Дело № 2-396/2012 Именем Российской Федерации г. Алдан [Дата] Алданский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе: председательствующего судьи Винокурова И.В., при секретаре судебного заседания Петровой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Супряга КА к Организация о взыскании заработной платы, установил: В суд обратился Супряга КА с иском о взыскании с ответчика не начисленной части денежного довольствия исходя из размера районного коэффициента 1,7 за период с [Дата] по [Дата], а также настаивает обязать ответчика применять районный коэффициент 1,7 при расчете ежемесячного денежного довольствия с [Дата]. В судебное заседание истец Супряга КА не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие с участием представителя Разинской Е.С., о чем указал в своем иске. В судебном заседании представитель истца Разинская Е.С. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснения дала аналогичные исковому заявлению, дополнила, что своими неправомерными действиями ответчик причинил истцу моральный вред, т.к. истец не дополучал ежемесячно ....... % к заработной плате, то есть работодатель нарушал конституционное право истца, как гражданина, имеющего право на вознаграждение за труд, однако без какой бы то ни было дискриминации работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, который истцом оценивается в ....... руб. Истец был вынужден обратиться в суд за защитой своих прав, понес расходы на оплату услуг представителя и в порядке ст. 100 ГПК РФ имеет право на возмещение судебных расходов. Просит суд обязать производить начисление денежного довольствия истцу с учетом коэффициента 1,7 с учетом того обстоятельства, что действия ответчика по применению коэффициента 1,4 являются незаконными, однако при этом требование о незаконности их действий просит не рассматривать в отдельности, что входит своим содержанием и является основанием для удовлетворения иска в целом. В судебное заседание представитель ответчика Организация Строев А.В. не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, о чем имеется письменное ходатайство, также в деле имеется письменное возражение ответчика, согласно которого считает исковые требования необоснованными, т.к. Приказ МЧС России от 22.09.2009 года № 545 «О новой системе оплаты труда работников бюджетных учреждений МЧС России и гражданского персонала воинских частей войск гражданской обороны» распространяет свое действие на лиц, не имеющих специальные звания рядового и начальствующего состава ФПС (работников). Установленные приказом размеры районного коэффициента не могут применяться к денежному довольствию сотрудников ФПС и применяются размеры районного коэффициента, установленные нормативными правовыми актами бывшего СССР и устанавливаются Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 04.09.1964 года № 380/П-18. Просит в иске отказать. Суд, выслушав представителя истца, изучив, проанализировав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований частично по следующим основаниям: Судом установлено, истец Супряга КА проходит службу у ответчика в должности [иные данные]. В настоящее время при расчете денежного довольствия истца применяется районный коэффициент в размере 1,4. В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ. До настоящего времени единый нормативный правовой акт, устанавливающий размеры районного коэффициента к заработной плате работников, проживающих в районах Крайнего Севера и работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, Правительством Российской Федерации не принят. В связи с изложенным в Российской Федерации продолжают применяться районные коэффициенты, установленные нормами бывшего Союза ССР - соответствующими постановлениями Госкомтруда СССР и президиума ВЦСПС, а также решениями Правительства РФ, которыми в ряде субъектов РФ районные коэффициенты были повышены. Судом также установлено, что до 24.11.2009 года в системе МЧС России размер районного коэффициента, применяемый при исчислении заработной платы работников противопожарной службы, устанавливался в соответствии с положениями Государственного комитета Совета министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 04.09.1964 года № 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». Таким образом, исходя из п. 6 указанного Постановления, к заработной плате работников и к денежному довольствию лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы МЧС России, работающих (проходящих службу) в Алданском районе, до издания соответствующего нормативного правового акта применялся районный коэффициент в размере 1,4. Приказом МЧС России от 22.09.2009 г. № 545 введена новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений МЧС России. Согласно п.3 приложения к пункту 2 Условий, размеров и порядка осуществления выплат компенсационного характера работников бюджетных учреждений МЧС России к заработной плате работников, работающих в Алданском районе, применяется коэффициент 1,7. Таким образом, в данной организации все работники, в том числе и аттестованные сотрудники, получают заработную плату, денежное довольствие из федерального бюджета, однако гражданские служащие получают заработную плату с начислением 1.7 коэффициента, а аттестованные сотрудники 1.4. Правомочие МЧС России по принятию указанного нормативного правового акта определяется пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 03 января 1993 г. № 2 «О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала», в соответствии с которым МЧС России представлено право применять районные коэффициенты к заработной плате гражданского персонала в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий. Кроме этого, настоящий приказ был принят во исполнение пункта 8 постановления Правительства РФ от 05 августа 2008 г. № 583 «О введении новых систем оплаты труда, работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, в соответствии с которым, федеральным органом исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба предписано утвердить условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития РФ. К перечню видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2007 г. № 822 отнесены выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе районный коэффициент, применяемый к заработной плате работников Крайнего Севера. Таким образом, в данном случае МЧС России обладает правомочиями по установлению в отношении работников бюджетных организаций МЧС России размера и порядка выплаты районного коэффициента. В соответствии с п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2001 г. № 416 «О дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, проходящим службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных», в соответствии с которым определено, что к денежному довольствию (денежному содержанию) сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, проходящих службу в районах Крайнего Севера применяются районные коэффициенты в размере и порядке, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.