решение о признании права на выплату среднего месячного заработка



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата обезличена года г.Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Филатовой Л.Н.,

при секретаре судебного заседания ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску ФИО1 к общество с участием третьего лица на стороне истца центр занятости о признании права на выплату и взыскании среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения в связи с сокращением численности или штата работников, встречному иску юр лицо с участием третьего лица на стороне ответчика ФИО1 о признании недействительным решения о предоставлении права на выплату среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в ... суд ФИО2 с иском к юр лицо о взыскании среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения в связи с сокращением численности или штата работников, мотивируя свои требования тем, что с Дата обезличена года она работала в юр лицо 1 в качестве обработчика технического имущества и ремонтного фонда. С Дата обезличена года юр лицо 1 была переименована в юр лицо 2. С Дата обезличена года она была уволена в связи с сокращением численности работников по п. 2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Дата обезличена года она обратилась в Центр занятости населения, в течение трех месяцев трудоустроена не была, в связи с этим в Центре занятости населения ей Дата обезличена года была выдана справка для предоставления ответчику для получения сохраненного среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения. Но ответчик отказался выплачивать средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения, мотивируя отказ тем, что она является пенсионером по возрасту, получает пенсию.

Просит признать за ней право на выплату среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения в связи с сокращением численности или штата работников. Взыскать юр лицо в её пользу средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения в размере ....

Впоследствии ФИО1 исковые требования уменьшила, просила взыскать с ответчика в её пользу средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения в размере ....

Ответчик юр лицо обратился в суд со встречным исковым заявлением к центр занятости о признании недействующим и незаконным решения, оформленного центр занятости в виде справки на имя ФИО1, мотивировав свои исковые требования тем, что согласно приказу Номер обезличен от Дата обезличена года ФИО1 была уволена в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. юр лицо выплатило истцу выходное пособие (в размере среднего заработка) и средний заработок за второй месяц со дня сокращения в полном объеме. Дата обезличена года ФИО1 центр занятости была выдана справка, о том, что истица обратилась в Центр занятости населения Дата обезличена года и не была трудоустроена в течение трех месяцев со дня увольнения. юр лицо считает, что исковые требования ФИО1 о признании за ней права на выплату среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения не подлежат удовлетворению, поскольку справка, выданная ФИО1 центр занятости является недействительной, незаконной так как, исходя из п. 1 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 года за № 458, в органах занятости регистрируются только трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка. Данное положение согласуется с п. 3 ст. 3 ФЗ «О занятости населения в РФ», согласно которому безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена пенсия по старости или за выслугу лет. Кроме того, ст. 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в РФ» предусмотрено, что служба занятости занимается трудоустройством безработных граждан, а безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют заработка и работы, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы к ней приступить (п.п. 1, 3 ст. 3). Безработными не признаются граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости, в том числе досрочно, либо досрочная пенсия в связи с сокращением, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению (п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в РФ», п. 17 Постановления Правительства РФ от 22 апреля 1997 года № 458 «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан»). Пунктом 1 ст. 9 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в РФ» предусмотрено, что службы занятости оказывает содействие гражданам, в том числе и пенсионерам по старости (по возрасту), обратившимся за помощью: служба занятости дает бесплатные консультации, информацию, оказывает услуги, которые связаны с профессиональной ориентацией в целях выбора сферы деятельности (профессии) трудоустройства, возможности профессионального обучения. Однако данные мероприятия, проводимые службой занятости в отношении граждан - пенсионеров по старости (по возрасту), не могут рассматриваться как трудоустройство. Пункт 1 ст. 12 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в РФ», закрепляющий гарантированное право любого гражданина на бесплатное содействие в подборе подходящей работы и на трудоустройство при посредничестве органов службы занятости, должен анализироваться в комплексе с остальными положениями указанного Закона, которые определяют, что служба занятости осуществляет непосредственное трудоустройство только граждан, которые признаны или могут быть признаны безработными. Таким образом, ч. 2 ст. 178 ТК РФ в части выплаты среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости не распространяется на граждан, которым выплачивается пенсия, так как указанная в ней выплата по своей сути является мерой социальной защиты безработных, а также не подтверждена исключительность случая, дающая право на выплату среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения.

В судебном заседании истица ФИО1 (третье лицо по встречному иску) исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям. Встречные исковые требования юр лицо не признала, пояснив, что после увольнения её с юр лицо единственным источником дохода в семье является её пенсия, размер которой составляет ..., муж - ФИО3 признан инвалидом первой группы, вся её пенсия расходуется на приобретение дорогостоящих лекарств, другого источника дохода они не имеют.

