О взыскании субвенции на приобретение жилья



Дело № 2-1240/2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

.......                 [Дата]

Алданский районный суд PC (Я) в составе судьи Топорковой С.А. единолично,

С участием старшего помощника прокурора Алданского района PC (Я) Шапран Ю.М.,

С участием представителя органа опеки и попечительства Организация Д.,

при секретаре Альшановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Алданского района PC (Я) в интересах Хабибуллина А.Р. к Организация об обязании по предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском к Организация1 в лице Организация2 Организация с иском в интересах Хабибуллина А.Р. о взыскании субвенции на приобретение жилья, обязании Организация1 перечисления суммы субвенций на расчетный счет Организация обязании Организация по предоставлению жилого помещения, указав, что прокуратурой ....... проведена проверка по защите прав граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по факту нарушения их жилищных прав в связи с непредоставлением жилых помещений, в ходе которой установлено, что Хабибуллин А.Р. состоит на учёте в очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилой площади в Организация с [Дата]. за [Номер], постоянного места жительства не имеет. Обязанность обеспечить право на получение жилого помещения лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возникает у органов местного самоуправления с момента наделения их отдельными государственными полномочиями и в случае предоставления субвенций. Вследствие ежегодного недофинансирования при наступлении права на жилье Хабибуллин А.Р. не обеспечен жильем. За пределами выделенных Организация средств субвенции органы государственной власти ....... несут ответственность за предоставление жилого помещения остальным нуждающимся в жилье детям-сиротам, в том числе Хабибуллину А.Р. Просил взыскать Организация1 в лице Организация2 в пользу Организация субвенции в размере ....... руб. за пределами предоставленных Организация в [Дата] субвенций на приобретение жилья детям - сиротам; обязать Организация1 в лице Организация2 перечислить в [Дата] срок сумму субвенций в размере 1 ....... рублей на расчетный счет Организация обязать Организация с момента предоставления субвенций предоставить отдельное жилое помещение Хабибуллину А.Р. площадью не менее [иные данные]

Определением Алданского районного суда PC (Я) от [Дата] по ходатайству прокурора [иные данные] увеличены исковые требования о взыскании с Организация1 в лице Организация2 в пользу Организация» субвенции с размера ........ на размер субвенции в сумме ....... руб. за пределами предоставленных Организация в [Дата] субвенций на приобретение жилья детям-сиротам, обязании Организация1 в лице Организация2 перечислить в [Дата] срок сумму субвенций с размера ....... руб. на размер субвенции в сумме ....... руб. на расчетный счет Организация а также изменено исковое требование об обязании Организация с момента предоставления субвенций предоставить отдельное жилое помещение Хабибулину А.Р. площадью не менее [иные данные]. на исковое требование об обязании Организация за счет субвенции предоставить отдельное жилое помещение Хабибулину А.Р. площадью не менее [иные данные]

Определением Алданского районного суда PC (Я) от [Дата] по ходатайству прокурора Алданского района РС (Я) уменьшены исковые требования, исключены исковые требования путем исключения исковых требований к Организация1 о взыскании субвенции на приобретение жилья, обязании Организация1 перечисления суммы субвенций на расчетный счет Организация в связи с чем соответчик Организация1 исключена в качестве ответчика и привлечена в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора. Следовательно, судом подлежит рассмотрение исковое требование об обязании Организация о предоставлении жилья Хабибуллину А.Р.

В судебном заседании помощник прокурора Алданского района PC (Я) Шапран Ю.М. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам возложена на муниципальные образования. С Хабибуллиным А.Р. договор социального найма не заключен, жилье ему до настоящего времени не предоставлено, вынужден проживать в разных местах. Имеется практика у Алданского районного суда РС (Я) по аналогичным спорам, определениями Верховного суда РС (Я) решения оставлены без изменения. Просит обязать Организация предоставить жилое помещение Хабибуллину А.Р. в виде отдельной однокомнатной квартиры общей площадью не менее [иные данные]., отвечающей установленным санитарно-техническим требованиям, применительно к условиям Организация, в том числе оборудованной инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое, горячее водоснабжение, водоотведение, отопление, а в газифицированных домах также газоснабжение).

