о перерасчете и выплате денежного довольствия, взыскании судебных расходов, компенсации морального вреда



дело № 2-32/2011

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Алдан                                                                                  [Дата]

Алданский районный суд РС (Я) в составе:

председательствующего судьи Паньчук М.В.

с участием представителя истца Разинской Е.С.

при секретаре Варивода Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Непомнящего А.А. к Организация 1 о перерасчете и выплате денежного довольствия, взыскании судебных расходов, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

В Алданский районный суд РС (Я) обратился Непомнящий А.А. с иском о взыскании с ответчика не начисленной части денежного довольствия исходя из размера районного коэффициента 1,7 за период с [Дата] по [Дата], а также настаивает обязать ответчика применять районный коэффициент 1,7 при расчете ежемесячного денежного довольствия с [Дата]. Иск мотивирован тем, что Непомнящий А.А. проходит службу в Организация 1 в должности [иные данные]. В соответствии со ст.ст. 146, 315, 316 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районного коэффициента, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации. До настоящего времени, единый нормативный правовой акт, устанавливающий размеры районного коэффициента к заработной плате работников, проживающих в районах Крайнего Севера и работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, правительством РФ, не принят, в связи с чем, в РФ продолжают применяться районные коэффициенты, установленные нормами бывшего Союза ССР - соответствующими постановлениями Госкомтруда СССР и президиума ВЦСПС, а также решениями Правительства РФ, которыми в ряде субъектов РФ районные коэффициенты были повышены.

До [Дата] в системе Организация 2 размер районного коэффициента, применяемый при исчислении заработной платы работников Организация 1, устанавливался в соответствии с положениями Государственного комитета Совета министров СССР по вопросам труда и заработной платы от [Дата] [Номер] «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Исходя из п. 6 указанного Постановления, к заработной плате работников и к денежному довольствию лиц рядового и начальствующего состава Организация 1, до издания соответствующего нормативного правового акта применялся районный коэффициент в размере 1,4.

Приказом Организация 2 от [Дата] [Номер] введена новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений Организация 2. Согласно п.3 приложения к пункту 2 Условий, размеров и порядка осуществления выплат компенсационного характера работников бюджетных учреждений Организация 2 к заработной плате работников, работающих в ......., применяется коэффициент 1,7. Правомочие Организация 2 по принятию указанного нормативного правового акта определяется п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.01.1993 года № 2 «О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала», в соответствии с которым Организация 2 предоставлено право, применять районные коэффициенты к заработной плате гражданского персонала, в пределах размеров коэффициентов установленных для соответствующих территорий. Приказ Организация 2 от [Дата] [Номер] распространяется на неопределенный круг лиц и рассчитан для неопределенного применения, в связи с чем, по своему правовому статусу является нормативным правовым актом Российской Федерации. Вместе с тем, несмотря на вступивший в силу нормативно правовой акт Российской Федерации, устанавливающий в системе Организация 2 повышенный размер районного коэффициента, в отношении лиц рядового и начальствующего состава Организация 1, продолжает применяться размер районного коэффициента, установленный Постановлением Государственного комитета Совета министров СССР для работников непроизводственных отраслей. Истец, полагает, что районный коэффициент к заработной плате (денежному довольствию) по своему социальному предназначению является унифицированной компенсационной выплатой и по смыслу норм трудового законодательства его размер может устанавливаться только в зависимости от категории местности и бюджетной принадлежности организации. Следовательно, сложившаяся ситуация, в соответствии с которой для различных категорий лиц, работающих в учреждениях одной системы и в одной местности, устанавливается различный районный коэффициент, является противозаконной и обуславливает дискриминацию лиц рядового и начальствующего состава Организация 1 в вопросе выплаты им денежного довольствия. Настаивает признать незаконным применение Организация 1 к денежному довольствию районного коэффициента исходя из размера 1,4 и применять в дальнейшем при исчислении денежного довольствия истца районный коэффициент 1,7 с [Дата]; обязать Организация 1 произвести перерасчет денежного довольствия с [Дата] по дату принятия решения судом и выплатить разницу, образовавшуюся в связи с неправомерным применением размере районного коэффициента 1,4 в указанный период.

В судебное заседание истец Непомнящий А.А. не явился, извещен надлежащим образом, об уважительности неявки суд в известность не поставил.