Представитель ответчика юр лицо в судебное заседание не явился, будучи извещенным о дне слушания дела надлежащим образом, суд находит причину его неявки неуважительной, и возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Участвующий в предыдущем судебном заседании представитель ответчика юр лицо ФИО4, действующий на основании доверенности, исковые требования ФИО1 не признал, пояснив, что в соответствии с ч.2 ст. 178 ТК РФ в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. В предмет доказывания входит исключительность отмеченных в ч.2 ст. 178 ТК РФ обстоятельств (случаев). Однако в данном случае исключительность службой занятости не доказана. Центр занятости не представил документы, подтверждающие предложения об имеющейся вакансии и отказ работодателей в принятии на работу по основаниям, указывающим на социальное положение гражданина, другие документы, подтверждающие исключительность, в том числе отсутствие в семье истицы работающих членов семьи, отсутствие у уволенного работника иных доходов. ФИО1 является пенсионером по старости, социально защищена государством в виде гарантированной выплаты - пенсии.

Представитель третьего лица (ответчика по встречному иску) - центр занятости ФИО6 действующая на основании доверенности, исковые требования ФИО1 считает подлежащими удовлетворению, встречные исковые требования юр лицо не признала, пояснила, что ФИО1 уволена из юр лицо по п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ, Дата обезличена года обратилась в центр занятости По прошествии третьего месяца, гражданке ФИО1 служба занятости не смогла предоставить подходящую для неё работу, то есть она не была трудоустроена. На момент получения государственной услуги ФИО1 в регистре, содержащем сведения о свободных рабочих местах, согласно административному регламенту Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе кадров, подходящей работы не найдено. Подбор работы осуществляется с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня профессиональной подготовки и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка по последнему месту работы, рекомендаций о противопоказанных и доступных условиях и видах труда, транспортной доступности рабочего места, пожеланий гражданина к искомой работе (заработная плата, режим рабочего времени, место расположения, характер труда, должность, профессия (специальность), а также требований работодателя к исполнению трудовой функции и кандидатуре работника. При подборе подходящей работы не допускается: предложение одной и той же работы дважды, направление граждан на рабочие места без учета развития сети общественного транспорта в данной местности, обеспечивающей транспортную доступность рабочего места, предложение гражданину работы, которая связана с переменой места жительства, без его согласия; предложение гражданину работы, условия труда которой не соответствуют требованиям охраны труда. Учитывая, что ФИО1 на последнем месте работы работала по профессии «обработчик», согласно банку вакансий от октября 2009 года данной профессии не значится, профессии, имеющиеся в банке вакансий (бухгалтер, учетчик, специалист по рекламе), требуют соответствующего уровня профессиональной подготовки и квалификации. Работа по профессии «подсобный рабочий» в юр лицо 3 учитывая возраст истицы, физически тяжелая (12 часовой рабочий день, сдельная оплата труда). Банк вакансий на ноябрь 2009 года дополнен профессией повар в ФИО7 трудоустроиться на данную должность ФИО1 отказалась, с учетом транспортной доступности рабочего места и соответствующего вида деятельности (отсутствие квалификации и опыта работы) ГУ Центр занятости населения г. Алатырь Госслужбы занятости Чувашии отказ соискателя считает обоснованным. Работа по профессии «официант» в ... и ... не подходят по возрастному цензу. В сведениях о свободных рабочих местах (Банк вакансий) за декабрь 2009 года, профессии в основном требуют профессиональной подготовки: воспитатель, диспетчер, заведующий библиотекой. Работа по профессии «фасовщик» в ... учитывая возраст ФИО1 физически тяжелая, «приемщик - отправитель» в ... требует знаний работы на компьютере. Перечень вакансий на январь 2010 года был дополнен профессией «изготовитель творога» в ... требования предъявленные работодателем к кандидатуре по данной профессии не соответствуют кандидатуре истицы. Поскольку подходящая работа для ФИО1 не подобрана, на основании ст. 178 ТК РФ организационно - методическая комиссия Государственной службы занятости населения ЧР ГУ Центра занятости населения г. Алатырь государственной службы занятости населения ЧР решила предоставить ФИО1 справку Номер обезличен от Дата обезличена года, дающую право на сохранение среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения по последнему месту работы.

Суд, исследовав письменные материалы дела, объяснения участников судебного заседания считает, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению, встречные исковые требования юр лицо удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно копии трудовой книжки от Дата обезличена года ФИО1 уволена с Дата обезличена года по п.2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ - сокращение численности или штата работников данной организации (приказ Номер обезличен от Дата обезличена года).

Пунктом 1.1 Устава юр лицо установлено, что оно является правопреемником юр лицо 2

Согласно справке Номер обезличен от Дата обезличена года, выданной юр лицо средняя месячная заработная плата ФИО1 для расчета пособия при увольнении по п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ за третий месяц составит ..., данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

В судебном заседании объяснениями истицы ФИО1, сведениями о постановке на учет, справкой Номер обезличен от Дата обезличена года, представленными центр занятости, установлено, что Дата обезличена года ( в двухнедельный срок после увольнения) ФИО1 обратилась в службу занятости и не была трудоустроена по истечении третьего месяца со дня увольнения.