Истец Хабибуллин А.Р. иск поддержал в полном объеме, пояснил, что с [Дата] выпустился с Алданского детского дома, ушел служить в армию, с [Дата] проживает у отца в ....... ......., это частный дом, неблагоустроенный, проживают с братом, он также является воспитанником Алданского детского дома. Своего жилья не имеет. Арендовать отдельное жилье не имеет финансовых средств.

Представитель соответчика Организация К.не согласен с иском, т.к. указана фиксированная сумма, при поступлении которой могут не исполнить решение суда ввиду увеличения стоимости квартир в ....... чем могут быть ущемлены права и интересы детей-сирот. Решение суда исполнять также не согласны, т.к. добровольно исполняют обязанности по предоставлению жилья. Целесообразности обязывания через суд считают незаконным. Предоставленное решение Алданского районного суда РС (Я) о предоставлении жилья А. не может явиться основанием для принятия решения по данному спору, т.к. А. было предоставлено жилое помещение. Имеются другие решения судом (Намцы), по которым обязали Казну РС (Я) перечислить денежные средства для приобретения жилья сиротам. Обязанность по обеспечению жильем детей-сирот возложена на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ (ст. 5, 8 ЖК РФ), финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке детей такой категории является расходными обязательствами субъектов РФ (п. 2 ст. 5 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Жилье предоставляется за счет жилищного фонда РФ или субъекта РФ (ч. 3 ст. 49 ЖК РФ). По определению Конституционного суда РФ от [Дата] [Номер]-О-П жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться детям-сиротам органами местного самоуправления в случае их наделения государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. По п. 3 ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта РФ, предоставляемых местным бюджетам, что также отражено в п. 3 ст. 136 БК РФ. По ч. 5, п. 3 ч. 6 ст. 19 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, однако по ст. 15 Закона органы местного самоуправления районного уровня не наделены какими-либо полномочиями в сфере жилищного законодательства, в связи с чем не имеют в своем ведении жилого фонда. Просит также обязать истца изменить исковые требования в соответствии с не вступившим в законную силу Законом РС Я) «О внесении изменений в ст. 6 Закона РС (Я) «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в РС (Я)» от [Дата] [Номер], в котором указано, что жилье предоставляется детям-сиротам в виде изолированного жилого помещения площадью от [иные данные] отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, степени благоустройства, определенной органом местного самоуправления, осуществившим принятие на учет лиц данной категории в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Считает, что орган местного самоуправления не обязан решать вопросы государственного значения, требующие государственных полномочий, когда передаваемые полномочия не обеспечены необходимыми для их осуществления денежными средствами за счет средств субъекта РФ. Просит в иске отказать, о чем имеются в материалах дела письменные возражения.

Представитель ответчика Организация Халиуллин Р.Г. с иском не согласен, просит отказать, пояснил, что органы местного самоуправления заинтересованы в предоставлении жилья, но они исполняют государственные полномочия в рамках предоставленных субвенций. Около 150 человек в очереди нуждаются в жилье. До окончания года их количество увеличится до 180 человек. В [Дата] было предоставлено субвенций на приобретение жилья 9,5 млн. руб., в [Дата] - .......руб. На сегодня остатка денежных средств около ....... руб. достаточно только на приобретение жилья для 5-6 детей-сирот. По ч. 3 ст. 136 БК РФ жилье за счет собственных средств не имеют право приобретать, т.к. бюджет на 50 % является дотационным. Являются лишь исполнителями по освоению дотационных средств. Регулярно ставят данный вопрос перед Правительством РС (Я), однако вопрос не решается.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, Организация1 в лице Организация2 Г. (по доверенности) в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, о чем также имеется письменный отзыв на иск, в котором указал, что по ч. 2 ст. 19 ФЗ от [Дата] № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» допускается наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ законами субъектов РФ. По ч. 6 ст. 1, ч. 1 ст. 6 Закона РС (Я) от [Дата] 348-з [Номер]-III «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС (Я) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к отдельным государственным полномочиям, передаваемым органам местного самоуправления, относится обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью. При этом органы местного самоуправления осуществляют отдельные государственные полномочия самостоятельно и по п. 3 ст. 20 ФЗ № 131-ФЗ, п. 1 ст. 15 Закона РС (Я) «О порядке наделения органов местного самоуправления в РС (Я) отдельными государственными полномочиями» и ст. 10 Закона РС (Я) от [Дата] 348-з [Номер]-III органы местного самоуправления несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. По п. 2 ч 2 и ч. 3 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По п. 6 ч. 1 ст. 14 ФЗ от [Дата] № 131-ФЗ обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, отнесено к вопросам местного значения. Считают, что не могут являться ответчиком. Взыскание с государственного органа сумм на приобретение конкретному лицу жилья будет затрагивать бюджетные правоотношения, регулирование которых не относится к компетенции суда.

