] к полномочиям органов местного самоуправления относятся полномочия по охране жизни и здоровья. В Положении нет указания на полномочия только в области использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

Суд, изучив и проанализировав материалы дела, заслушав прокурора и участников процесса, а также заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявление, т.к. нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Алданского района РС (Я), изложенных в заявлении, по следующим основаниям:

В ходе судебного разбирательства установлено, что Организация 1 проведена проверка на предмет соответствия федеральному законодательству нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды и природопользования, принятых органами местного самоуправления ....... РС (Я).

Из материалов дела следует, что на заседании XII сессии ....... Совета депутатов принято Решение [Номер] от [Дата] «Об утверждении Положения «Об осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья». Решение обнародовано [Дата], о чем свидетельствует справка представительного органа ....... РС (Я).

Судом установлено, что п. 1 данного Решения утверждено Положение «Об осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья», в разделе 2 которого раскрываются основные понятия и термины, содержащиеся в данном нормативном акте.

Понятие «водный объект» раскрывается, как «сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима». Однако согласно п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ «водным объектом» считается «природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима». Понятие «пользование водными объектами (водопользование)» раскрывается, как «юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов». Однако в соответствии с п. 14 ст. 1 Водного кодекса РФ под использованием «водных объектов (водопользование» понимается «использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц». В Положении имеется понятие «лицензии на водопользование», как «специальное разрешение на пользование водными объектами или их частями на определенных условиях». Однако на основании ст. 11 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование, в связи с чем Водный кодекс РФ не содержит такого понятия, как «лицензия на водопользование».

Разделом 4 Положения устанавливаются требования к переправам, местам массового отдыха, расположенных на водных объектах. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 6 Водного кодекса РФ использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд; по п. 8 ст. 25 Водного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области водных отношений относится утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах. По п. 1 Постановления Правительства РФ от [Дата] [Номер] «О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах» установлено, что утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах осуществляется органом государственной власти субъекта РФ после их согласования с территориальным органом Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ, Министерством природных ресурсов РФ и Министерством здравоохранения и социального развития РФ, во исполнение данной нормы Постановлением Правительства РС (Я) от [Дата] [Номер] «Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах на территории РС (Я)» утверждены данные Правила РС (Я), где и установлены условия и требования, предъявляемые к обеспечению безопасности людей на пляжах и других местах массового отдыха на водных объектах, переправах и наплавных мостах, и данные нормы обязательны для выполнения всеми водопользователями, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами на территории РС (Я).

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Водного кодекса РФ установлены полномочия органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, к полномочиям которых в области водных отношений по ч. 2 ст. 27 Водного кодекса РФ, кроме полномочий собственника, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд. Согласно п. 24, 28 ч. 1 ст. 15 ФЗ от [Дата] № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится только проведение мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья (п. 24), осуществление в пределах, установленных водным законодательством, полномочий собственника водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд (п. 28).

Следовательно, суд пришел к выводу, что действительно в компетенцию органов местного самоуправления не входят полномочия по принятия и утверждению правил охраны жизни людей на воде на территории муниципального района.

По п. 5.3, 5.3.1 раздела 5 Положения к полномочиям администрации Организация 3 относится ограничение, приостановление и запрещение использования водных объектов для использования ледовыми и паромными переправами, наплавными мостами с обязательным оповещением населения Организация 3 через СМИ, специальными информационными знаками или иными способами, т.е. органы местного самоуправления наделяются Положением самостоятельно решать вопросы об ограничении, приостановлении и запрещении использования водных объектов для использования ледовыми и паромными переправами, наплавными мостами. Однако в соответствии с п. 4.2 Правил охраны жизни людей на водных объектах на территории РС (Я) режим работы лодочных переправ и наплавных мостов определяется эксплуатирующими их организациями (владельцами переправ) по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления (в зависимости от статуса переправы), органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и ГИМС МЧС России по РС (Я); порядок движения транспорта и нормы перевозки груза и пассажиров устанавливаются администрацией переправы с учетом ледового прогноза и максимальной безопасной нагрузки на лед. Следовательно, ограничение, приостановление и запрещение использования водных объектов для использования ледовыми и паромными переправами, наплавными мостами не может устанавливаться только органами местного самоуправления самостоятельно, т.к. решение об этом принимается также органом государственной власти в зависимости от статуса переправы, а также требуется согласование со специально уполномоченными государственными органами.

По п. 5.3.2 раздела 5 Положения установлено, что к полномочиям администрации Организация 3 относится выдача разрешений на оборудование ледовых и паромных переправ с обязательной сдачей и регистрацией их юридическими и физическими лицами в органах ГИМС. Однако в п. 5.12 Правил охраны жизни людей на водных объектах на территории РС (Я) установлено, что государственные инспекторы по маломерным судам ....... производят техническое освидетельствование ледовых переправ в части, касающейся обеспечения безопасности людей, и выдают разрешение на их эксплуатацию, что также закреплено в пп. 10 п. 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласно которого государственная инспекция по маломерным судам осуществляет функции по учету, ежегодному техническому освидетельствованию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных мостов, выдачу разрешений на эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей, переправ и наплавных мостов, а также разрешений на пользование пляжами.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что введение в действие отдельных норм Положения «Об осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья», утвержденного Решением XII сессии ....... Совета [Номер] от [Дата], нарушает компетенцию РФ и РС (Я), ограничивает права и законные интересы граждан и юридических лиц в части равного и бесплатного доступа к водным объектам общего пользования и на осуществление хозяйственной и иной деятельности на водных объектах РС (Я) путем осуществления полномочий, аналогичных федеральным органам и органам субъекта РФ.

Из материалов дела также следует, что [Дата] Организация 1 в порядке ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ» в адрес председателя Организация 4 принесен протест на противоречащие законодательству РФ и РС (Я) нормы указанного Положения, однако протест не рассмотрен и противоречащие законодательству РФ и РС (Я) нормы не отменены.

Суд пришел к выводу считать заявление прокурора обоснованным и о признании незаконным по выше указанным основаниям рассмотренных судом норм Положения «Об осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья», утвержденного Решением XII сессии ....... Совета [Номер] от [Дата].

В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Утверждения представителя Организация 3, Организация 4 в части имеющегося полномочия у органов местного самоуправления и осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, суд пришел к выводу оценить критически, т.к. согласно ст. 4 ФЗ № 131-ФЗ от [Дата] «Об общих принципах организации местного самоуправления» правовую основу местного самоуправления составляют федеральное законодательство и законодательство субъекта РФ; согласно ст. 5,6 определены основные полномочия федеральных органов государственной власти и органов субъектов РФ в области местного самоуправления, согласно которым определение общих принципов организации местного самоуправления в РФ относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления, правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, а также правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий.

По изложенному и руководствуясь ст. 194 -198, 257-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить заявление прокурора Организация 1 о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими норм Положения «Об осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья», утвержденного Решением XII сессии ....... Совета [Номер] от [Дата].

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими нормы Положения «Об осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья», утвержденного Решением XII сессии Организация 4 [Номер] от [Дата], в Разделе 2 в части использования в нормативном акте понятий «водный объект», «пользование водными объектами (водопользования»), «лицензия на водопользование», в Разделе 4 «Об осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья», в п. 5.3.1 Раздела 5 в части установления полномочий органов местного самоуправления по «ограничению, приостановлению и запрещению использования водных объектов для использования ледовыми и паромными переправами, наплавными мостами», в п. 5.3.2 Раздела 5 со дня принятия указанного Положения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РС (Я) через Алданский районный суд РС (Я) в течение 10 дней.

Судья: Топоркова С.А.