В судебном заседании представитель истца - Разинская Е.С. исковые требования Непомнящего А.А. увеличила, пояснения дала аналогичные исковому заявлению, дополнила своими неправомерными действиями ответчик причинил истцу моральный вред, так как истец не дополучал ежемесячно 30 % к заработной плате, то есть работодатель нарушал конституционное право Непомнящего А.А. как гражданина, имеющего право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации, работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, который истцом оценивается в 20 тыс. рублей. Кроме того, Непомнящий А.А. вынужден был обратиться в суд за защитой своих прав, понес дополнительные расходы, выразившиеся в оплате услуг представителя, в связи с чем, в порядке ст. 100 ГПК РФ имеет право на возмещение судебных расходов. Настаивает признать незаконным применение Организация 1 к денежному довольствию районного коэффициента исходя из размера 1,4 и применять в дальнейшем при исчислении денежного довольствия истца районный коэффициент 1,7 с [Дата]; обязать Организация 1 произвести перерасчет денежного довольствия с [Дата] по дату принятия решения судом и выплатить разницу, образовавшуюся в связи с неправомерным применением размера районного коэффициента 1,4 в указанный период в размере ....... коп.; взыскать с Организация 1 в пользу Непомнящего А.А. компенсацию морального вреда в размере ....... тыс. рублей, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере ....... тыс. рублей.

В судебное заседание представитель ответчика Организация 1 не явился, извещен надлежащим образом, путем направления факсимильного уведомления, об уважительности неявки суд в известность не поставил.

Суд, выслушав представителя истца, изучив, проанализировав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:

Судом установлено, истец проходит службу в Организация 1 в должности [иные данные]. В настоящее время при расчете денежного довольствия истца применяется районный коэффициент в размере 1,4.

В соответствии со ст. 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Согласно ст. 316 ТК РФ, размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

До настоящего времени единый нормативный правовой акт, устанавливающий размеры районного коэффициента к заработной плате работников, проживающих в районах Крайнего Севера и работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, Правительством Российской Федерации не принят. В связи с изложенным, в Российской Федерации продолжают применяться районные коэффициенты, установленные нормами бывшего Союза ССР - соответствующими постановлениями Госкомтруда СССР и президиума ВЦСПС, а также решениями Правительства РФ, которыми в ряде субъектов РФ районные коэффициенты были повышены.

Судом также установлено, что до [Дата] в системе Организация 2 размер районного коэффициента, применяемый при исчислении заработной платы работников Организация 1, устанавливался в соответствии с положениями Государственного комитета Совета министров СССР по вопросам труда и заработной платы от [Дата] [Номер] «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Таким образом, исходя из п. 6 указанного Постановления, к заработной плате работников и к денежному довольствию лиц рядового и начальствующего состава Организация 1, работающих (проходящих службу) в ......., до издания соответствующего нормативного правового акта применялся районный коэффициент в размере 1,4.

Приказом Организация 2 от [Дата] [Номер] введена новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений Организация 2. Согласно п.3 приложения к пункту 2 Условий, размеров и порядка осуществления выплат компенсационного характера работников бюджетных учреждений Организация 2, к заработной плате работников, работающих в ......., применяется коэффициент 1,7.

Таким образом, в данной организации все работники, в том числе и аттестованные сотрудники, получают заработную плату, денежное довольствие из федерального бюджета, однако гражданские служащие получают заработную плату с начислением 1.7 коэффициента, а аттестованные сотрудники 1.4.

Правомочие Организация 2 по принятию указанного нормативного правового акта определяется пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 03 января 1993 г. № 2 «О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала», в соответствии с которым Организация 2 представлено право применять районные коэффициенты к заработной плате гражданского персонала в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий. Кроме этого, настоящий приказ был принят во исполнение пункта 8 постановления Правительства РФ от 05 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда, работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, в соответствии с которым, федеральным органом исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба предписано утвердить условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития РФ. К перечню видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от [Дата] [Номер] отнесены выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе районный коэффициент, применяемый к заработной плате работников Крайнего Севера.

Таким образом, в данном случае Организация 2 обладает правомочиями по установлению в отношении работников бюджетных организаций Организация 2 размера и порядка выплаты районного коэффициента.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2001 г. № 416 «О дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Организация 1, проходящим службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных», в соответствии с которым определено, что к денежному довольствию (денежному содержанию) сотрудников Организация 1, проходящих службу в районах Крайнего Севера применяются районные коэффициенты в размере и порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях. Это же условие закреплено в пункте 101 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел, утвержденного Приказом МВД Российской Федерации [Номер] от [Дата] и распространенным до настоящего времени в отношении лиц рядового и начальствующего состава Организация 1.