В судебном заседании представитель органа опеки и попечительства Организация3 Д. (по доверенности), считает, что должны быть защищены интересы детей-сирот, поэтому иск в части взыскания субвенций с Организация1 поддерживает. Также согласна с позицией Организация т.к. они наделены полномочиями по предоставлению жилья, сумма субвенций может измениться. Однако очередь сформирована с [Дата] из 150 человек, не получающих жилье, выделяемых субвенций недостаточно для приобретения жилья, которое может быть приобретено только из данного источника. Сейчас проходит перерегистрация детей-сирот, ожидается увеличение очереди.

Свидетель Н. показала, что является руководителем Организация2, является структурным подразделением Министерства финансов РС (Я) и заключено между ними соглашение с главами районов о методологическом сопровождении бюджетного процесса. С ....... в район стали поступать субвенции на приобретение жилья детям-сиротам, объем ее незначительный, поэтому не предоставляется возможность обеспечить жильем всех детей. Это расходные полномочия субъектов РФ, поэтому местный бюджет не может расходовать средства местного бюджета на эти цели по БК РФ. Район является дотационным. Объем выделяемых субвенций производится расчетным путем.

Изучив, огласив и проанализировав материалы дела, выслушав участников процесса, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Судом установлено, что мать Хабибуллина А.Р. - П. умерла [Дата], что подтверждается свидетельством о смерти 1-СН [Номер], выданным [Дата], отец Хабибуллина А.Р. был лишен родительских прав по решению Алданского районного суда РС (Я) от [Дата], о чем имеется в деле данное решение суда. Хабибуллин А.Р. являлся воспитанником Алданского детского дома с [Дата] по [Дата], находился на полном государственном обеспечении, о чем имеется в деле справка [иные данные], оставшихся без попечения родителей «Алданский детский дом».

Как следует из материалов дела, прокуратурой ....... проведена проверка по защите прав граждан, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по факту нарушения их жилищных прав в связи с непредоставлением жилых помещений, в ходе которой установлено, что Хабибуллин А.Р. состоит на учёте в очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилой площади в Организация с [Дата]. за [Номер], постоянного места жительства не имеет, что подтверждается сопроводительным письмом Организация от [Дата] [Номер]. Постановлением Организация [Номер]п от [Дата] утвержден Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения», данный список имеется в материалах дела в виде Приложения [Номер] к указанному постановлению.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждому гарантировано право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную платуиз государственных,муниципальных и другихжилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 27 Конвенции о правах ребенка [Дата] государства-участники, в состав которых входит Россия, признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, что нашло в полной мере свое закрепление и в Конституции РФ, согласно ст. 38 которой установлено, что семья и детство находятся под защитой государства, статьей 39 которой закреплены гарантии социального обеспечения каждому по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Пунктом «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита отнесена к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

В соответствии со ст. 2 ФЗ [Номер] «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением иобеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Согласно ст. 3 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законодательство РФ о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей состоит из Конституции РФ, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ, а также Конституций (уставов), законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ст.8 ФЗ [Номер] установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилые помещения должны предоставляться исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей вне очереди после окончания их пребывания в соответствующих учреждениях; обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с ч. 5 ст. 6 Закона РС (Я) от [Дата] «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в момент наступления права на жилую площадь обеспечиваются жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), предоставляемыми органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия), или жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, предоставляемыми органами местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями по договорам социального найма.

Согласно п.п. 1.2 - 1.5 Постановления Правительства РС (Я) от [Дата] [Номер] «О порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС (Я) на обеспечение жилыми положениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа» (с «Положением о порядке предоставления субвенций органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС (Я) на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа») детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются жилые помещения за счет средств федерального бюджета и государственного бюджета РС (Я) по договорам социального найма и государственного или муниципального бюджета. При отсутствии государственного или муниципального социального жилищного фонда органы государственной власти или местного самоуправления приобретают не ниже установленных социальных норм в муниципальную или государственную собственность за счет средств, выделяемых из федерального бюджета и государственного бюджета РС (Я).

