Дело Номер обезличен
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года г.Алатырь
Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Филатовой Л.Н.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску ФИО1 к общество о признании права на выплату среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения, в связи с сокращением численности или штата работников и взыскании среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения, в связи с сокращением численности или штата работников,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Алатырский районный суд Чувашской Республики с иском к общество о взыскании среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения в связи с сокращением численности или штата работников, мотивируя свои требования тем, что с Дата обезличена года она работала в юр лицо в качестве вахтера - контролера, в последствии была переведена обработчиком технического имущества и ремфонда. С Дата обезличена года юр лицо была переименована в юр лицо 1. С Дата обезличена года она была уволена в связи с сокращением численности работников по п. 2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Дата обезличена года она обратилась в Центр занятости населения, в течение трех месяцев трудоустроена не была, в связи с этим в Центре занятости населения ей Дата обезличена года была выдана справка для предоставления ответчику для получения сохраненного среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения. Но ответчик отказался выплачивать средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения, мотивируя отказ тем, что она является пенсионером по возрасту, получает пенсию.
Просит признать за ней право на выплату среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения, в связи с сокращением численности или штата работников. Взыскать с общество в её пользу средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения в размере ...
В судебном заседании истица ФИО1 исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представители ответчика ФИО4 и ФИО2, действующие на основании доверенности, исковые требования не признали, пояснили, что исходя из п.1 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 года № 458, в органах занятости регистрируются только трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода). Данное положение согласуется с п.п. 3 ст. 3 ФЗ «О занятости населения в РФ», согласно которому безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена пенсия по старости или за выслугу лет. Кроме того, ст. 39 Конституции РФ гарантируется каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом РФ от 19 апреля 1991 года № 1032 - 1 «О занятости населения в РФ» предусмотрено, что служба занятости занимается трудоустройством безработных граждан. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы к ней приступить (п.п. 1и 3 ст. 3). Безработными не считаются граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо досрочная пенсия в связи с сокращением, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению (п.3 ст.3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032 - 1 «О занятости населения в РФ», п.17 Постановления Правительства РФ от 22 апреля 1997 года № 458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан»). Пунктом 1 ст. 9 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032 - 1 «О занятости населения в РФ» предусмотрено, что служба занятости оказывает содействие гражданам, в том числе и пенсионерам по старости (по возрасту), обратившимся за помощью: служба занятости дает бесплатные консультации, информацию, оказывает услуги, которые связаны с профессиональной ориентацией в целях выбора сферы деятельности (профессии) трудоустройства, возможности профессионального обучения. Однако данные мероприятия, проводимые службой занятости в отношении граждан - пенсионеров по старости (по возрасту), не могут рассматриваться как трудоустройство. Пункт 1 ст.12 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032 - 1 «О занятости населения в РФ», закрепляющий гарантированное право любого гражданина на бесплатное содействие в подборе подходящей работы и на трудоустройство при посредничестве органов службы занятости, должен анализироваться в комплексе с остальными положениями указанного Закона, которые определяют, что служба занятости осуществляет непосредственное трудоустройство только граждан, которые признаны или могут быть признаны безработными. Таким образом, ч.2 ст. 178 ТК РФ в части выплаты среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости не распространяется на граждан, которым выплачивается пенсия, так как указанная в ней выплата по своей сути является мерой социальной защиты безработных.
Представитель третьего лица ФИО5 ФИО6 действующая на основании доверенности, исковые требования считает подлежащими удовлетворению, пояснила, что гарантии, предусмотренные ст. 178 Трудового кодекса РФ, распространяются на всех лиц уволенных по сокращению численности или штата работников организации, независимо от того являются ли они получателями пенсии по старости или нет. ФИО1 обратилась в Центр занятости населения г. Алатырь в пределах двухнедельного срока после увольнения по сокращению численности или штата работников организации, принята на учет в качестве ищущей работу, не была трудоустроена в течение 3 - х месяцев со дня увольнения, о чем ей была выдана справка Центра занятости населения, равноценная решению о праве на среднюю заработную плату за третий месяц со дня увольнения, предназначенная для предъявления работодателю с целью получения выходного пособия за 3 - й месяц со дня увольнения. Исключительность случая составляет факт её обращения в Центр занятости населения в установленный срок и нетрудоустройство, иные обстоятельства по исключительности центром занятости не оцениваются.
