об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.



№ 2-698/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

[Дата]                                                                                    г. Алдан

Алданский районный суд РС (Я) в составе:

председательствующего судьи Винтман Н.С.,

с участием прокурора Шадрина В.Н.,

при секретаре Сметаниной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Алданского района РС (Я) в интересах неопределенного круга лиц к организация 1 об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,

У С Т А Н О В И Л :

В Алданский районный суд с вышеуказанным исковым заявлением обратился прокурор Алданского района РС (Я), в обоснование указав, Прокуратурой Алданского района совместно со специалистами организация 2 проведена проверка соблюдения управляющими компаниями санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании придомовых территорий. В ходе проверки дворовой территории жилого ....... установлено, что на территории вышеуказанного многоквартирного дома расположена санитарная точка. Санитарная точка оборудована металлическим контейнером для сбора твердых бытовых, жидких и пищевых отходов. В нарушение Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях металлические контейнеры установлены на земле, водонепроницаемое дно (площадка под установку короба (контейнера), исключающее загрязнение рельефа), ограждение вокруг контейнеров, отсутствуют. Кроме того, на момент обследования контейнер полупустой, вокруг контейнеров складируются бытовые и пищевые отходы, своевременно не очищается территория вокруг контейнера.Управляющей организацией, обслуживающей указанный выше дом, является управляющая компания организация 1. Таким образом, проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований федерального законодательства организация 1 не принимаются должные меры по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства, что приводит к нарушению прав граждан на благоприятные условия проживания и нарушает принцип охраны
здоровья человека. Просит обязать управляющую организацию организация 1 до [Дата] принять меры по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: обеспечить санитарное состояние придомовой территории ....... в соответствии с действующими нормами и правилами.

В судебном заседании прокурор Шадрин В.Н. заявление поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные изложенным в заявлении. Просил обязать управляющую организацию организация 1 до [Дата] принять меры по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: обеспечить санитарное состояние придомовой территории ....... в соответствии с действующими нормами и правилами.

Представитель ответчика -Тиханович К.С. (по доверенности) в судебном заседании с заявлением прокурора согласен частично, суду пояснил, требования в части своевременного вывоза мусора признают. Между организация 1 заключен договор с организация 3 на вывоз мусора, данные обязанности исполняются. В части оборудования площадки под мусорные контейнеры пояснил, что в перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме данная обязанность не входит. Оборудование специальной площадки для контейнеров требует финансовых затрат. Эта работа носит капитальный характер, не является обслуживанием жилого фонда. организация 1 осуществляет аварийное обслуживание домов, обеспечивает оказание коммунальных услуг. Согласно Письму Министерства регионального развития РФ от 14 октября 2008 года № 26084-СК/14 услуги и работы, предусмотренные и утвержденные Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170, являются обязательными для управляющей или подрядной организации только в случае указания на них в договоре. В других случаях указанные правила имеют рекомендательный характер. Полагает, что требования прокурора о своевременной уборке мусора не имеют правового обоснования, т.к. данные требования выполняются своевременно, а требования в части установки бетонных площадок и оборудования их по СанПиНу не входят в обязанности организация 1

Представитель организация 2 Богоза И.Ф. (по доверенности) в судебное заседание не явилась, через канцелярию суда поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела без их участия, также поступил отзыв, из которого следует, что Санитарные правила являются нормативно-правовыми актами, следовательно, обязательны для исполнения. Осуществление саночистки с нарушением установленных законом требований нарушает права потребителя, т.к. оказывается услуга ненадлежащего качества, что создает угрозу здоровью граждан, поскольку создается угроза возникновения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний.

Представитель третьего лица организация 4 - Монич Л.Г. в судебное заседание не явилась, поступило ходатайство о рассмотрении искового заявления прокурора без их участия. Доводы по иску изложили в отзыве, из которого следует, что организация по обслуживанию жилого фонда обязана обеспечивать своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, организацию вывозу отходов, содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников. Бездействием управляющей компании нарушаются права граждан на благоприятные условия проживания, может привести к эпидемии и повлечь чрезвычайную ситуацию. Полагала, требования прокурора обоснованные и подлежат удовлетворению.

