№ 2-121/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
....... [Дата]
Алданский районный суд в составе:
Судьи Алданского районного суда Винтман Н.С.,
С участием прокурора Баганиной А.А.,
При секретаре Помалейко А.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ....... в интересах неопределенного круга лиц к администрации Организация 1 о признании бездействия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности незаконным и возложении обязанности исполнить предписание Организация) от [Дата] [Номер],
У С Т А Н О В И Л :
В Алданский районный суд с вышеуказанным иском к ответчику обратился прокурор ......., в обоснование указав, [Дата] Организация ....... Организация было проведено внеплановое мероприятие по надзору за соблюдением пожарной безопасности. В результате проверки главе администрации Организация 1 было выдано предписание [Номер] по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Предложенные мероприятия являются обязательными для руководителей, организаций, должностных лиц и граждан, на которых возложена обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности. Согласно справке Организация ....... Организация о результатах совместной с прокуратурой проверки деятельности органов местного самоуправления по защите населенных пунктов от природных пожаров от [Дата] в отношении администрации Организация 1 установлен факт неисполнения в установленные сроки предписания Организация ....... Организация. Неисполнение органом местного самоуправления предписания по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности нарушает право неопределенного круга лиц на защиту их жизни и здоровья в случае пожара. Просил признать бездействие по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности незаконным и возложить обязанность исполнить предписание Организация от [Дата] [Номер].
В судебном заседании помощник прокурора ....... Баганина А.А. дала пояснения аналогичные, изложенным в заявлении, исковые требования уточнила, в связи с тем, что часть требований, изложенных в предписании ответчиком была исполнена, полагала необходимым признать бездействие по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности незаконным и возложении обязанности исполнить согласно справке от [Дата] п. 1 предписания Организация от [Дата] [Номер]. Соглашение, заключенное между администрацией и Организация 2 является предварительным, возможно, окончательное соглашение между сторонами заключено не будет.
Представитель ответчика Адашинский А.А. (по доверенности) исковые требования не признал, суду пояснил, злостного уклонения со стороны администрации Организация 1 от исполнения предписания не усматривается. Заявление прокурора является преждевременным. Граждане в прокуратуру с заявлениями о том, что нарушаются их права, не обращались. На момент обращения прокурора с иском в суд было заключено соглашение на создание и поддержание противопожарной безопасности, устройство противопожарных зон, что позволяет говорить о том, что п. 1 предписания считается исполненным. Кроме того, в бюджет не заложены средства на выполнение работ по созданию противопожарной полосы. Настаивал в удовлетворении иска прокурора отказать.
Представитель Организация ....... Организация Каблаш В.А. (по доверенности) иск прокурора поддержал, суду пояснил, [Дата] был установлен срок для исполнения предписания до [Дата] В установленные сроки требования, изложенные в предписании не исполнены. Проверка исполнения предписания ОГПН проводилась совместно с прокуратурой. На момент проверки п. 1 предписания не исполнен, соглашение по созданию противопожарных зон заключено не было. Предписание является неисполненным, если не исполнен либо частично исполнен хотя бы один пункт. Администрацией МО «Город Томмот» не представлено документов, подтверждающих исполнение предписания.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, представителя Организация ....... Организация изучив представленные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства.
В соответствии со ст. 34 ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
Статьей 19 Федерального закона от [Дата] № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Организация; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Организация; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В силу ст.38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В силу ст. 6 ФЗ «О пожарной безопасности» Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору и должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право: осуществлять государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами; давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности; налагать в соответствии с действующим законодательством административные взыскания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц государственного пожарного надзора.
Как установлено в судебном заседании, [Дата] Организация ....... Организация в отношении администрации Организация 1 проведено внеплановое мероприятие по надзору, в результате которого [Дата] главе Организация 1 выдано предписание [Номер] по устранению нарушений требований пожарной безопасности: разработать и принять организационно-распорядительные документы по защите населенных пунктов от лесных пожаров ( [Номер] «О пожарной безопасности»); разработать план противопожарных мероприятий, направленных на предупреждение и тушений пожаров и обеспечение защиты населенных пунктов от лесных пожаров (ППБ 01-03 п. 112); разработать план мобилизации рабочей силы средств пожаротушения по лесозаготовительным организациям и предприятиям на тушение пожаров на территории ....... (№ 60-ФЗ «О пожарной безопасности»); обеспечить противопожарные зоны от границ застройки города до границ лесных массивов не менее 50 метров, а от застройки сельских поселений не менее 15 метров (СНиП [Дата]-89 п.4); подготовить имеющуюся водовозную и землеройную технику для использования ее в целях пожаротушения лесных массивов (ППБ 01-03 п. 116); произвести отчистку территорий населенных пунктов, а также участки прилегающие к жилым домам от горючих отходов, сухой травы и т.п. (ППБ 01-03 п. 21); создать пожарно-техническую комиссию и добровольную пожарную дружину (ППБ 01-03 п. 9); организовать проведение противопожарной пропаганды (установка аншлагов), регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов о выполнении правил пожарной безопасности в лесах (ФЗ [Номер] ст. 100); установить на территории сельских населенных пунктов дачных и садоводческих поселков средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай возникновения пожара (ППБ 01-03 п. 114).
Согласно справке от [Дата] по результатам проверки деятельности органов местного самоуправления по защите населенных пунктов от природных пожаров администрацией Организация 1 часть требований, указанных в предписании не исполнена, а именно:
Не обеспечены противопожарные зоны от границ застройки города до границ лесных массивов не менее 50 метров, а от застройки сельских поселений не менее 15 метров. Представителем ответчика представлено суду соглашение от [Дата] заключенное между администрацией Организация 1 и Организация 2 в целях создания и поддержания противопожарной безопасности. Основным направлением сотрудничества является осуществление мер в области обеспечения противопожарной безопасности, в том числе устройство противопожарных зон. Данное соглашение является предварительным, срок принятия окончательного решения о возможности реализации предусмотренных соглашением договоренностей определен не позднее [Дата]
Как установлено в судебном заседании, данное соглашение было заключено [Дата], тогда как срок исполнения данного требования был установлен до [Дата], но и на момент рассмотрения дела ([Дата]), суду не представлено доказательств исполнения п. 1 предписания.
Суд приходит к выводу, что данные обстоятельства свидетельствуют о бездействии со стороны органа местного самоуправления по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности. Убедительных доказательств об уважительности причин не выполнения требований пожарного надзора в установленные сроки, ответчиком в суд не представлено.
Учитывая, что в силу закона предписание является обязательным для руководителей, организаций, должностных лиц, юридических лиц и граждан, на которых возложена в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по устранению нарушений требований пожарной безопасности, суд полагает, требования по исполнению согласно справке от [Дата] пункта 1 предписания Организация ....... Организация от [Дата] являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что в прокуратуру не поступили заявления граждан по поводу нарушения их прав, суд находит несостоятельными, поскольку, в силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Кроме того, суд учитывает, что не выполнение предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности может привести к необратимым последствиям, создать угрозу жизни и здоровью населения, проживающего на территории Организация 1
Прокурор в соответствии с Законом «О прокуратуре РФ», ст. 45 ГПК РФ вправе в установленном порядке обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
По изложенному и руководствуясь ст. 197-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора ....... удовлетворить.
Признать бездействие администрации Организация 1 по неисполнению п. 1 предписания Организация ....... Организация от [Дата] [Номер].
Обязать администрацию Организация 1» исполнить п. 1 предписания Организация ....... Организация от [Дата] [Номер].
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РС (Я) - через Алданский районный суд в течение 10 дней.
Судья Винтман Н.С.