Это же условие закреплено в пункте 101 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел, утвержденного Приказом МВД Российской Федерации № 750 от 30.09.1999 года и распространенным до настоящего времени в отношении лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы МЧС России. Таким образом, размер районного коэффициента, применяемый при исчислении денежного довольствия сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, находится в прямой зависимости от размера районного коэффициента, применяемого при исчислении заработной платы соответствующей категории работников бюджетных организаций МЧС России. Принятие отдельного нормативного правового акта, устанавливающего размер районного коэффициента к денежному довольствию сотрудников МЧС России в данном случае не требуется. Вместе с тем, несмотря на вступление в силу нормативного правового акта Российской Федерации, устанавливающего в системе МЧС России повышенный размер районного коэффициента, в отношении лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы, проходящих службу в Главном управлении МЧС России по Республике Саха (Якутия) продолжает применяться размер районного коэффициента, установленный указанным выше постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР для работников непроизводственных отраслей. Согласно п. 3 ст. 37 Конституции РФ устанавливает, что каждый гражданин имеет право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации. В соответствии со ст. 22 ТК РФ установлено, что работодатель обязан обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности. Согласно ст. 3 ТК РФ установлен запрет дискриминации в сфере труда. Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Исходя из вышеизложенного, указанной нормой допускается установление различий лишь в случае, если эти различия определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Исходя из указанных выше норм закона, районный коэффициент к заработной плате (денежному довольствию) по своему социальному предназначению является унифицированной компенсационной выплатой и по смыслу норм трудового законодательства его размер может устанавливаться только в зависимости от категории местности и бюджетной принадлежности организации. Таким образом, сложившаяся ситуация, в соответствии с которой для различных категорий лиц, работающих в учреждениях одной системы и в одной местности, устанавливается различный районный коэффициент, является противозаконной и обуславливает дискриминацию лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы МЧС России в вопросе выплаты им денежного довольствия.Следовательно, требования сотрудников федеральной противопожарной службы о перерасчете денежного довольствия в связи с неправомерным применением районного коэффициента, обязании ответчика применять размер районного коэффициента 1,7 признаются обоснованными и подлежащими удовлетворению. С учетом анализа вышеуказанных норм законодательства РФ суд пришел к выводу о незаконности применения ответчиком к денежному довольствию районного коэффициента, исходя из размера 1,4 за период с [Дата] по [Дата], в связи с чем требование об обязании ответчика применять истцу с [Дата] при расчете денежного довольствия районный коэффициент 1,7, и произвести перерасчет денежного довольствия за период с [Дата] по [Дата] из расчета 1,7, взыскав с ответчика в пользу истца сумму недоначисленой заработной платы в размере ........, о чем имеется в деле расчет с приложением лицевые карточки работника за [Дата] годы, суд пришел к выводу признать законными. В соответствии со ст. 237 ТК РФ работодатель обязан возместить моральный вред, причиненный вследствие неправомерных действий работодателя. Исходя из требований п. 63 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» о разумности и справедливости, степени вины работодателя требование истца в части компенсации морального вреда подлежит удовлетворению по тем основаниям, что степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей истца и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий. Суд с учетом понесенных истцом страданий, исходя из разумности и справедливости, периода нарушений со стороны ответчика, недополученной истцом суммы, приходит к выводу, о взыскании с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере ....... руб. Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. В связи с чем заявленные требования истца о взыскании судебных расходов на представителя, составление доверенности подлежат удовлетворению с учетом разумности и справедливости, с учетом сложности рассматриваемого спора, соразмерно удовлетворенным требованиям, сумма, подлежащая взысканию, по мнению суда, составляет ....... руб. Учитывая, что истец просил взыскать компенсацию морального вреда в размере ....... руб., при этом судом было решено взыскать ....... руб., просил расходы на услуги представителя в размере ....... руб., при этом судом было решено взыскать ....... руб., суд пришел к выводу о частичном удовлетворении иска. Согласно ст. 393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты государственной пошлины. В соответствии со ст. 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются: бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федерального бюджета. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Супряга КА к Организация о взыскании заработной платы удовлетворить частично. Обязать Организация применять с [Дата] при расчете денежного довольствия Супряга КА коэффициент 1,7. Взыскать с Организация в пользу Супряга КА не начисленную часть денежного довольствия за период с [Дата] по [Дата] из расчета коэффициента 1,7 в размере ........, компенсацию морального вреда в размере ....... руб., судебные расходы в размере ....... руб., итого: ....... В остальной части иска отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд РС (Я) через Алданский районный суд РС (Я) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме судом первой инстанции. Судья Алданского районного суда РС(Я) Винокуров И.В.