Суд, исследовав письменные материалы дела, объяснения участников судебного заседания считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно выписке из приказа Номер обезличен от Дата обезличена года по юр лицо 1, копии трудовой книжки от Дата обезличена года ФИО1 уволена с Дата обезличена года по п.2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ - сокращение численности или штата работников данной организации.
Пунктом 1.1 Устава общество установлено, что оно является правопреемником юр лицо 1
Справками общество от Дата обезличена года за Номер обезличен и от Дата обезличена года Номер обезличен, копией лицевого счета работника подтверждается, что при увольнении по сокращению численности Дата обезличена года (приказ Номер обезличен от Дата обезличена года) ФИО1 выплачено выходное пособие с Дата обезличена года по Дата обезличена года в размере ..., среднемесячная заработная плата за второй месяц с Дата обезличена года в размере .... Среднемесячная заработная плата ФИО1 для расчета пособия при увольнении за третий месяц составит ....
В судебном заседании объяснениями истицы ФИО1, сведениями о постановке на учет, решением Номер обезличен организационно - методической комиссии, справкой Номер обезличен от Дата обезличена года, представленными Центром занятости населения ..., установлено, что Дата обезличена года ФИО1 обратилась в службу занятости и не была трудоустроена по истечении третьего месяца со дня увольнения, в связи с изложенным согласно ст. 178 ТК РФ организационно - методическая комиссия Центра занятости населения ... решила предоставить ФИО1 право на сохранение среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения по последнему месту работы, о чем выдала ей справку для предъявления работодателю с целью получения выходного пособия - среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения.
Отказ работодателя в выплате среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения суд считает незаконным, поскольку работником как стороной трудового договора в силу положений ст. 63 Трудового кодекса РФ может быть любой гражданин, достигший 16 - летнего возраста (в исключительных случаях и ранее этого возраста). Иных возрастных критериев заключения трудового договора законодательство не содержит. Таким образом, лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства, включая предоставление установленных трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций.
Как установлено ч.1 и ч.2 ст. 178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Из приведенных норм не следует, что гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия по старости.
В соответствии со ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, возраста и других оснований, в противном же случае такое ограничение будет являться дискриминацией в сфере труда.
Доводы представителя ответчика о том, что ч.2 ст. 178 Трудового кодекса РФ, в части выплаты среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия, так как указанная в ней выплата по своей сути является мерой социальной защиты безработных суд находит необоснованными по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 28 ФЗ «О занятости населения в РФ» предусмотрены гарантии социальной поддержки безработных, к которым относятся: пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе и в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах.
Таким образом, гарантии социальной поддержки безработных, установленные ст. 28 Закона РФ «О занятости населения в РФ» отличаются от гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в сфере трудовых правоотношений, установленных в ст. 178 Трудового кодекса РФ.
Учитывая, что ФИО1 уволена из общество по п. 2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ Дата обезличена года, Дата обезличена года - на пятый день со дня увольнения обратилась в центр занятости населения, по истечении 3 месяцев со дня увольнения трудоустроена не была, о чем ей была выдана справка Номер обезличен от Дата обезличена года, равнозначная решению о признании за ней исключительного права на получение среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения, содержащая подтверждение условий, при которых, трудовым законодательством гарантируется выплата среднего заработка за третий месяц со дня увольнения, исковые требования ФИО1 суд находит законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, в размере ... по требованиям имущественного характера, в размере ... по требованию неимущественного характера, всего ...
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к общество о признании права на выплату среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения, в связи с сокращением численности или штата работников и взыскании среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения, в связи с сокращением численности или штата работников - удовлетворить.
Признать за ФИО1 право на выплату среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения, в связи с сокращением численности или штата работников.
Взыскать с общество в пользу ФИО1 средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения в размере ....
Взыскать с общество в местный бюджет государственную пошлину в размере ...
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме, то есть с Дата обезличена года с подачей жалобы через Алатырский районный суд.
Председательствующий
Согласно ч.3 ст. 3 ФЗ «О занятости населения в РФ» безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно.