Дело Номер обезличен
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дата обезличена года г. Алатырь
Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Филатовой Л.Н., с участием старшего помощника Алатырского межрайонного прокурора Филимоновой Е.В.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алатырского межрайонного прокурора в интересах лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей ФИО0 к администрация о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, -
Установил:
Алатырский межрайонный прокурор в интересах лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей ФИО0, Дата обезличена года рождения, обратившись в суд с иском, обосновал свои требования тем, что, проживая ранее в г. Алатырь ЧР, в возрасте до 18 лет она осталась без попечения родителей. Решением Алатырского районного суда ЧР от Дата обезличена года ее мать ФИО2 лишена в отношении нее родительских прав. Отца у ФИО0 нет. Оставшись без попечения родителей, она была помещена в государственное учреждение для детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, затем обучалась в ПТУ по окончании которого в возрасте 16 лет возвратилась по месту прежнего жительства в г. Алатырь, была поставлена на учет для внеочередного получения жилого помещения в соответствии с законодательством о гарантиях по социальной поддержке детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для временного проживания ей была предоставлена комната жилой площадью 13 кв.м в общежитии по адресу: ..., до настоящего времени не обеспечена жильем вне очереди не ниже установленных социальных норм.
Просит обязать администрация предоставить ФИО0 благоустроенную квартиру по существующим нормам как лицу, из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, ФИО0 поддержав иск, дополнила его требованиями о предоставлении благоустроенной квартиры по существующим нормам как лицу, из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на состав ее семьи из двух человек, с учетом дочери ФИО6, Дата обезличена года рождения.
Представитель администрация ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что действительно ФИО0 как лицо, из числа детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, поставлена в 2001 году на учет для предоставления жилья, однако бюджетных средств выделяется недостаточно. Распорядителем денежных средств является Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (Минстрой), на 2010 год для этих целей по г. Алатырь ЧР денежных средств не выделено, в 2008 году выделялось на 2 квартиры, в 2009 году лимит денежных средств составлял 794 тыс.рублей, то есть на одну квартиру. Также необоснованны требования ФИО0 о предоставлении ей благоустроенной квартиры на семью из 2-х человек, поскольку предоставление жилья гарантировано только ей как лицу, оставшемуся без попечения родителей, в дальнейшем она может улучшать жилищные условия по другим основаниям, в частности, по программе «молодая семья». Просит в иске отказать.
Третье лицо ФИО5 в судебное заседание не явился, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители третьих лиц ФИО7 и ФИО8, будучи извещенными о дне слушания дела надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление, в судебное заседание не явились, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. ФИО7 представлен письменный отзыв на указанные исковые требования, в котором содержится позиция в их поддержку и ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя.
Выслушав доводы прокурора, истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению полностью, а ФИО0 частично по следующим основаниям.
Установлено, что в соответствии с постановлением главы администрации г. Алатырь ЧР Номер обезличен от Дата обезличена года на основании ходатайства управления образования администрации г. Алатырь предоставлено для временного проживания комната ... ФИО0, Дата обезличена года рождения, сироте, прибывшей в г. Алатырь по окончании ПТУ
Ранее, в соответствии с постановлением главы администрации г. Алатырь ЧР Номер обезличен от Дата обезличена года она включена как лицо из числа детей- сирот в списки на внеочередное получение жилья.
Не оспаривая право на внеочередное получение жилого помещения ФИО0 представитель ответчика полагает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать из-за недостаточности республиканского финансирования, данные доводы суд находит несостоятельными.
Исследованными материалами дела подтверждено, что ФИО0 относится к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, до лишения родительских прав в отношении неё матери ФИО2 проживала вместе с ней в ведомственном общежитии по адресу ... затем проживала в доме-интернате, после окончания государственного учреждения-профессионального училища прибыла по прежнему месту жительства в г. Алатырь.
В соответствии с абз.2, 3 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (с изменениями от 8 февраля 1998г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г. 22 августа 2004 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (поручительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 11 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений» (с изменениями) к иным категориям граждан, определенным настоящим Законом в соответствии с ч.3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях предоставления по договорам социального найма помещений государственного жилищного фонда Чувашской Республики относятся дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч.3 ст.11 указанного Закона полномочия по обеспечению жилыми помещениями этой категории граждан являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Статьей 17 названного Закона Чувашской Республики определено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Чувашской Республике наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 ст.11 настоящего Закона, в соответствии с Законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями.
В соответствии с Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011годов» главным распорядителем средств, направляемых из республиканского бюджета Чувашской Республики на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, является Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики (Минстрой Чувашии).
Вместе с тем, средства республиканского бюджета Чувашской Республики перечисляются с лицевого счета Минстроя Чувашии на лицевые счета бюджетов муниципальных образований и бюджетов городских округов, поскольку обязательство по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях категорий граждан, указанных в пунктах 1-3 части 1 ст.11 Закона Чувашской Республики №42 от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений», и в соответствии с Законом Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года №55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» лежит на органах местного самоуправления (ст.4 указанного Закона).
Из представленного суду письменного отзыва Номер обезличен отДата обезличена года третьего лица по данному делу- распорядителя средств республиканского бюджета, выделенных на эти цели, Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, следует позиция об обязанности органов местного самоуправления предоставления жилых помещений указанной категории граждан, не имеющих закрепленного жилья и нуждающихся в его предоставлении.
С учетом изложенного, исходя из положений ст.57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в их взаимосвязи, предусматривающих предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан вне очереди, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов представителя ответчика относительно необходимости отказа в иске из-за недостаточности финансирования, поскольку право этой категории граждан на внеочередное предоставление жилья не ставится законодателем в зависимость от каких-либо обстоятельств.
В соответствии с ч.5 ст. 57 Жилищного кодека РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Таким образом, исковые требования Алатырского межрайонного прокурора в интересах лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО0 и ФИО0 к администрации г. Алатырь ЧР о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, соответствующего социальным нормам, полежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд находит убедительными доводы представителя ответчика относительно того, что ребенок истца ФИО0- ФИО6, Дата обезличена года рождения, не относится к категории лиц, из числа детей сирот, в отношении которой у местной администрации имеется обязанность по внеочередному предоставлению жилья, имеет отца, имеет право проживать вместе с отцом, в связи с чем суд считает необходимым отказать в удовлетворении дополнительных требований ФИО0 о предоставлении ей жилья на семью в составе двух человек, с учетом несовершеннолетней дочери.
В соответствии с ч.1 ст.102 ГПК РФ за счет ответчика подлежат возмещению судебные расходы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алатырского межрайонного прокурора в интересах лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО0 к администрация о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,- удовлетворить.
Обязать администрация предоставить по договору социального найма ФИО0 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, соответствующее социальным нормам предоставления, лицу, из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
В удовлетворении исковых требований ФИО0 к администрация о предоставлении по договору социального найма жилого помещения, соответствующего нормам предоставления на семью из двух человек, с учетом несовершеннолетней дочери ФИО6, отказать.
Взыскать с администрация в муниципальный бюджет государственную пошлину в размере ... рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд ЧР в течение 10 дней со дня вынесения, с подачей жалобы через Алатырский районный суд ЧР.
Председательствующий