Согласно п. 2.9 Постановления орган местного самоуправления строит либо приобретает жилые помещения на первичном либо вторичном рынке, оформляет его в муниципальную собственность и предает лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору социального найма.

Органы местного самоуправления РС (Я) наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем детей-сирот вне очереди жилой площадью не ниже установленных законодательством РС (Я) социальных норм в соответствии с ч. 6 ст. 1 Закона РС (Я) от [Дата] 348-З N 711-III "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС (Я) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".     

Также ч. 5 ст. 6 указанного Закона РС (Я) установлено, что дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей обеспечиваются жилыми помещениямидо 1 июня текущего года.

В соответствии с ч. 1 ст. 49 ЖК РФпо договору социального наймапредоставляется жилое помещениегосударственного или муниципальногожилищного фонда. Ч. 3 ст. 49 ЖК РФ определено, что гражданам, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ, жилые помещения предоставляются за счет жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.

Таким образом, анализируя действующее законодательство РФ и PC (Я), суд приходит к выводу, что обязанность по обеспечению вне очереди детей-сирот жилой площадью на условиях социального найма возложена на органы местного самоуправления. В связи с чем достижение лицом числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. Как установлено выше судом, при наступлении права на жилье Хабибуллин А.Р. не обеспечен жильем.

В деле имеется акт-заключение органа опеки и попечительства, согласно которого орган опеки и попечительства Организация4 считает возможным исковое заявление удовлетворить, при этом указали, что финансирование на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, должно производиться за счет Организация1

Социальные нормы предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, законами РС (Я) не определены. В связи с чем ссылка представителя ответчика К. о необходимости при принятии решения руководствоваться суду Законом РС (Я) «О внесении изменений в ст. 6 Закона РС (Я) «О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в РС (Я)» от [Дата] 974-3 [Номер]-IV, в котором указано, что жилье предоставляется детям-сиротам в виде изолированного жилого помещения площадью от 24 до 38 кв.м., отвечающего требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, степени благоустройства, определенной органом местного самоуправления, осуществившим принятие на учет лиц данной категории в качестве нуждающихся в жилых помещениях, суд пришел к выводу признать необоснованной, т.к. в данном законе в ст. 2 указано, что закон вступает в силу по истечении 10-ти дней со дня его официального опубликования, опубликован закон был [Дата], следовательно, на момент принятия решения судом данный закон не может быть применим. При этом суд также пришел к выводу считать ходатайство данного представителя в части обязания прокурора изменить исковые требования в соответствии с указанным Законом необоснованным по выше указанным основаниям, а также тем обстоятельством, что ГПК РФ не содержит норм, предоставляющих суду возможность обязать истца изменить заявленные им ранее исковые требования.

Согласно ч. 2 ст. 7 Закона РС (Я) от [Дата] 225-3 N 457-Ш "О порядке предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в ....... (Якутия)" при отсутствии жилого фонда лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в лице их законных представителей предоставляется целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилых помещений жилой площадью не ниже установленных социальных норм за счет средств, выделяемых из государственного бюджета РС (Я).

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Закона РС (Я) от [Дата] 368-3 N 751-Ш «Об условиях реализации права отдельных категорий граждан на предоставление жилых помещений государственного жилого фонда РС (Я)по договорам социального найма» норма предоставления площади жилого помещения на одного человека устанавливается в размере 18 квадратных метров общей площади и в размере 32 квадратных метров общей площади на одиноко проживающего человека.

Согласно п. 12 Постановления Правительства РФ от [Дата] [Номер] «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами, электроосвещением, хозяйственно-питьевым и горячим водоснабжением, водоотведением, отоплением и вентиляцией, а в газифицированных районах также и газоснабжением.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Алданского района PC (Я) в интересах Хабибуллина А.Р. к Организация об обязании по предоставлению жилого помещения удовлетворить.

Обязать Организация предоставить Хабибуллину А.Р. жилое помещение в виде отдельной однокомнатной квартиры общей площадью не менее [иные данные] отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям применительно к условиям Организация оборудованной инженерными системами - электроосвещением, хозяйственно-питьевым и горячим водоснабжением, водоотведением, отоплением, в газифицированных домах - газоснабжением.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Алданский районный суд РС (Я) в течение 10 дней.

Судья:                                                                                 Топоркова С.А.