Как следует из протокола заседания Номер обезличен от Дата обезличена года рабочая комиссия по рассмотрению и выдаче справок для выплаты средней заработной платы по месту работы за третий месяц решила выдать справку Номер обезличен от Дата обезличена года для предоставления права на сохранение среднего месячного заработка по последнему месту работы в течение третьего месяца со дня увольнения. Данное решение принято комиссией в составе, утвержденном приказом Номер обезличен от Дата обезличена года по центр занятости, в соответствии с Типовым положением о рабочей комиссии по рассмотрению и выдаче справок для выплаты средней заработной платы по месту работы за третий месяц, являющимся приложением к вышеуказанному приказу.

Однако в выплате среднемесячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения администрацией юр лицо ФИО1 отказано, что подтверждается информационным письмом Номер обезличен от Дата обезличена года.

Отказ работодателя в выплате среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения суд считает незаконным по следующим основаниям.

Согласно п.1 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 года № 458 в учреждениях службы занятости регистрируются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (дохода), ищущие работу и готовые приступить к ней и обратившиеся в государственные учреждения службы занятости населения в целях поиска подходящей работы.

В соответствии с п. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032 - 1 «О занятости населения в РФ» безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости.

Однако, работником как стороной трудового договора в силу положений ст. 63 Трудового кодекса РФ может быть любой гражданин, достигший 16 - летнего возраста (в исключительных случаях и ранее этого возраста). Иных возрастных критериев заключения трудового договора законодательство не содержит. Таким образом, лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства, включая предоставление установленных трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций.

Из приведенных норм не следует, что гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия по старости.

Пункт 3 ст. 37 Конституции РФ закрепляет право каждого на защиту от безработицы.

В соответствии со ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, возраста и других оснований, в противном же случае такое ограничение будет являться дискриминацией в сфере труда.

Пунктами 47, 50 и 52 Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по представлению услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в выборе необходимых работников, которыми работники центра занятости населения руководствуются в своей работе, установлено, что основанием для начала предоставления государственной услуги содействия в поиске работы является личное обращение гражданина в государственное учреждение службы занятости.

Работник центра занятости населения на основании заявления - анкеты и документов, представленных гражданином, осуществляет регистрацию гражданина в соответствии с настоящим регламентом в целях поиска подходящей работы и безработных граждан.

Подбор гражданам варианта подходящей работы осуществляется с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня профессиональной подготовки и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка по последнему месту работы, рекомендаций о противопоказаниях и доступных условиях и видах труда, транспортной доступности рабочего места, пожеланий гражданина к искомой работе (заработная плата, режим рабочего времени, место расположения, характер труда, должность, профессия (специальность)), а также требований работодателя к исполнению трудовой функции и кандидатуре работника.

При подборе подходящей работы не допускается: предложение одной и той же работы дважды; направление граждан на рабочие места без учета развития сети общественного транспорта в данной местности, обеспечивающей транспортную доступность рабочего места; предложение гражданину работы, которая связана с переменой места жительства, без его согласия; предложение гражданину работы, условия которой не соответствуют требованиям охраны труда.

Сведениями трудовой книжки от Дата обезличена года, справкой от Дата обезличена года установлено, что до увольнения из юр лицо ФИО1 работала в должности обработчика технического имущества и ремонтного фонда. В предыдущий период времени с Дата обезличена года по Дата обезличена года она работала в качестве гардеробщицы в ФИО8, с Дата обезличена года по Дата обезличена года в качестве ...

Как следует из сведений о свободных рабочих местах (банк вакансий и работодателей) за период с Дата обезличена года по Дата обезличена года профессий соответствующих уровню квалификации, опыту работы ФИО1 - обработчик, санитарка, гардеробщик не имеется, профессии поименованные в банке вакансий за октябрь 2009 года: бухгалтер, учетчик, специалист по рекламе - профессии требуют соответствующего уровня профессиональной подготовки и квалификации. Должность подсобного рабочего в юр лицо 3 физически тяжелая, не соответствует возрасту ФИО1, в примечаниях к этой должности указано - 12 часовой рабочий день, сдельная оплата труда. Банк вакансий за ноябрь 2009 года дополнен профессией повар в ФИО7, которая также не соответствует ФИО1 в связи с отдаленностью от места её проживания, а также в связи с отсутствием у ФИО1 квалификации и опыта работы по данной профессии. Профессия официант ... и ... не соответствует возрастному цензу. В сведениях о свободных рабочих местах на декабрь 2009 года имеются профессии, которые требуют специального образования, подготовки, такие как воспитатель, диспетчер, заведующий библиотекой. Работа по профессии фасовщик в ... учитывая возраст ФИО1, физически тяжелая. Работа по профессии приемщик - отправитель в ... требует опыта работы на компьютере, которого у ФИО1 не имеется. В банке вакансий на январь 2010 года значится профессия изготовитель творога в ... в примечаниях к данной профессии указано, что работа осуществляется по графику, со сдельной оплатой труда, данная работа не соответствует ФИО1 с учетом возраста.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что вакантных должностей в банке вакансий и работ соответствующих квалификации, профессиональной подготовке, опыта работы ФИО1 за период с октября 2009 года по март 2010 года не имелось, причины по которым центр занятости не мог подобрать работу ФИО1, являются обоснованными.

