№ 2-1075/10
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Алдан [Дата] год
Алданский районный суд в составе:
Судьи Алданского районного суда Винтман Н.С.
С участием прокурора Никифорова В.Н.
При секретаре Радаевой Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ....... в интересах неопределенного круга лиц к администрации Организация 1 о признании бездействия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности незаконным и возложении обязанности исполнить предписание Организация 2 от [Дата] [Номер],
У С Т А Н О В И Л :
В Алданский районный суд с вышеуказанным иском к ответчику обратился прокурор ......., в обоснование указав, [Дата] Организация 2 было проведено внеплановое мероприятие по надзору за соблюдением пожарной безопасности. В результате проверки главе администрации Организация 1 было выдано предписание [Номер] по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Предложенные мероприятия являются обязательными для руководителей, организаций, должностных лиц и граждан, на которых возложена обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Согласно справке Организация 2 о результатах совместной с прокуратурой проверки деятельности органов местного самоуправления по защите населенных пунктов от природных пожаров от [Дата] в отношении администрации Организация 1 установлен факт неисполнения в установленные сроки предписания Организация 2. Неисполнение органом местного самоуправления предписания по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности нарушает право неопределенного круга лиц на защиту их жизни и здоровья в случае пожара. Просил признать бездействие по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности незаконным и возложить обязанность исполнить предписание Организация 2 от [Дата] [Номер].
В судебном заседании старший помощник прокурора ....... Никифоров В.Н. дал пояснения аналогичные, изложенным в заявлении, исковые требования уточнил, в связи с тем, что часть требований, изложенных в предписании ответчиком была исполнена, полагал необходимым признать бездействие по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности незаконным и возложении обязанности исполнить п. 1 предписания Организация 2 от [Дата] [Номер].
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещены надлежаще о времени и месте судебного заседания, уважительных причин неявки в суд не представили. Представитель Организация 2 Каблаш В.А. (по доверенности) иск прокурора поддержал, суду пояснил, [Дата] был установлен срок для исполнения предписания до [Дата] В установленные сроки требования, изложенные в предписании не исполнены. Противопожарные зоны не обеспечены, есть участки, где леса вплотную подходят к жилым домам. Назначение противопожарных зон - защита населенного пункта от лесного пожара. Предписание является не исполненным, если не исполнен либо частично исполнен хотя бы один пункт. Администрацией Организация 1 не представлено документов, подтверждающих исполнение предписания.
Выслушав прокурора, представителя Организация 2, изучив представленные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать.
Поскольку ответчиком не представлены доказательства выполнения требований изложенных в предписании, суд принимает решение на основании тех доказательств, которые были представлены при предъявлении иска в суд.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.
В соответствии со ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В силу ст.38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В силу ст. 6 ФЗ «О пожарной безопасности» Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право: осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности; налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора.
Как установлено в судебном заседании, [Дата] Организация 2 в отношении администрации Организация 1 проведено внеплановое мероприятие по надзору, в результате которого [Дата] главе Организация 1 выдано предписание [Номер] по устранению нарушений требований пожарной безопасности: разработать и принять организационно-распорядительные документы по защите населенных пунктов от лесных пожаров ( № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»); разработать план противопожарных мероприятий, направленных на предупреждение и тушение пожаров и обеспечение защиты населенных пунктов от лесных пожаров (ППБ 01-03 п. 112); разработать план мобилизации рабочей силы средств пожаротушения по лесозаготовительным организациям и предприятиям на тушение пожаров на территории ....... (№ 60-ФЗ «О пожарной безопасности»); обеспечить противопожарные зоны от границ застройки города до границ лесных массивов не менее 50 метров, а от застройки сельских поселений не менее 15 метров (СНиП [Дата]-89 п.4); подготовить имеющуюся водовозную и землеройную технику для использования ее в целях пожаротушения лесных массивов (ППБ 01-03 п. 116); произвести очистку территорий населенных пунктов, а также участки прилегающие к жилым домам от горючих отходов, сухой травы и т.п. (ППБ 01-03 п. 21); создать пожарно-техническую комиссию и добровольную пожарную дружину (ППБ 01-03 п. 9); организовать проведение противопожарной пропаганды (установка аншлагов), регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов о выполнении правил пожарной безопасности в лесах (ФЗ [Номер] ст. 100); установить на территории сельских населенных пунктов дачных и садоводческих поселков средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара (ППБ 01-03 п. 114).
Согласно справке от [Дата] по результатам проверки деятельности органов местного самоуправления по защите населенных пунктов от природных пожаров администрацией Организация 1 часть требований, указанных в предписании не исполнена, а именно:
Не обеспечены противопожарные зоны от границ застройки города до границ лесных массивов не менее 50 метров, а от застройки сельских поселений не менее 15 метров. Представителем ответчика не представлено суду доказательств исполнения данного пункта. Данное предписание ответчиком было получено [Дата] и на момент рассмотрения дела в суде администрация Организация 1 не предприняла попытки исполнения предписания. Данное предписание ответчиком не обжаловано.
Суд приходит к выводу, что данные обстоятельства свидетельствуют о бездействии со стороны органа местного самоуправления по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности. Убедительных доказательств уважительности причин не выполнения требований пожарного надзора в установленные сроки, ответчиком в суд не представлено.
Учитывая, что в силу закона предписание является обязательным для руководителей, организаций, должностных лиц, юридических лиц и граждан, на которых возложена в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности, суд полагает, требования по исполнению пункта 1 предписания Организация 2 от [Дата] являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Прокурор в соответствии с Законом «О прокуратуре РФ», ст. 45 ГПК РФ вправе в установленном порядке обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
По изложенному и руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора ....... удовлетворить.
Признать бездействие администрации Организация 1 по неисполнению п. 1 предписания Организация 2 от [Дата] [Номер] незаконным.
Обязать администрацию Организация 1 исполнить п. 1 предписания Организация 2 от [Дата] [Номер].
Решение может быть обжаловано в 7-дневный срок со дня получения копии решения в Алданский районный суд или в кассационном порядке в Верховный суд РС (Я) через Алданский районный суд РС (Я) в 10 - дневный срок со дня получения копии решения суда.
Судья Винтман Н.С.