Суд, выслушав участников процесса, изучив и проанализировав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Алданского района РС (Я) по следующим основаниям:

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Алданского района совместно со специалистами организация 2 проведена проверка соблюдения управляющими компаниями санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании придомовых территорий. В ходе проверки дворовой территории жилого ....... установлено, что на территории вышеуказанного многоквартирного дома расположена санитарная точка. Санитарная точка оборудована металлическим контейнером для сбора твердых бытовых, жидких и пищевых отходов.

Согласно акту санитарного обследования от [Дата], составленному организация 2 было проведено санитарное обследование прилегающей территории к жилому дому, расположенному в пределах организация 4 на предмет соблюдения управляющей компанией санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании придомовых территорий. При обследовании селитебной зоны ....... установлено, что на углу дома, расположенного по адресу: ......., на земле установлен 1 металлический контейнер для сбора ТБО от населения, на момент обследования контейнер полупустой. Площадка с твердым покрытием отсутствует. Своевременно не очищается территория вокруг контейнера, имеются скопления мелкого бытового мусора. Обработка и дезинфекция металлических и деревянных коробов для сбора ТБО и ЖБО не проводится. Работу по вывозу отходов от населения и очистку прилегающей территории к контейнеру производит организация 3 с управляющей компанией.

Согласно разделу 3 Устава организация 1, утвержденному [Дата], организация 1 вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством, в том числе производство санитарно-технических работ.

Из объяснения [иные данные] организация 1 Кочневой О.А. от [Дата] следует, что по лицевым счетам плательщиков жилищно-коммунальных услуг производится начисление за саночистку, после чего население оплачивает данную услугу.

Согласно акту о передаче управления многоквартирными домами вновь выбранной управляющей компании от [Дата] многоквартирные дома переданы в управление выбранной управляющей организации организация 1 на основании протокола [Номер] от [Дата] рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации. Согласно перечню переданных в управление организация 1 многоквартирных домов, ....... также передан в управление ответчика.

В соответствии со статьей 2 и 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии со статьей 8 и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.1.2.2645-10), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2012 № 64 (далее - СанПиН 2.1.22645-10), санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно п. 1.2 указанных Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.

Согласно пунктам 8.2.4, 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно. Установка контейнеров и других емкостей, предназначенных для сбора бытовых отходов и мусора, должна быть оборудована специальной площадкой с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

В соответствии с требованиями «СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88 (далее -СанПиН 42-128-4690-88) на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.

Согласно пунктам 2.2.1 - 2.2.4 СанПиН 42-128-4690-88 при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 гр., и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 гр.)- не более одних суток (ежедневный вывоз).

Металлические сборники отходов в летний период необходимо промывать (при "несменяемой" системе - не реже одного раза в 10 дней, "сменяемой" - после опорожнения), деревянные сборники - дезинфицировать (после каждого опорожнения).

Так, в соответствии с пунктом 2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88 удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю.

В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской

Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных     услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного
фонда,     утвержденных     постановлением     Государственного     комитета
Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному
комплексу от 27.09.2003 № 170 установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов, свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников, а также содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Статьей 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах

производства и потребления» регламентировано, что основными принципами
государственной политики в области обращения с отходами является охрана
здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного
состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

Таким образом, судом установлено, подтверждено материалами дела, что в нарушениетребований федерального законодательства организация 1 не принимаются должные меры по соблюдению санитарно-
эпидемиологического законодательства, что приводит к нарушению прав
граждан на благоприятные условия проживания и нарушает принцип охраны
здоровья человека, установленные Федеральном законом от
24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ответчиком должным образом не соблюдаются требования к удалению бытовых отходов и мусора, установленные санитарными правилами содержания территорий населенных пунктов и санитарно- эпидемиологическими требованиями к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях.

С учетом изложенного, заявление прокурора Алданского района РС (Я) подлежит удовлетворению.

По изложенному и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                                      

                                                  Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Алданского района РС (Я) удовлетворить.

Обязать управляющую организацию организация 1 до [Дата] принять меры по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, обеспечить санитарное состояние придомовой территории ....... в соответствии с действующими нормами и правилами.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РС (Я) через Алданский районный суд РС (Я) в течение 1 месяца.

Судья Алданского

районного суда РС (Я) :                                                   Винтман Н.С.