Доводы представителя ответчика (истца по встречному иску) о том, что ч.2 ст. 178 Трудового кодекса РФ, в части выплаты среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости не распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия, так как указанная в ней выплата по своей сути является мерой социальной защиты безработных, суд находит необоснованными по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 28 ФЗ «О занятости населения в РФ» предусмотрены гарантии социальной поддержки безработных, к которым относятся: пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе и в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Таким образом, гарантии социальной поддержки безработных, установленные ст. 28 Закона РФ «О занятости населения в РФ» отличаются от гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам в сфере трудовых правоотношений, установленных в ст. 178 Трудового кодекса РФ.

Как установлено ч.1 и ч.2 ст. 178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Кроме того, п.п. «в» п.10 действующего Положения о порядке высвобождения, трудоустройства рабочих и служащих и предоставления им льгот и компенсаций, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР от 2 марта 1988 года № 113/6 - 64 предусмотрено, что за работниками, увольняемыми с предприятий в связи с сокращением численности или штата сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, в порядке исключения, и в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа по трудоустройству при условии, если работник обратился в этот орган в 2 - х недельный срок после увольнения и не был им трудоустроен в данной местности в соответствии с его профессией, специальностью, квалификацией в 2 - х месячный срок со дня увольнения. В соответствии с принятым решением орган по трудоустройству выдает работнику справку, которая является основанием сохранения за ним средней заработной платы за третий месяц со дня увольнения.

Указанная норма согласуется с редакцией ч.2 ст. 178 ТК РФ.

Учитывая, что ФИО1 уволена из юр лицо по п. 2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ Дата обезличена года, Дата обезличена года - на второй день со дня увольнения обратилась в центр занятости населения, по истечении 2 месяцев со дня увольнения трудоустроена не была, о чем ей была выдана справка Номер обезличен от Дата обезличена года, равнозначная решению о признании за ней исключительного права на получение среднемесячного заработка за третий месяц со дня увольнения, содержащая подтверждение условий, при которых трудовым законодательством гарантируется выплата среднего заработка за третий месяц со дня увольнения.

Эта справка оформлена ответчиком по встречному иску центр занятости на основании протокольного решения специально образованной комиссии, уполномоченной принимать указанные решения, в связи с чем равнозначна решению.

Статус пенсионера не препятствует оказанию помощи в трудоустройстве и не влияет на принятие органом занятости решения о сохранении среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения работника, таким образом, исковые требования ФИО1 законны, обоснованны, подлежат удовлетворению, встречные исковые требования юр лицо удовлетворению не подлежат.

Также в ходе судебного разбирательства объяснениями истицы, копией пенсионного удостоверения Номер обезличен от Дата обезличена года, справкой серии Номер обезличен от Дата обезличена года установлено, что после увольнения ФИО1 с общество единственным источником её дохода в семье является пенсия, размер которой составляет ..., муж - ФИО3 признан инвалидом первой группы, пенсия в основном расходуется на приобретение дорогостоящих лекарств, других источников дохода они не имеют. Данные обстоятельства также свидетельствуют об исключительности, позволяющей сохранить за ФИО1 право на средний месячный заработок в течение третьего месяца со дня увольнения по сокращению численности или штата организации.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина, от уплаты которой освобожден истец, в размере ... рублей по требованиям имущественного характера, в размере ... рублей по требованию неимущественного характера, всего ... рублей.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к юр лицо о признании права на выплату и взыскание среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения в связи с сокращением численности или штата работников - удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на выплату среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения в связи с сокращением численности или штата работников.

Взыскать с юр лицо в пользу ФИО1 средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения в размере ....

Взыскать с юр лицо в местный бюджет государственную пошлину в размере ...

В удовлетворении встречных исковых требований юр лицо о признании недействительным решения о предоставлении ФИО1 права на выплату среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме, то есть с Дата обезличена года с подачей жалобы через Алатырский районный суд.

Председательствующий