О признании незаконным бездействия органов государственной власти



№ 2-1073/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Алдан [Дата] год

Алданский районный суд в составе:

Судьи Алданского районного суда Винтман Н.С.

С участием прокурора Тарасовой И.Г.

При секретаре Казанцевой Е.В.

Рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ....... в интересах неопределенного круга лиц к администрации Организация 1 о признании незаконным бездействия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности незаконным и возложении обязанности исполнить предписание Организация 2 от [Дата] [Номер],

У С Т А Н О В И Л :

В Алданский районный суд с вышеуказанным иском к ответчику обратился прокурор ......., в обоснование указав, [Дата] Организация 2 было проведено внеплановое мероприятие по надзору за соблюдением пожарной безопасности. В результате проверки главе администрации Организация 1 было выдано предписание [Номер] по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Предложенные мероприятия являются обязательными для руководителей, организаций, должностных лиц и граждан, на которых возложена обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Согласно справке Организация 2 о результатах совместной с прокуратурой проверки деятельности органов местного самоуправления по защите населенных пунктов от природных пожаров от [Дата] в отношении администрации Организация 1 установлен факт неисполнения в установленные сроки предписания Организация 2. Неисполнение органом местного самоуправления предписания по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности нарушает право неопределенного круга лиц на защиту их жизни и здоровья в случае пожара. Просил признать бездействие по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности незаконным и возложить обязанность исполнить предписание Организация 2 от [Дата] [Номер].

В судебном заседании старший помощник прокурора ....... Тарасова И.Г. дала пояснения аналогичные, изложенным в заявлении, исковые требования уточнила, в связи с тем, что часть требований, изложенных в предписании ответчиком была исполнена, полагала необходимым признать бездействие по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности незаконным и возложении обязанности исполнить согласно справке от [Дата] п. 4,5,7,9,10 на основании предписания Организация 2 от [Дата] [Номер].

Представитель ответчика Турбина Н.Г. (по доверенности) исковые требования не признала, суду пояснила, администрацией Организация 1 было получено предписание Организация 2 по устранению нарушений пожарной безопасности [Номер] от [Дата], согласно которому часть требований была выполнена. В целях выполнения требований, указанных в п. 4 справки - по обеспечению противопожарных зон от границ застройки сельских поселений не менее 15 метров, [Дата] было направлено заявление руководителю Организация 3 О. «О предоставлении в аренду лесного участка в границах земельного лесного фонда». Данный пункт предписания находится в стадии решения. По п. 5 - к близлежащим естественным водоемам предусмотреть подъезды для забора воды пожарными машинами и другой приспособленной для целей пожаротушения техники не представляется возможным в связи с отсутствием на территории Организация 1 таких водоемов. По п. 7 - постановлением главы поселка [Номер] от [Дата] «О проведении субботника на территории Организация 1 было назначено проведение субботника по коллективной уборке населением и санитарной отчистке дворовых территорий на [Дата] для сезонной уборки улиц, газонов, скверов и т.д. были закреплены обслуживаемые территории за предприятиями, находящимися на территории Организация 1. По п. 9 - по организации проведения противопожарной пропаганды были оформлены стенды о выполнении правил пожарной безопасности. По п. 10 - для установки на территории Организация 1 средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара в мероприятия муниципальной программы «Развитие гражданской обороны» Организация 1 на период [Дата] год» было включено создание системы звукового оповещения в ........ Программой предусмотрено финансирование на [Дата] - ....... тыс. руб., на [Дата] ....... тыс. руб. В настоящее время ведется работа с ИП Б. по приобретению специализированного оборудования и монтажу данной системы. Настаивала в удовлетворении иска отказать.

Представитель Организация 2 Каблаш В.А. (по доверенности) иск прокурора поддержал, суду пояснил, [Дата] был установлен срок для исполнения предписания до [Дата] В установленные сроки требования, изложенные в предписании были исполнены формально, практически ничего не исполнено, нет целенаправленной программы по защите населения от пожаров. Частично по некоторым пунктам работа проведена. Имеются плакаты по пожарной безопасности, но они не работают. Через средства массовой информации работа не проводилась. По поводу обеспечения противопожарной зоны меры начали приниматься только [Дата], т.е. за пределами установленных сроков. Администрация Организация 1 неверно понимает понятие «естественные водоемы». В предписании имелось ввиду, что необходимо обеспечить возможность забора воды из водоемов, находящихся в естественных природных условиях, это могут быть ручьи, водоемы, которые образовались после работ драг и т.д.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, представителя Организация 2, изучив представленные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать.

Поскольку ответчиком не представлены доказательства выполнения требований изложенных в предписании, суд принимает решение на основании тех доказательств, которые были представлены при предъявлении иска в суд.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.

В соответствии со ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

В силу ст.38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В силу ст. 6 ФЗ «О пожарной безопасности» Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право: осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности; налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора.