Таким образом, размер районного коэффициента, применяемый при исчислении денежного довольствия сотрудников Организация 1, находится в прямой зависимости от размера районного коэффициента, применяемого при исчислении заработной платы соответствующей категории работников бюджетных организаций Организация 2. Принятие отдельного нормативного правового акта, устанавливающего размер районного коэффициента к денежному довольствию сотрудников Организация 2 в данном случае не требуется.

Вместе с тем, несмотря на вступление в силу нормативного правового акта Российской Федерации, устанавливающего в системе Организация 2 повышенный размер районного коэффициента, в отношении лиц рядового и начальствующего состава Организация 1, проходящих службу в Главном управлении Организация 2 продолжает применяться размер районного коэффициента, установленный указанным выше постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР для работников непроизводственных отраслей.

Согласно п. 3 статьи 37 Конституции РФ устанавливает, что каждый гражданин имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.

Согласно ст. 3 ТК РФ установлен запрет дискриминации в сфере труда. Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Таким образом, указанной нормой допускается установление различий лишь в случае, если эти различия определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Исходя из указанных выше норм закона, районный коэффициент к заработной плате (денежному довольствию) по своему социальному предназначению является унифицированной компенсационной выплатой и по смыслу норм трудового законодательства его размер может устанавливаться только в зависимости от категории местности и бюджетной принадлежности организации.

Таким образом, сложившаяся ситуация, в соответствии с которой для различных категорий лиц, работающих в учреждениях одной системы и в одной местности, устанавливается различный районный коэффициент, является противозаконной и обуславливает дискриминацию лиц рядового и начальствующего состава Организация 1 в вопросе выплаты им денежного довольствия. Следовательно, требования сотрудников федеральной Организация 1 о перерасчете денежного довольствия в связи с неправомерным применением районного коэффициента, обязании ответчика применять размер районного коэффициента 1,7 признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При таких обстоятельствах у суда имеются основания обязать Организация 1 с [Дата] применять к денежному довольствию Непомнящего А.А. районный коэффициент 1,7 и произвести перерасчет денежного довольствия за период с [Дата] по [Дата] из расчета 1,7, взыскав с ответчика в пользу истца сумму недоначисленой заработной платы в размере ....... коп.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ работодатель обязан возместить моральный вред, причиненный неправомерными действиями работодателя.

Таким образом, исходя из требований п. 63 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» о разумности и справедливости, степени вины работодателя требование Непомнящего А.А. в части компенсации морального вреда подлежит удовлетворению по тем основаниям, что степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей истца и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

В судебном заседании представителем истца предоставлены доказательства о понесенных нравственных страданиях Непомнящего А.А. в связи с невыплатой истцу заработной платы в полном объеме, что поставило семью Непомнящего А.А. в сложное материальное положение. Таким образом, суд с учетом понесенных истцом страданий, исходя из разумности и справедливости, приходит к выводу, о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере ....... рублей.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Таким образом, заявленные требования истца о взыскании судебных расходов на представителя подлежат удовлетворению с учетом разумности и справедливости, с учетом сложности рассматриваемого спора, соразмерно удовлетворенным требованиям.

Согласно ст.393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст. 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются: бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 98,100, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Непомнящего А.А. к Организация 1 о перерасчете и выплате денежного довольствия, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, удовлетворить.

Признать незаконным применение Организация 1 к денежному довольствию районного коэффициента, исходя из размера 1,4, за период с [Дата] по настоящее время.

Обязать Организация 1 применять с [Дата] при расчете денежного довольствия Непомнящего А.А. коэффициент 1,7.

Взыскать с Организация 1 в пользу Непомнящего А.А. не начисленную часть денежного довольствия за период с [Дата] по [Дата] с применением коэффициента 1,7 в размере ....... коп.

Взыскать с Организация 1 в пользу Непомнящего А.А. компенсацию морального вреда в размере ....... рублей.

Взыскать с Организация 1 в пользу Непомнящего А.А. судебные расходы на оплату услуг представителя в размере ....... рублей.

Заочное решение может быть обжаловано в Алданский районный суд РС (Я) в течение 7 дней со дня получения копии решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда.

Судья Алданского

районного суда        Паньчук М.В.