Как установлено в судебном заседании, [Дата] Организация 2 в отношении администрации Организация 1 проведено внеплановое мероприятие по надзору, в результате которого [Дата] главе Организация 1 выдано предписание [Номер] по устранению нарушений требований пожарной безопасности: разработать и принять организационно-распорядительные документы по защите населенных пунктов от лесных пожаров ( № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»); разработать план противопожарных мероприятий, направленных на предупреждение и тушение пожаров и обеспечение защиты населенных пунктов от лесных пожаров (ППБ 01-03 п. 112); разработать план мобилизации рабочей силы, средств пожаротушения по лесозаготовительным организациям и предприятиям на тушение пожаров на территории ....... (№ 60-ФЗ «О пожарной безопасности»); обеспечить противопожарные зоны от границ застройки города до границ лесных массивов не менее 50 метров, а от застройки сельских поселений не менее 15 метров (СНиП [Дата]-89 п.4); подготовить имеющуюся водовозную и землеройную технику для использования ее в целях пожаротушения лесных массивов (ППБ 01-03 п. 116); произвести очистку территорий населенных пунктов, а также участки прилегающие к жилым домам от горючих отходов, сухой травы и т.п. (ППБ 01-03 п. 21); создать пожарно-техническую комиссию и добровольную пожарную дружину (ППБ 01-03 п. 9); организовать проведение противопожарной пропаганды (установка аншлагов), регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов о выполнении правил пожарной безопасности в лесах (ФЗ [Номер] ст. 100); установить на территории сельских населенных пунктов дачных и садоводческих поселков средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара (ППБ 01-03 п. 114).

Согласно справке от [Дата] г. по результатам проверки деятельности органов местного самоуправления по защите населенных пунктов от природных пожаров, администрацией Организация 1 часть требований, указанных в предписании не исполнена, а именно:

Не обеспечены противопожарные зоны от границ застройки города до границ лесных массивов не менее ....... метров, а от застройки сельских поселений не менее ....... метров. Представителем ответчика представлено суду заявление на имя руководителя Департамента по лесным отношениям Министерства охраны природы РС (Я) О. «О предоставлении в аренду лесного участка в границах земель лесного фонда». Как установлено в судебном заседании, данное заявление было направлено [Дата], тогда как срок исполнения данного требования был установлен до [Дата]

Не произведена очистка территорий населенных пунктов, а также участков, прилегающих к жилым домам, от горючих отходов, сухой травы и т.п. Суду представителем ответчика было представлено постановление главы Поселка ....... П. от [Дата] о проведении субботника по коллективной уборке населением и санитарной очитке дворовых территорий 5-[Дата] Предписание выдано [Дата] и предполагает не разовое, а регулярное проведение уборки территории Организация 1. Доказательств исполнения данного пункта предписания стороной ответчика не представлено.

Не организовано проведение противопожарной пропаганды (установка аншлагов), регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов о выполнении правил пожарной безопасности в лесах. Как установлено в судебном заседании и подтверждено документально, администрацией Организация 1 был приобретен комплект плакатов по пожарной безопасности, однако, данные плакаты не были размещены на территории Организация 1, кроме внутреннего помещения здания администрации Организация 1. В средствах массовой информации противопожарная пропаганда не проводилась.

Не обеспечены подъезды к близлежащим естественным водоемам для забора воды пожарными машинами и другой приспособленной для целей пожаротушения техники. Доводы представителя ответчика о том, что на территории Организация 1 отсутствуют естественные водоемы не соответствуют действительности. Организованные площадки должны быть предъявлены Организация 2, чтобы на случай пожара сотрудники Организация 2 знали о месте нахождения данных площадок.

Не установлены на территории сельских населенных пунктов дачных и садоводческих поселков средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара. Доводы представителя ответчика о том, что на 111 сессии ....... поселкового совета депутатов была утверждена муниципальная программа «Развитие гражданской обороны Организация 1 на период с [Дата] г.», в мероприятия которой включено создание звукового оповещения в п. ....... суд не принимает во внимание, поскольку, к требованиям пожарной безопасности данная программа отношения не имеет. Кроме того, к Организация 1 также относится ......., согласно пояснениям представителя ответчика данные требования на территории указанного поселка также не выполнены.

Суд приходит к выводу, что данные обстоятельства свидетельствуют о бездействии со стороны органа местного самоуправления по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности. Убедительных доказательств об уважительности причин не выполнения требований пожарного надзора в установленные сроки, ответчиком в суд не представлено.

Учитывая, что в силу закона предписание является обязательным для руководителей, организаций, должностных лиц, юридических лиц и граждан, на которых возложена в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности, суд полагает, требования по исполнению согласно справке от [Дата] пунктов 4,5,7,9,10 на основании предписания Организация 2 от [Дата] являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Прокурор в соответствии с Законом «О прокуратуре РФ», ст. 45 ГПК РФ вправе в установленном порядке обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

По изложенному и руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора ....... удовлетворить.

Признать бездействие администрации Организация 1 по неисполнению п. 4,5,7,9,10 согласно справке от [Дата] требований предписания Организация 2 от [Дата] [Номер] незаконным.

Обязать администрацию Организация 1 исполнить п. 4,5,7,9,10, согласно справке от [Дата], требования предписания Организация 2 от [Дата] [Номер].

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РС (Я) - через Алданский районный суд в течение 10 дней.

Судья Винтман Н.С.